КомментарийКультура

Отсутствие

Лейтмотивом программы «Маяка», лучшего на сегодня фестиваля авторского кино, стала тема ломаных взаимоотношений детей и родителей

Кадр из фильма «Мой сын». Источник: kino-teatr.ru

Кадр из фильма «Мой сын». Источник: kino-teatr.ru

С картиной «Мой сын» режиссера Вячеслава Клевцова, который почему-то отсутствует на фестивале, отношения у меня не сложились.

На уровне идеи понятно: когда поколение родителей поступает вопреки законам морали и совести, преданные ими дети начинают вершить свой суд любым, самым жестким образом.

Адвокат Юлии Снигирь Катя поставила профессию в служение кошельку. Сделка с совестью для нее — привычное дело. За большие деньги (ставка — 25 «лимонов») готова оправдать или посадить… в том числе невиновных. Из случайного преступления с помощью товарища полицейского (Алексей Филимонов) — сварганить преднамеренное, злостное, из одиночного — групповое. В частности, Катя отправляет на скамью подсудимых (в перспективе на долгий срок) спортивного тренера своего сына Максима Павлова, который читает в интернете проповеди о совести. Максим и создает из детей «звездочку мстителей».

Отцы и дети здесь троятся. Есть лощеная сука Катя и ее приемный сын Леша (Леон Кемстач), которого она воспитывает, потому что его отец по непонятным причинам отчалил; молодой тренер Палов, оказавшийся в тюрьме, и его несчастная мать, и, наконец, миллионер и его сын-насильник, ведущие себя безнаказанно… до поры до времени.

Линии путаются и ветвятся по прихоти авторов, и кино в результате получилось инфантильное и сумбурное, оторванное от реальности (если бы прием условности был принят как метод, была бы совсем другая картина). Проблемы прежде всего в сценарии (Евгений Баранов), вопросов к которому множество. И никаким хорошим кастингом эти проблемы не решить. Свердловская киностудия.

«Огненный мальчик». Режиссер Надя Михалкова. Сценарий Марины Степновой и Нади Михалковой

Кадр из фильма «Огненный мальчик». Источник: kino-teatr.ru

Кадр из фильма «Огненный мальчик». Источник: kino-teatr.ru

Депутатша, возглавляющая комитет Госдумы по вопросам семьи детей и детства (Юлия Высоцкая; прототип, видимо, Нина Останина), ждет переизбрания. С сыном Максом (Денис Косиков) — дистанция, он ее чаще в телевизоре видит. Мажор жжет в клубах. Но однажды рядом с ним оказывается надрывно «гуляющий» пацан, который по неведомой причине обливает себя бензином. Потом подходит к ребятам, просит зажигалку… Этот светящийся факел будет преследовать и сына, и маму Катю.

Подростка срочно отправляют в глушь. Там под присмотром помощников депутатши (Анна Михалкова, Александр Устюгов) его должны спрятать-согреть-утешить. Дальше сценарных наворотов еще больше. Депутатшу начинают шантажировать. Макс уже в глухом лесу тоскует от одиночества и боится зверья

…Психологическая драма вдруг превращается в почти триллер про духовное развитие и выбор. Макс буквально висит на краю отвесной скалы. Но от смерти его спасает провидение — местная рыжая Сашка (Елизавета Ищенко). То ли девочка, то виденье.

В этом кино сразу несколько фильмов. Про властную мать, забывшую о собственном ребенке. Милая история деревенских героев Михалковой и Устюгова. Причем Михалкова, как всегда, в своей тарелке. Она играет смешную тетку, которую ужасно жаль. Ближе к финалу депутатша сделает свой неочевидный выбор. И сын — тоже (привет первому фильму конкурса «Мой сын»).

Надя Михалкова всем дает шанс. Потому что это доброе светлое кино, в котором каждый заслуживает сочувствия.

Вопросы к режиссуре, ритму, искусственности истории, хотя есть остроумные живые эпизоды. И музыки с вокализами лирическими многовато. Внимательная камера Алишера Хамидходжаева.

Много выразительных портретов, особенно в отражениях: в стекле машины, в поезда. Хотя и здесь перебор. Колоски, муравьи, полевые цветы и кружево зелени в поднебесье.

В якутском фильме «Присутствие» Аполлинарии Дегтяревой по ее же сценарию к героине тоже является мать, только мертвая.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Кадр из фильма «Присутствие». Источник: kino-teatr.ru

Кадр из фильма «Присутствие». Источник: kino-teatr.ru

Среди продюсеров — Дмитрий Давыдов.

Хоррор, снятый в одной локации (на питчинге Work-in-progress Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня» фильм получил приз).

Сегодня это актуально: в отсутствие средств на авторское кино снимать в одной локации. Идеально — в квартире режиссера. Но здесь просто нашли трехкомнатную квартиру.

Перевод оригинальной фольклорной сказки на язык современного хоррора.

В первом кадре девушка (Анастасия Алексеева) постепенно втягивается, исчезает под кроватью и снова появляется (за ней наблюдает видеокамера, расположенная под потолком). Муж вроде бы в командировке. Посылает голосовые сообщения. Вроде бы пик пандемии (COVID-19), в новостях сводки: умершие, выздоровевшие. А у девушки в квартире чистота идеальная. Стерильная. Но она до одурения трет-моет-чистит. Доставка всего на свете — у дверей. Одиночество и тишина порождают иррациональный страх заболеть, трансформируют домашнее пространство в мистическое.

Умершая мать выходит из зеркала. В кладовке — жуткий шум (звуковая партитура развивается из тишины в какофонию звуков). В раковине — земля. Ссора соседей за стеной, как маленькая война. Но главное, в доме, как девушке кажется, кто-то есть.

Все это похоже на развившееся обсессивно-компульсивное расстройство, включающее навязчивые мысли и страхи. Страшно выходить за дверь. Она сама заточила себя в малогабаритную крепость. Ей кажется, что квартира превратилась в огромный, похожий на цирк якутский балаган со всеми ее многочисленными предками.

Так ожидаемо стелется эта история, пока сюжет не сделает крутой поворот и не превратится в хоррор о насилии. Очень современный и жуткий.

А за окном — обычная жизнь людей.

Много отсылок к японскому хоррору (в частности, к «Звонку», «Проклятию»). Снято культурно, поначалу несколько монотонно. Но саспенс постепенно погружает зрителя в атмосферу психологически обоснованного ужаса.

Принц оказывается драконом. Жертва — карающим мечом. Пандемия — просто обстоятельством места действия. Как и наша реальность — лишь фрагментом бесконечного хоррора.

«Фейерверки днем» Нины Воловой (среди продюсеров — Петр Тодоровский) — хорошее зрительское кино, тем ценнее, что дебютное.

Кадр из фильма «Фейерверки днем». Источник: kino-teatr.ru

Кадр из фильма «Фейерверки днем». Источник: kino-teatr.ru

Фильм из гнезда Лаборатории «Ленфильм» в пору ее расцвета. Семейная трагикомедия и мелодрама про отчий дом. И про русское — с точки зрения китайца Вэйхонга (Ван Бин тоже на премьере). Мотивы «Трех сестер» и «Вишневого сада» гуляют как хотят.

Для режиссера Нины Воловой это история про то, что лучше жить вместе под мостом, чем одному в большом доме. Но прежде всего эта история — про покидание дома. Как в «Вишневом саде». И как в «Трех сестрах», дом олицетворяет бесплодные мечты и иллюзии хозяев.

Режиссер Андрей Смирнов сказал: «Это кино совсем о другой стране, новой, сегодняшней с другими отношениями между бизнесменами, интеллигенцией и народом. Между девками и парнями. Молодые — другие, они иначе живут и иначе смотрят на мир. Это молодое талантливое кино». С тезисом «про другую страну» я не согласна. Все знакомо, как встарь.

Китайский бизнесмен — давний партнер отца трех взрослых дочерей (Александр Робак), владелец бизнеса по продаже светильников и дома с бассейном. Но бизнес потихоньку угасает, а герой Робака не может / не умеет ничего менять. Китаец недоумевает, почему же не сократить сотрудников, не сделать работу более эффективной. Он соглашается купить в счет долгов дом, хотя дом для него — скорее возможность заработать: например, сделать из него гостиницу. Замечательная сцена, в которой из «светильного» офиса удаляется единственная по-настоящему работающая девушка… из-за общей атмосферы.

Исполнитель главной роли Ван Бин — кандидат экономических наук. Доцент, преподает в трех российских вузах: «Я шел к этому 40 лет. Когда мне было сорок четыре, я решил поступить на актерский факультет и в 2021-м получил диплом».

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow