«Адекватный малый, не оторвавшийся от реальности и боящийся Божьего гнева за свои земные дела, или, проще говоря, — не занимающийся ерундой…»
Так охарактеризовал победителя чешских парламентских выборов, прошедших 3–4 октября, один из российских пропагандистских аккаунтов в Telegram. Эта сентенция была дополнена фотографией фрагмента лица лидера движения ANO, олигарха и бывшего премьер-министра Чехии Андрея Бабиша в красной кепке с надписью «Сильная Чехия». Бабиш носил её, потому что ему нравилась одна из частых характеристик, которые ему давали СМИ, — «чешский Трамп». Затем он вывел на своей машине краской из пульверизатора: «Чешская Республика прежде всего».
«Хороший парень говорит чётко и твёрдо стоит на земле. Он много зарабатывает, но хочет, чтобы и другие тоже зарабатывали. И он не втянет нас в *** где-нибудь на Украине», — объяснил мне мой сосед из небольшой деревни в Средней Чехии, где, как и во всей стране, победил лидер популистского движения АНО Андрей Бабиш.
Однако автор русской характеристики наиболее вероятного будущего премьер-министра Чехии ошибся в одном:
Бабиш точно не боится Божьего гнева. Он боится за своё имущество и очень любит его приумножать.

Андрей Бабиш. Фото: AP / TASS
Именно эта движущая сила, поднимающая его каждый день в пять утра и стимулирующая работать до ночи, толкает Бабиша на сверхчеловеческие подвиги и даёт столько адреналина, что он мог бы делиться им с политическими оппонентами. Например, во время предвыборной кампании. Но он этого не сделал.
Что произошло в Чехии, что это значит для Украины и для Кремля
Выборы в чешский парламент имеют ряд особенностей. Как и их результаты в этом году. Одна из особенностей заключается в том, что они проходят в течение двух дней. Мы — единственная страна в ЕС, предоставляющая избирателям такой простор для голосования.
Ещё одно необычное событие этого года:
впервые в истории чешского государства в парламент было избрано наибольшее количество женщин. На них приходится треть всего депутатского корпуса.
И наконец, в избирательную кампанию вмешалась геополитика, хотя она и сыграла гораздо меньшую роль, чем экономические программы и обещания чешским избирателям финансового благополучия. За нашими выборами с особым вниманием следили не только к западу, но и к востоку от наших границ, поскольку они могли означать весьма кардинальное изменение некоторых направлений внешней политики государства. И хотя в программе победившего движения АНО внешнеполитический пассаж краток, неконкретен и ничего не значит, кое-что мы всё же знаем.
Одно можно сказать наверняка уже сейчас: Чехия прочно обосновалась в свободной Европе.
В пятницу я ходила к избирательным урнам в своей деревне и встретилась с соседями перед зданием муниципалитета, где размещался избирательный участок. Граждан было явно больше, чем раньше. В этом году активность избирателей была приличной по всей стране — явка почти 70 процентов, что для Чехии отличный показатель.

Парламентские выборы в Чехии. Фото: RADEK MICA / AFP / East News
Мы пообщались у избирательного участка, и стало ясно, что сторонников нынешних правящих партий мало. В маленьких деревнях они не пользуются особой популярностью.
Конечно, хотя у меня и моих соседей может быть разное отношение к происходящему в Украине или однополым бракам, в одном мы абсолютно согласны: мы все считаем выборы хорошим инструментом участия в управлении государством. Мы считаем их справедливыми.
Мы ворчим, когда «наша» партия не побеждает, но никто не ставит под сомнение результаты. Никогда. Ни проигравшие, ни президент, ни лидеры партий. Выборы — это святое, и в этом году ничего не изменилось.
Это не значит, что все довольны их результатами. Мой сосед напротив, традиционный избиратель националистической, популистской, пророссийской и евроскептической СДПГ (Партии прямой демократии), расстроен тем, что эта самая партия сильно проиграла по сравнению с прошлыми выборами, но ему ни разу не пришло в голову сказать мне, что кто-то «подставил» его кумиров. Доверие избирателей — основа успеха чешских выборов вот уже 35 лет.
Победитель не может править в одиночку
Движение AНO одержало убедительную победу, набрав почти 35 процентов голосов. Однако оно всё равно не может управлять в одиночку. Для этого АНО потребуется 101 место в парламенте, а у него всего 80. Поэтому победителю нужно привлечь кого-то на свою сторону. Поэтому AНO хочет достичь соглашения с двумя небольшими партиями, которые также прошли в парламент, — это «Автомобилисты», известные своей любовью к двигателям внутреннего сгорания, и вышеупомянутая СДПГ, которая выступает за выход из ЕС, референдум о членстве Чехии в НАТО, закрытие республики для беженцев, особенно мусульман, за восстановление отношений с Россией и сокращение расходов на вооружения. Внутриполитические торги вряд ли кого-то за рубежом или в Москве заинтересуют. Но именно вынужденное сотрудничество победителя выборов с СДПГ, единственной партией, не скрывающей своих симпатий к России, и есть самый важный момент.

В Чехии на парламентских выборах победило движение ANO. Фото: AP / TASS
Бабиш — отличный бизнесмен и знает, что практически всё можно купить. Даже поддержку этих мелких партий, в чьей повестке дня есть ряд пунктов, с которыми он и его АНО не согласны. Переговоры будут сложными, они потребуют от Бабиша определённых затрат, но в конечном итоге он, вероятно, сформирует правительство. Он может предложить «Автомобилистам» и СДПГ возглавить какое-нибудь министерство — например, министерство культуры, министерство окружающей среды и, как ни странно, министерство иностранных дел.
Чехи спорят о ценах, но не о своей европейскости
На первый взгляд может показаться, что в Чехии произошли революционные перемены. АНО будет править вместе с правыми популистами, провозглашая мир любой ценой и хорошие отношения с Россией, избавление от украинских беженцев и прекращение помощи Украине. Однако у правопопулистской СДПГ нет достаточного влияния или просто недостаточно голосов в парламенте, чтобы добиться столь фундаментального изменения чешской внешней политики. Эта партия не прошла десятипроцентный барьер. Она не партнёр победившей партии, а её «сопутствующий товар».
Короче говоря, выборы показали, что столь опасное влияние России в Чехии имеет свои пределы. И это несмотря на то, что непосредственно перед выборами в социальных сетях было обнаружено огромное количество аккаунтов, которые убеждали чешских избирателей в том, что республика должна выйти из НАТО. Иначе будет война, и чешские мужчины пойдут на фронт. Но запрос на выход из Альянса в нашей стране ничтожно мал. Объединение «Хватит!», которое открыто поставило под сомнение союз Чехии с Западом, помощь Украине и призвало к выходу из НАТО, всё ещё не достигло пятипроцентного порога, необходимого для прохождения в парламент депутатов, ему не достает полпроцента. Его лидер, Катержина Конечна, выглядела совершенно подавленной, объявляя в минувшее воскресенье вечером о разгроме своей команды.
СДПГ получила на 5% меньше, чем рассчитывала и чем показывали социологические опросы. Похоже, её курс на смещение акцентов на Восток и прекращение любой помощи Украине не пользуется поддержкой в Чехии.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Избиратели спорят только о ценах на электроэнергию и росте зарплат, о качестве здравоохранения, о доступности жилья и о том, в каком возрасте они хотят выходить на пенсию. Иногда даже о том, хотим ли мы украинских беженцев здесь. Но никогда о том, принадлежим ли мы к Европе, к её свободной части, и хотим ли мы жить в системе, отличной от парламентской, демократической. Никто не хочет её отменять, и её форма также не обсуждается. Планов по изменению Конституции нет, свободные СМИ и независимые суды функционируют и пока не находятся под угрозой. Смена власти путём честных выборов пользуется практически стопроцентной поддержкой общества. Никакого продления мандатов, никаких дополнительных сроков президентства…
Так что же поставлено на карту?
Украина и Россия без изменений. Почти
«Я никогда не вёл переговоров с Путиным и не планирую», — ответил мне Бабиш на вопрос о внешней политике партий-кандидатов незадолго до выборов. Он не лгал. Путин ему неинтересен, и никто не может представить Бабиша в роли миротворца.
Правительство АНО не будет ни пророссийским, ни антиукраинским. Но оно не будет ни проукраинским, ни радикально анти- или проевропейским. Оно будет прагматичным, то есть эгоистичным, как и заявлено в его программе. На самом деле, это не станет кардинальным изменением по сравнению с нынешней ситуацией. Почему? Потому что уходящее правительство Петра Фиалы было мастером жестов, символов и громких слов. С делами всё было не так гладко.

Петр Фиала. Фото: AP / TASS
Уходящий премьер-министр Фиала вошёл в историю как первый высокопоставленный европейский политик, поехавший на поезде в Украину. 15 марта 2022 года он вместе с главами правительств Польши и Словении вышел из поезда на главном железнодорожном вокзале Киева и ясно дал понять, что это и наша ***.
Можно было бы ожидать, что последуют масштабные поставки оружия и боеприпасов с чешских оружейных заводов, что деньги потекут в Украину, что мы выделим несколько миллиардов и что правительство Фиалы убедит граждан затянуть пояса в знак солидарности.
Ничего подобного не произошло. Наоборот.
В чем Чехия значительно превосходит другие страны, так это в способности, как гласит чешская пословица, сварить суп из топора.
Четыре года чешское правительство уверяло Украину, что является её самым верным союзником. Оно неоднократно приглашало президента Украины Владимира Зеленского в Прагу, и там высшие государственные чины похлопывали его по плечу. На самом деле чешский вклад в обороноспособность Украины был скромным. Определённо скромнее, чем впечатление, которое правительство Фиалы производило на внешний мир.
И поэтому некоторые граждане были возмущены тем, что государство отнимает у них деньги и отдаёт их украинцам, которые не имеют к нам никакого отношения. Правительству было трудно объяснить, что за рубежом оно позиционировало себя как крупнейшего союзника и донора Украины, но дома оно же утверждало, что нам это ничего не стоит; напротив, *** — выгодный бизнес, и мы, как государство, зарабатываем на ней.
Действительно, Чешская Республика в пересчете ВВП пожертвовала Украине не только меньше, чем Польша или Германия, богатые европейские государства, но и меньше, чем Литва или Эстония. В абсолютных цифрах мы отстаём от Норвегии, Дании, Австралии, Латвии… Мы были щедры в основном на словах.
Таким образом, самым большим изменением при правительстве Андрея Бабиша станет то, что мы «урежем» нашу вербальную поддержку Киева. Ведь Бабиш, безусловно, лучше своего предшественника Фиалы понимает войну как бизнес. Он уже даёт понять, что намерен поддержать разработку и производство европейских ЗРК, эквивалентных американским «Патриотам», и, несомненно, думает о том, как на них заработать.
Боеприпасы для Украины
Единственное заявленное изменение может коснуться нашей самой известной акции — инициативы по боеприпасам. Это выгодный, но крайне раздутый проект, который практически ничего не стоит Чехии. Он принёс Украине около 1 миллиона 600 тысяч боеприпасов, в основном артиллерийских, калибра 155 мм. Это огромная помощь для украинской армии, и чешские чиновники, которые её инициировали, несомненно, искренне хотели помочь. И им это удалось.
Кроме того, этот проект даёт возможность чешским производителям оружия довольно прилично увеличить свои доходы с помощью правительства и средств иностранных доноров. Схема следующая: украинцы определяют, какие боеприпасы им нужны, чешские компании (правительство выбрало четыре) получают боеприпасы за границей, часто это боеприпасы старые, изношенные, но готовые к применению после модернизации.

Надувной муляж танка M1 Abrams демонстрируется во время пресс-презентации в Дечине, Чехия. Фото: MICHAL CIZEK / AFP / East News
Кстати, чехи нашли неплохие источники поставок в Индии и Африке, а также в странах, очень благосклонно относящихся к России. Чешские компании доставят боеприпасы в Чехию, за что получат неплохие деньги. Но не от украинцев или чешского правительства, а от европейских доноров — в первую очередь немцев, датчан, поляков и англичан. Чехи организуют логистику и выставят счета. Это выгодная сделка, и Бабишу она должна понравиться. Он же бизнесмен, в конце концов.
Но на этом зарабатывает не он и не его бизнес-компаньоны, а некто Михал Стрнад — один из крупнейших чешских производителей оружия, партнёр правительства по программе поставок боеприпасов, он стал самым богатым чехом в этом году и был объявлен «рекордсменом года» как самый успешный чешский бизнесмен. Его Czechoslovak Group в прошлом году сообщила о чистой прибыли, которая на 49% превысила этот показатель до 2022 года.
Он не один такой. Чешские производители оружия зарабатывают именно на происходящем. В своей первой речи после подведения итогов голосования Бабиш подчеркнул, что не будет защищать их доходы. Ему просто не нравится программа поставок боеприпасов, в которой, по его словам, прибыль получат только избранные. Он хочет дать шанс всем. Или, скорее всего, тем, кого выберет сам.
Итак, никакого прекращения военной помощи Украине не будет. Главное, чтобы она нам ничего не стоила, а еще лучше обещала доход. Это как раз в стиле Бабиша: всё, что выгодно, что сулит прибыль, то и не пахнет. Возможно, это не такие уж плохие новости для Украины.
Почему Бабиш не любит Россию
Вероятный будущий премьер-министр Чехии не очень любит Россию и Украину. Он не понимает эти страны, хотя сам — с европейского востока. Родился в 1954 году в Братиславе, говорит по-чешски с лёгким «восточным» акцентом, что часто становится предметом насмешек.
Он, в первую очередь, бизнесмен, олигарх, отличный и жёсткий переговорщик, когда дело касается выгоды и денег.
Вот, пожалуй, самая показательная сцена на выборах этого года, характеризующая внешнеполитическую ориентацию Бабиша. Лидер АНО приходит в предвыборный штаб, зная, что выиграл эту гонку. Один из иностранных журналистов выкрикивает вопрос из группы коллег, которые толпятся у входа. Выкрикивает по-английски. Бабиш отвечает по-английски. Затем следует вопрос немецкого журналиста. Бабиш отвечает по-немецки. На пресс-конференции после объявления итогов голосования ему снова задают вопрос по-английски, и он опять долго отвечает по-английски. Затем следует вопрос по-французски, но Бабиша и это не пугает — он отвечает по-французски. При этом он не говорит ни слова ни по-русски, ни по-украински. Поймут ли его в Кремле?
Всем, кто необоснованно рад пророссийской ориентации будущего чешского правительства, рекомендую вернуться в 2021 год. Тогда, в апреле, именно кабинет Бабиша бескомпромиссно выдворил 18 сотрудников посольства России в Праге. По информации чешских спецслужб, эти дипломаты могли быть каким-то образом причастны к организации в 2014 году взрывов на складе боеприпасов в местечке Врбетице.
К концу мая 2021 года Бабиш отправляет домой еще 63 сотрудника российского посольства. Оправдывая свои действия, Бабиш заявил тогда о «беспрецедентной угрозе безопасности» страны.

Андрей Бабиш. Фото: AP / TASS
Никакой идеологии, только деньги
Следовательно, председателя будущего чешского правительства нельзя назвать русофилом. В России у него были некоторые бизнес-интересы до 2014 года, но «после Крыма» он решил сосредоточиться на более стабильных европейских рынках.
В марте 2022 года холдинг Бабиша «Агрофер» выступил с заявлением, что он больше не торгует с Россией и Беларусью. Не из-за симпатии к Украине, а потому, что «Агрофер» зависит от европейских субсидий, европейской торговли и европейского рынка, и Россия не стоит тех рублей, которые он потерял. Кроме того, демпингующие российские конкуренты практически вытеснили его с немецкого рынка удобрений. Поэтому Бабиш рад, что русские из Европы ушли.
В его решении не было идеологии, никаких моральных ограничений в ведении бизнеса. Исключительно расчет и прагматизм.
В последние годы вся его прибыль была от ведения дел в Чехии, Венгрии, Словакии, Польше, Германии, Австрии, Болгарии и Румынии. Кроме того, благодаря умелым операциям ему удалось получить значительные европейские дотации. Он не заинтересован в России и Украине, потому что они не принесут ему никакой существенной выгоды.
У него нет моральных ограничителей. Вместо совести — калькулятор.
«Святая Троица» против Украины в ЕС
Бабиш, как и венгерский премьер Виктор Орбан и председатель правительства Словакии Роберт Фицо, не хочет, чтобы Украина каким-либо образом угрожала кошелькам граждан их стран. Кроме того, все трое считают, что в настоящее время нет оснований для расширения ЕС: Украина воюет, а Молдова вообще не готова к членству, разве что Грузия…
Изменения в отношениях Праги и Киева могут быть следующие: меньше дружб и больше громких слов о ней. Больше понимания Чехией политики президента США Дональда Трампа, меньше благородной риторики о свободе и необходимости ее защиты.
Если Москва и сможет использовать Бабиша, то только косвенно — для укрепления «орбанизма».
Украина как конкурент
Есть еще одна зацепка — в отличие от Орбана и Фицо, у Бабиша другой мотив в противодействии вступлению Украины в ЕС. Украина как сельскохозяйственная сверхдержава «залезет в капусту» — в буквальном смысле. Бабиш знает, что европейский рынок уже ориентирован на него в области производства продуктов питания и химических удобрений. И вот игрок с таким сельскохозяйственным потенциалом, как Украина, должен проникнуть в его королевство? Пока Бабиш не узнает, как заработать на членстве Украины в ЕС, он будет против. Это его фундаментальный принцип — заработать. Он и войдя в политику более 10 лет назад, обещал управлять государством как фирмой: «Без болтовни, эффективно».
Петра Прохазкова — специально для «Новой газеты»
Прага
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

