На прошлых выходных в Москве прошла 13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, уже во второй раз на новой площадке «Тимирязев-центра», открытого в прошлом году. В этом году пространство ярмарки было расширено до двух этажей, что позволило сделать ее еще более масштабной, чем год назад. В расширенном пространстве разместились стенды 101 галереи (рекордное количество для ярмарки), не считая еще нескольких десятков стендов партнерских и некоммерческих инициатив. В отличие от прошлого года, когда картины некоторых художников были сняты со стендов до начала ярмарки по цензурным соображениям, на этот раз, как кажется, обошлось без скандалов.
Можно предположить, что кураторы галереи, да и сами художники в этом году во избежание проблем сделали всю работу по недопущению крамолы за недремлющих цензоров из Департамента культуры, которых в прошлом году возмутила картина Ирины Затуловской «Пиджак» со стихами Мандельштама про «человека эпохи Москвошвея».
Любопытно, что в этом году также не обошлось без работ по мотивам произведений опального поэта, однако вместо стихов 30-х годов стенд культурного проекта СОЮЗ вдохновился более ранними строками из сборника «Камень»: «Цветочная проснулась ваза / И выплеснула свой хрусталь». В цветочной теме у поэта, к счастью, гораздо труднее найти что-то запретное. Впрочем, и в прошлом году крамола была скорее в глазах «смотрящих», то есть буквально в глазах тех «авторитетов», что следят за соблюдением порядка в «зоне» так называемого совриска. По крайней мере, никаких утечек о снятых картинах на этот раз не случилось, а значит, ничто не смогло омрачить праздник современного искусства.
Действительно, широкий размах и всевозможная пышность, царившие на ярмарке, вполне соответствовали той картине, что в последние несколько лет активно создается в соцсетях определенной категорией россиян (как правило, москвичей), сделавших выбор остаться в РФ и находящихся в непрерывном диалоге с теми, кто решил уехать.
Представители столичного «высшего среднего класса», фланируя между многочисленными стендами, судя по всему, прекрасно проводили время, и все, что они наблюдали, как будто подтверждало правоту их выбора.
Как известно, ярмарка Cosmoscow, будучи наиболее крупной и респектабельной на сегодняшнем российском арт-рынке, выполняет сразу несколько функций: с одной стороны, помогает галереям продавать, а коллекционерам — покупать работы художников, и с другой — демонстрирует зрителям некоторый срез современного искусства. Неслучайно на ярмарке каждый год отдельное место занимают стенды «музей года», «институция года», «художник года», а на этот раз еще и «коллекционер года».

Фото: соцсети
И если для коллекционеров, арт-консультантов и прочих экспертов, подходящих к выставленным работам с профессиональной меркой, ярмарка, возможно, и вправду стала праздником, то в том, что касается эстетических впечатлений от просмотра произведений искусства, дело обстояло несколько сложнее.
Во-первых, столь большое количество галерей и выставленных работ, разумеется, всячески препятствует цельному зрительскому восприятию, а во-вторых, при всей широте и разнообразии общее впечатление от увиденного скорее можно назвать приглаженным и нейтральным. При взаимодействии с большинством работ трудно было отделаться от ощущения, что современные художники пытаются говорить о чем угодно, только не о современной реальности.
Хорошая иллюстрация этому тезису — работа известного самарского художника Андрея Сяйлева «Текущий момент», представляющая собой синюю колонку с льющейся в ведро водой.
Художник давно разрабатывает серию с таким названием, выбирая разные объекты и медиумы для фиксации этих самых «текущих моментов», но работа для этой ярмарки показалась мне подчеркнуто эскапистской. Некоторые зрители увидели в этом объекте ностальгию по беззаботному времени — лету у бабушки в деревне, однако, на мой взгляд, здесь оправдано и более буквальное восприятие: «текущий момент» для художника в сегодняшней реальности может проживаться исключительно в неметафорическом смысле — как фиксация течения воды.
Схожий эффект оставила большая скульптура Насти Миро и Всеволода Саплина «Юла желаний» (одна из самых дорогих работ ярмарки), по сути, увеличенная модель советской игрушки, вызвавшая особый интерес у зрителей благодаря своей яркости и постоянному движению. Разноцветный вращающийся объект также, по-видимому, должен был пробудить воспоминания из детства, однако для меня он стал символом такого же эскапизма, ведь один из самых популярных образов побега из реальности в современной культуре — это карусель, кружение на которой заставляет забыть о проблемах и испытать детскую радость жизни. Разумеется, в этих вещах самих по себе нет ничего плохого, но само желание наиболее востребованных современных художников через свои работы возвращаться к образам из детства в прошлое представляется мне показательным.

Скульптура Насти Миро и Всеволода Саплина «Юла желаний». Фото: агентство «Москва»
Похожее обращение к прошлому, только с другими акцентами, демонстрировали стенды, посвященные именитым современным художникам с хорошо известным сформированным стилем. Соц-арт Александра Косолапова, давно уже давно ставший страницей в истории искусства (Микки-Маус и Минни-Маус в виде «Рабочего и колхозницы» вряд ли сегодня могут вызвать какую-либо эмоцию, кроме иронической улыбки), городские пейзажи Валерия Кошлякова, «поэзия повседневности» Ольги Чернышевой и многое другое — все эти работы наверняка могли бы гораздо интереснее смотреться по отдельности, в единой концептуальной рамке (как, например, на персональной выставке Ольги Чернышевой, проходящей в «ГЭС-2»), здесь же, к сожалению, становились частью общего нейтрального фона.
Причины этой нейтральности логичны и понятны: галеристы сегодня не могут позволить себе рисковать и вынуждены полагаться на проверенные имена, уже известные коллекционерам, а что-либо более новое, радикальное и экспериментальное может вызвать вопросы как эстетического, так и цензурного характера.
Вот и получается современное искусство, в котором о современности (в том смысле, как ее понимал, скажем, все тот же Мандельштам) можно лишь догадываться по косвенным признакам.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Другую грань нейтральности воплотил стенд галереи Futuro, признанный экспертным советом Cosmoscow лучшим на ярмарке. На нем разместились предельно минималистичные работы художника Леонида Костина из серии SPAS — пустые доски икон, лишенные изображения святых. По словам кураторов, объекты Костина «напоминают абстракции Мондриана, Малевича или Ротко, однако их источник укоренен в иконописной традиции». При этом сакральный смысл икон не совсем уходит из этих работ, а как бы подразумевается автором. В теории концепция художника может восприниматься как яркий художественный жест и даже претендовать на высказывание о современности, в которой образы Божества и святых невозможно воплотить, как прежде, однако в том профанном пространстве ярмарки, в котором эти работы были выставлены, это выглядело совершенно иначе. Скорее всего, стенд можно было бы назвать своеобразным символом всей ярмарки, в котором высококлассное и красивое оформление не скрывает и даже отчасти подчеркивает пустоту содержания. Входило ли это в планы художника, галереи и экспертного совета ярмарки, выбравшего этот стенд лучшим, неизвестно, но, если да, получился неплохой автокомментарий.

Леонид Костин. SPAS. Фото: соцсети
Впрочем, нельзя сказать, что Cosmoscow в этом году совсем была лишена своих «хайлайтов» — просто, как уже было сказано, их было не так легко заметить на общем приглаженном фоне. Среди таких «зерен», которые организаторы сами отделили от «плевел», оказалась работа «Семена» нижегородской арт-группы «Провмыза», признанной «художником года» по версии фонда Cosmoscow. Давно сложившийся дуэт Сергея Проворова и Галины Мызниковой, которых называют «корифеями российского видео-арта», создали специально для ярмарки работу в не самом распространенном жанре «перформативной скульптуры», сочетающей классические скульптурные формы с современными практиками перформанса.
Центральный образ матери, отсылающий к иконографии Пьеты, запечатлевает женщину с несколькими десятками детей, висящими на ее теле.

«Семена» нижегородской арт-группы «Провмыза». Фото: соцсети
Композиция была выстроена художниками в реальности из живых людей, сфотографирована и размещена в пространстве ярмарки в формате триптиха. Образ действительно врезается в сознание зрителя и провоцирует на самые разные интерпретации. Работу также сопровождала довольно многозначительная цитата, как будто позаимствованная из русской классики: «— И что же вырастет из этих семян, спросил Семен? — Человек, — ответил чорт, — человеки». Как бы то ни было, этот групповой портрет, как мне показалось, действительно имеет самое непосредственное отношение к современности и отражает трагическое мироощущение, созвучное нашей эпохе.
Другими выделяющимися стендами на ярмарке в силу культурных особенностей стали те, что представляли работы художников из национальных регионов РФ или других стран. Так, онлайн-галерея «Союз современных сибирских художников (СССХ)», казанская Zhudrov Gallery или уфимская галерея «Мирас» показали произведения интересных художников, совмещающих традиционные и современные техники, — Амгалана Ринчинэ, Рамина Нафикова и Расиха Ахметвалиева.
Кроме того, к персидской секции, запомнившейся многим зрителям по прошлой ярмарке, в этом году добавилась индийская с работами из собрания коллекционеров индийского искусства Екатерины и Андрея Теребениных. Все перечисленные стенды однозначно разукрасили доминантный нейтральный цвет Cosmoscow, однако не повлияли на общее настроение от ярмарки.
Что ни говори, в современных российских реалиях события подобного масштаба обречены на простой выбор: поддерживать иллюзию «праздника искусства», соблюдая все необходимые цензурные и эстетические границы, или же не существовать. Организаторы уже несколько лет выбирают первое, и пока им удается сохранять позицию нейтральной аполитичности и атмосферы «искусства ради искусства». Как долго им удастся занимать эту шаткую позицию — покажет время.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


