В сентябре в Праге на второй книжной ярмарке неподцензурной русскоязычной литературы «Пражская книжная башня» издательство ISIA Media Verlag в Лейпциге представило книгу Ксении Кривошеиной «Мать Мария (Скобцова) — святость без границ».
Два слова о «Башне», где царили свобода слова и праздник. Этот книжный салон объединил в этом году 20 издательств, представители которых приехали со всего мира, с 12 по 14 сентября посетители шли потоком.
Святая мать Мария Скобцова Парижская (1891–1945) родилась в Риге. Родословная героини книги составляет букет наций: тут и поляки, и русские, и украинцы, и французы. Приняла монашеский постриг в 1932 году в Париже, и вся ее активная миссионерская деятельность прошла во Франции. В России и потом в СССР ее знали как поэтессу Серебряного века Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву, а в эмиграции — как монахиню Марию Скобцову.
Она обладала кипучей энергией и была наделена разнообразными талантами. Ею были написаны богословские эссе, воспоминания о революции и Гражданской войне, стихи и поэмы,
она создала серию прекрасных икон и вышивок, расписала стены своих церквей, открыла приходы в Париже, дом престарелых, бесплатную столовую для бездомных, во время оккупации Франции помогала участникам Сопротивления, в одном из своих приходов укрывала английских летчиков и спасала евреев от арестов…
Последние свои следы монахиня-подвижница оставила в концентрационном лагере Равенсбрюк, где она, несмотря на нечеловеческие страдания, продолжала утешать людей и творить красоту. Мария погибла в газовой камере в 1945-м, добровольно заменив собой одну из молодых солагерниц. Необыкновенная святая прославлена как мать Мария Парижская, но это только последний адрес, где она трудилась на благо людей.
Обо всем этом и многом другом написано в книге Ксении Кривошеиной.

Мария Скобцова. Фото: miloserdie.ru
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Книга начинается с предисловия протоиерея Андрея Кордочкина*. И это неслучайно. Он один из тех, кто сегодня громко обличает конфликт с Украиной и помогает священникам, исповедующим мир и попавшим в немилость в Московском патриархате. Совсем недавно священник получил за это ярлык «иностранного агента». Как тут не вспомнить мать Марию, которая была личностью увлекающейся, творческой, порывистой, но, когда дело коснулось общественной жизни и выбора политической ориентации, вставшей на путь принципиальный.
«Пророчество матери Марии исполнилось» — так назвал свое предисловие отец Андрей. Он пишет: «Это было именно пророчеством в самом глубинном, библейском смысле этого слова. Как иначе в 1936 году можно было предсказать, что советская эпоха закончится, а люди с «извращенной, несвободной и больной психологией» придут в Церковь и станут ее движущей силой?
«Нельзя иметь никаких иллюзий — в случае признания Церкви в России и в случае роста ее внешнего успеха она не может рассчитывать ни на какие иные кадры, кроме кадров, воспитанных в некритическом, догматическом духе авторитета», писала она («Настоящее и будущее Церкви»). Эти слова исполнились.
В отсутствие культуры несогласия и свободной дискуссии вчерашние ревнители марксистских догматов стали «истребителями ересей и охранителями ортодоксии».
Патриархийные спикеры открыто рассуждают о Церкви в категориях слепого армейского послушания. Корпоративная лояльность стала главной религиозной и гражданской добродетелью. Инакомыслие приравнивается к предательству, репрессии оправдываются необходимостью в «консолидации».
Неудивительно, что сегодня слова «я верю в Церковь» для многих лишены смысла. Что это значит — верить в институт, который не может отличить добро от зла? Как нам себя вести и что делать?
Мать Мария не оставила нам ответа, но она оставила свой образ, который и есть ответ».
Поражает и необыкновенная прозорливость монахини Марии, которая в своих воспоминаниях о революции описывает мрак, в который окунулась Россия. Один из героев ее повести «Клим Семенович Барынькин» выносит большевистскому эксперименту краткий приговор: «Главная ошибка, что дали людям озвереть. Теперь от этого звериного начала надо каждого русского, как опасного больного, лечить».
Не Русская православная церковь, а Вселенский (Константинопольский) патриархат в 2004 году канонизировал Скобцову с именем святой Марии Парижской. Как логическое продолжение в июле 2023 года Священный синод Православной церкви Украины указом митрополита Епифания внес имя святой матери Марии Парижской в церковный календарь с датой молитвенного поминания 31 марта. Нужно отметить парадокс: после того как РПЦ поругалась с патриархом Варфоломеем, под Москву в 2019 году перешла парижская архиепископия (и все местные святые), а следовательно, мать Мария и ее сподвижники автоматически приобрели законный статус.
Анна Преображенская
* Минюст РФ считает «иноагентом».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

