КомментарийПолитика

Газ, танкеры и… пуговицы

19-й пакет европейских санкций местами удивляет

Газ, танкеры и… пуговицы

Саммит лидеров Евросоюза в Брюсселе. Фото: Zuma / TASS

Лидеры стран Евросоюза утром в четверг, 23 октября, еще только начинали съезжаться к дворцу «Европа» на брюссельской площади Шуман, как появившаяся на красной ковровой дорожке перед журналистами глава дипломатии ЕС Кая Каллас объявила: «Мы только что приняли 19-й санкционный пакет (в отношении России)».

Несколькими часами раньше в Вашингтоне президент Дональд Трамп вдруг решил ввести санкции США против двух крупнейших нефтяных компаний России — «Роснефти» и «Лукойла». А накануне стало известно о его неожиданном, если не скандальном, решении отложить на неопределенный срок (фактически отменить) уже готовившуюся встречу с Владимиром Путиным в Будапеште.

Трудно удержаться от конспирологии (особенно если еще добавить к этой цепочке событий взрывы и пожары на НПЗ в Венгрии и Румынии, перерабатывавших российскую нефть). Но совпадение решений об антироссийских санкциях, принятых в Вашингтоне и Брюсселе, может не быть случайным. Если первое было неожиданным и, вероятно, импульсивным, в духе Трампа, то второе оставалось на слуху не один месяц, откладывалось от саммита к саммиту, пробивая путь через согласования, натыкаясь на чьи-то вето в поисках консенсуса. В духе европейской бюрократии. В обоих случаях, видимо, триггер был один: логика событий привела к очередному шагу.

За время «после Крыма» (с 2014 года) ЕС ввел серию санкционных пакетов в отношении России, каждый из которых умножал и ужесточал ограничения и запреты предыдущих. Бюрократическая машина работает непрерывно, реагируя на каждую новую отмашку политиков.

Решение о разработке 19-го пакета регламентов было принято на саммите ЕС 19 декабря 2024 года, то есть без малого год назад, но принятие его Советом ЕС, где заседают представители стран-членов, затянулось. В прессе начали появляться мнения о кризисе ЕС, о тупике в его санкционной политике. Действительно, для принятия союзных законов о санкциях нужен консенсус всех 27 членов. Но каждый раз какая-нибудь страна (обычно Венгрия и Словакия) голосовала против. Окончательный вариант Еврокомиссия представила 19 сентября.

Прохождение законов через совет ЕС — всегда вопрос торга. Причем не обязательно по содержанию данного закона.

Страны используют голосование как повод для давления на Брюссель, чтобы получить что-то актуальное для себя взамен. Исходя из этого, а не из любви к России, Венгрия, Словакия и Австрия сняли свои возражения лишь после того, как долго блокировали 19-й пакет.

Венгерский премьер Виктор Орбан заявил своим избирателям, что он сделал все, чтобы на этот раз «национальные интересы Венгрии не были нарушены». Действительно, в тексте регламента можно найти исключения для проектов, реализуемых в Венгрии с участием России. «Мы убрали всё, что было плохо для Венгрии», — сказал Орбан в интервью газете Szeretlek Magyarország, продолжая повторять, что политика санкций ЕС в корне ошибочна.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Фото AP / TASS

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Фото AP / TASS

Австрия поддержала рестрикции ЕС, добившись обещаний компенсировать ущерб, понесенный операциями в России Райффайзен Банка. Словакия опасалась, что санкции повредят ее автомобилестроению, но ЕС обещал снять опасения Братиславы. Поздно вечером накануне саммита правительство Роберта Фицо сообщило своим посланникам в Брюсселе, что снимает вето, добившись достаточно жестких формулировок по волнующим его вопросам, включая цены на энергоносители и судьбу автомобильной промышленности. В последнем Фицо нашел неожиданного союзника в лице канцлера Германии Фридриха Мерца.

Глава внешнеполитического ведомства ЕС Каллас подчеркнула, что 19-й пакет не будет последним.

Он нацелен среди прочего на российские энергетические компании, банки, криптовалютные биржи и компании в Китае. ЕС также регулирует передвижения российских дипломатов, чтобы «противостоять попыткам дестабилизации».

Пакет санкций впервые включает запрет на импорт в ЕС российского сжиженного природного газа (СПГ). Ограничение вводится поэтапно: по краткосрочным контрактам с 25 апреля 2026 года, по долгосрочным — с 1 января 2027 года, что на год раньше первоначального плана Еврокомиссии по отказу от российских энергоресурсов. В санкционный список дополнительно внесены 117 судов из состава так называемого «теневого флота», используемого для обхода нефтяного эмбарго. Общее число таких судов под флагами разных государств достигло 558.

Глава дипломатии Евросоюза Кая Каллас. Фото AP / TASS

Глава дипломатии Евросоюза Кая Каллас. Фото AP / TASS

Ужесточены ограничения в области финансов. Под санкции ЕС попали Альфа-банк, МТС банк, Абсолют банк, Земский банк, а также небанковская кредитная организация «Истина». Санкции распространяются на зарубежные филиалы российских банков — ВТБ и «Сбера» в Беларуси, филиал ВТБ в Казахстане, а также на ВТБ Шанхай, БелВЭБ, Белгазпромбанк и Альфа-банк Беларусь.

Объясняя ограничительные меры против банков в нероссийских юрисдикциях, Еврокомиссия оговаривается, что сосредоточила внимание только на тех, которые «способствуют осуществлению значительных трансграничных платежей», существенных для российской экономики. Под ограничения попали кипрские, киргизские и таджикские банки, включая «Толубай», Евразийский сберегательный банк, Душанбе Сити банк, «Спитамен» и Коммерцбанк Таджикистана.

Под санкциями теперь платежный сервис Payeer, российская национальная платежная система «Мир», Система быстрых платежей (СБП) и российский стейблкоин A7A5. Криптовалюты как канал обхода финансовых санкций привлекли на этот раз особое внимание разработчиков санкций.

ЕС также запретил финансовые операции с крупнейшими российскими корпорациями, включая «Роснефть», «Газпромнефть», «Транснефть», «Ростех», «Алмаз-Антей», «Совкомфлот», «Уралвагонзавод», КамАЗ… Отдельно запретил европейским компаниям как-либо появляться в деятельности российских особых экономических зон — таких как Свободный порт Владивостока, Инновационный центр «Сколково», Технополис и другие.

В санкционный список внесены два ведущих китайских НПЗ Liaoyang Petrochemical и Shandong Yulong Petrochemical, а также торговое подразделение компании PetroChina. По подсчетам ЕС, эти крупнейшие покупатели российской нефти обеспечивают значительный источник доходов для российского руководства.

Зависимость от энергоносителей — это слабое место Европы, и, вводя санкции против России, она ведет себя крайне осторожно и даже, по мнению многих, нерешительно. На этот раз европейцам «помог» Трамп.

По словам издания POLITICO, он сделал гораздо больше, чем 19-й пакет, для того чтобы отрезать Европу от российской нефти. Почти одновременно европейским он нанес намного более чувствительный для России удар, введя санкции против «Роснефти» и «Лукойла». На эти две компании приходится почти половина экспорта сырой нефти из РФ. Это, по мнению экспертов брюссельского издания, «поможет ЕС навсегда изгнать российскую нефть из блока».

«Роснефть», которая когда-то владела нефтеперерабатывающими заводами и контролировала поставки нефти в Германию, оказалась в значительной степени лишена своих позиций в Европе после того, как Берлин взял под контроль ее дочернее предприятие в конце 2022 года. Канцлер Мерц выразил уверенность, что санкции США не направлены против дочерних предприятий «Роснефти» в Германии.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Но с «Лукойлом» иначе. Крупнейшая частная российская нефтяная компания управляет сотнями АЗС по всему ЕС, в том числе около 200 только в маленькой Бельгии (знакомый красный логотип виден из моего окна). Она управляет гигантскими нефтеперерабатывающими заводами в Румынии и Болгарии, сохраняет 45% акций завода по переработке топлива в Нидерландах, поставляет нефть в Венгрию и Словакию, которые по-прежнему зависят от Москвы на 86–100% своего импорта.

Фото: Максим Коротченко / ТАСС

Фото: Максим Коротченко / ТАСС

Судьба всего этого вмиг оказалась под угрозой. Еврокомиссия заявила, что обдумывает возможность введения запрета на транзакции с «Лукойлом». Кая Каллас сказала, что после новых санкций Вашингтона против российских нефтяных компаний Евросоюзу пора продемонстрировать, что он способен сам предпринимать «важные шаги».

19-й пакет делает обязательным предварительное разрешение на все услуги, предоставляемые российскому правительству.

Кроме того, он ограничивает предоставление услуг искусственного интеллекта, высокопроизводительных вычислений и коммерческих космических услуг российским предприятиям.

Санкции добрались и до отраслей, далеких от влияния на военную мощь России. Европейским операторам, например, запрещают предоставлять услуги, непосредственно связанные с туристической деятельностью в России. Кроме того, что отрасль приносит доход государству, чиновники объясняют отрицательное отношение к развитию внутреннего туризма в нашей стране тем, что консульские службы их стран не могут обеспечить безопасность граждан ЕС и лиц с двойным гражданством, которые на территории РФ якобы могут быть арестованы под надуманными предлогами. Что касается поездок российских туристов в Европу, то пожалуйста. Те страны ЕС, которые дают им туристические визы, по-прежнему их принимают.

Одновременно целый блок санкционного регламента посвящен ограничению передвижения российских дипломатов по Шенгенской зоне открытых границ. Они могут впредь ездить только в пределах страны аккредитации. Это правило не относится к россиянам — обладателям шенгенской туристической визы.

Прочтение длиннющего и полного технических подробностей приложения с таблицей товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу из ЕС в Россию, — неблагодарное занятие, а у чересчур въедливых вызывает оторопь.

Во-первых, неспециалисту трудно и даже невозможно порой представить, как это выглядит или почему оказалось в списке запрещенки. Технари и чиновники ЕС постарались. В этих списках далеко не только новейшая вычислительная техника, высокоточные приборы и сложные механизмы, запчасти, суперсовременные материалы и изделия двойного назначения, которые могут быть полезными для вооруженных сил.

Но, например, пуговицы и кнопки для одежды и даже формы для их изготовления. Наверное, российским солдатам придется застегивать камуфляж запонками, для которых сделано исключение.

Из пластмассовой игрушки, видимо, можно выковырять моторчик или чип и вставить в какой-нибудь дрон. Но почему запрещать импорт поношенной одежды и обуви, «упакованных в тюки или в мешки»? Может быть, в них легко спрятать что-то сверхсекретное?

Фото: AP / TASS

Фото: AP / TASS

Во-вторых, складывается впечатление, что целью было внести в списки все европейские товары, которые пользуются спросом в России. Не только для армии и ВПК. Трудно представить, причем тут розы и клубни растений. Для ввоза электробытовых приборов и электроники установлен предел стоимости — не дороже 750 евро. И тому подобное. Импортозамещение — дело нескорое, все равно будет «параллельный импорт», только все обойдется дороже для жителей России.

Правда, запреты и ограничения не охватывают товары и услуги в области чрезвычайных ситуаций и здравоохранения, фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные или пищевые продукты. Во многих случаях они сопровождаются возможностью исключений, которые могут делать власти. Чаще всего это гуманитарные цели и интересы «деятельности гражданского общества, которая непосредственно способствует демократии, правам человека или верховенству закона в России». Слабо представляется, как это практически будет работать сейчас в России.

Чем дальше уходит в прошлое 2022 год, приходится признавать, что европейцы все больше ощущают Россию просто как враждебную страну, которая «по ту сторону» и от которой лучше отмежеваться. Эта эволюция видна и по атмосфере дебатов в Европарламенте. Мало кто из моих европейских коллег внимательно дочитал таблицы с перечнем запрещенки со всеми бюрократическими нелепостями, сообщали только главное — нефть и газ, танкеры и банки…

Читайте также

Попасть под статью

Попасть под статью

Что на самом деле предусматривают 4-я и 5-я статьи Устава НАТО, которые во время холодной войны не применялись ни разу

На саммите ЕС 23 октября 19-й пакет санкций был уже пройденным этапом. В центре внимания глав государств и правительств оказался поиск способа использовать замороженные российские активы для помощи Украине, не прибегая к их банальной конфискации. В истории нет прецедентов. Даже во Вторую мировую войну обездвиженные активы никто не трогал.

Еврокомиссия представила план того, как применить более 170 миллиардов евро, накопившиеся в результате хранения облигаций российского Центробанка в бельгийском депозитарии Euroclear, на «репарационный кредит» Украине. На пути к решению твердо встал премьер-министр Бельгии Барт Де Вевер, который не хочет, чтобы его маленькая страна одна несла ответственность за возможные катастрофические последствия беспрецедентного предприятия. Разве что если все страны союза гарантируют коллективную ответственность. На том пока и разошлись.

Сейчас проблема кажется неразрешимой. Но и проблема принятия 19-го пакета целый год казалась неразрешимой. Опять же, как поведет себя Трамп…

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow