(18+) НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КОЛЕСНИКОВЫМ АНДРЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КОЛЕСНИКОВА АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА.
Нетаньяху не решил ни одной из задач своей «спецоперации». Заложники не освобождены, Израиль не стал безопаснее. ХАМАС чуть ли не морально оправдан, получил в подарок — в том числе от западных стран — признание государства Палестина. Войне и ее жертвам не видно конца, образ Израиля испорчен. За порчей образа следует волна антисемитизма, который в столь значимых масштабах, казалось, был давно похоронен.
Институционализация антисемитизма
Антиизраильские настроения, доходящие до такой же «отмены» израильтян, как и россиян, приравниваемых к режиму, — это и есть антисемитизм. Во всяком случае, так получается именно сейчас на практике. Причем если речь идет о санкциях против Израиля, о недопуске израильтян к разного рода мероприятиям, включая спортивные, — это институционализация антисемитизма.
Например, Евровидение-2026 уже предложило Израилю отказаться от выступления или выступить под нейтральным флагом. Одной из израильских велокоманд придется ради участия в соревнованиях убрать слово Israel из названия. Совсем недавно израильским шахматистам было запрещено выступать под своим флагом на турнире в Испании. Большинство членов исполнительного комитета Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA) выступают за отлучение израильских клубов и сборных от участия в турнирах под эгидой организации.
Все это делается, разумеется, под предлогом безопасности — ради вас, евреев, мы вас и «отменяем». Говорить же «мы против Израиля, но не против евреев» — это все равно что повторять вслед за довлатовским героем: «А что, евреи тоже люди. К нам в МТС прислали одного. Все думали — еврей, а оказался пьющим человеком».
Впрочем, иной раз все гораздо хуже:
мотивами отказа от матчей с израильскими футболистами называются «этические» причины. А этично ли отказываться от игр со спортсменами той нации, которая потеряла в Холокосте шесть миллионов человек?
Кто еще мог отказаться от таких соревнований лет восемьдесят тому назад и какие возникают исторические ассоциации? Произошел какой-то сбой с этическими координатами.
Решение ряда стран о признании Палестины в непонятных границах («от реки до моря?»), с непонятным признаками государственности, с неясным руководством, со странной презумпцией того, что руководить будет не ХАМАС, а кто-то или что-то еще, и вообще это шаг к миру, на самом деле никакого мира не принесет.
Признание Палестины без выполнения хотя бы одного естественного гуманитарного условия (освобождения заложников) — это расшаркивание перед террористами. Они могут продолжать делать то, что делали.

Фото: RALF HIRSCHBERGER / AFP / East News
А Нетаньяху… Он ожесточен, одержим тем, что считает своей миссией, и не оглядывается на то, что о нем говорят западные лидеры. Противостояние ХАМАС превратилось в его личную войну, а сама она стала самодостаточной, непонятны и критерии ее окончания. Что такое «победа» в понимании тех, кто зачищает Газу? Израильский премьер словно бы забыл историю собственного государства: успешные войны должны быть короткими и иметь внятный результат, как Шестидневная война 1967 года (соответственно, длившаяся шесть дней) или война Судного дня 1973-го (20 дней). В противном случае война оборачивается гуманитарной катастрофой.
Так, палестино-израильский конфликт обрел обновленную остроту и новую форму, очень опасную не только для жизни людей в самом регионе, не только для Израиля, которому Нетаньяху пообещал автаркию, но и для ментального здоровья мира, для представлений о том, что такое мировой порядок. А он строился на неприятии войны и нацизма. Но и на признании Холокоста и геноцида еврейского народа (произошла и инфляция самого понятия «геноцид», употребляемого с невежественной легкостью). Сейчас западные лидеры, присоединяющиеся к бегающим по площадям, вокзалам, кампусам и даже Голливуду персонажам в арафатках, стирают до полной амнезии одно из оснований цивилизованного мира, пытавшегося реинкарнироваться после двух мировых войн (выдающийся историк Эрик Хобсбаум считал их одной войной длиной в три десятилетия) в 1945 году.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Кризис Запада
Происходящая эпидемия признания Палестины — одновременно и другое признание: неспособности мировых лидеров (прежде всего западного мира — «мировое большинство», Глобальный Восток и Глобальный Юг, на себя эту ношу не взваливают априори) решить палестино-израильскую проблему. Это просто зафиксированный юридически отказ заниматься еще одним нескончаемым конфликтом. И уступка собственному электорату, который становится все более антисемитски настроенным, будь он крайне левым или крайне правым. На выходе — поощрение антисемитизма на государственном уровне.
В принципе,
возвращается эпоха крайностей — среднему современному западному избирателю неинтересен разумный и умеренный центр, «старые» респектабельные либералы или социал-демократы.
Центр — это что-то из благостной эпохи «конца истории», эры триумфального шествия общечеловеческих ценностей и всеобщей консьюмеристской расслабленности. Электорату нужны яркие образы и резкие слова. Не классические идеологии и подходы, а что-то новенькое, годящееся в употребление вместе с попкорном. Новые страхи: Дмитрий Медведев ведет святое воинство на Сатану, инвестор Питер Тиль пугает широкие массы Антихристом, образ которого неясен, зато пришествие практически гарантировано.
Мир утрачивает моральные и идейные ориентиры. Человек массы растерян и напуган, ждет Антихриста (это еще и кризис христианства), хвалит Путина за то, что он «strongman», ненавидит одновременно исламистов и евреев. Раньше устраивали погромы против «жидокоммунистов», оборудовали газовые печи и глубокие овраги для «иудеобольшевиков», потом появились «жидобандеровцы». Но десятилетиями неизменными и все шире распространяемыми остаются образы Галича и Бродского: «израильская военщина известна всему свету, как мать говорю и как женщина, я требую их к ответу»; «над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый». Вроде бы этом мире меняется все, включая технологии, но на самом деле не меняется ничего. Кроме способов убийства и унижения людьми друг друга. А вот обоснования насилия — те же. Масштабы, как выясняется, неменьшие.

Фото: ANDER GILLENEA / AFP
Да, из-за Нетаньяху Израиль переживает множественный кризис. Но в этой драме отразился и стал более явным другой кризис — кризис Запада, самой его идеи, возникшей в ходе и после Второй мировой. Идеи, основанной на гуманизме, ставящей в середину мира не «суверенитет», а человека. Тех же заложников, находящихся в плену у террористов уже почти два года, с 7 октября 2023-го. Когда-то ради освобождения похищенного палестинскими террористами капрала Гилада Шалита Израиль выпустил на свободу 1027 палестинских заключенных, продемонстрировав, насколько ценна одна человеческая жизнь. Были попытки действовать по схожей схеме. Но в срыве «сделок» сыграли свою роль и принципиальная недоговороспособность террористов, и одержимость Нетаньяху, и бессилие (или равнодушие) сегодняшних западных лидеров.
Происходящее является и кризисом лидерства Запада: старые типажи — Клинтон, Обама, Байден, Меркель — ушли. Новые не приспособлены для поиска ответов на новые старые вызовы. Это и кризис исторической памяти, где есть и Холокост, и погромы на почве национализма, и арабские «мирные хаты», ведомые пронацистским муфтием аль-Хусейни, допущенным даже до беседы с Гитлером. Но об этом или сознательно забывают, или не хотят знать. Признание Палестины многие предлагают дополнить санкциями в отношении Израиля. Это решительное расставание с историей и оскорбление памяти израильтян, становившихся жертвами террористов в течение всех десятилетий существования государства Израиль.
Попытка решить палестинскую проблему одним широким, эффектным и символическим жестом — признание неразрешимости проблемы.
Способ отмахнуться от нее. Переложить ответственность целиком на Израиль. Антиизраильские настроения, перековавшиеся в антисемитские, перестали быть уделом левых радикалов и превратились в западный мейнстрим. Это не решение проблемы, а ее усугубление. Вызванное самым главным кризисом, порождающим войны и не дающим им остановиться, — кризисом памяти.
* Властями РФ внесен в реестр «иноагентов».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

