СюжетыОбщество

Хозяйка своего слова

Со статуса «житель блокадного Ленинграда» сняли блокаду. Об этом сказала Матвиенко, но она же и заблокировала этот закон два десятилетия назад

Хозяйка своего слова

Валентина Матвиенко на встрече с блокадниками. Фото: senatinform.ru

10 сентября на встрече с блокадниками спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что принято решение снять ограничение о пребывании в блокадном городе не менее четырех месяцев для отнесения к категории «Житель блокадного Ленинграда».

«В ближайшее время мы примем все необходимые подзаконные акты, чтобы не было ограничений для тех, кто менее четырех месяцев проживал в городе. То есть все, кто родился в городе в то тяжелое время, получат статус жителя блокадного Ленинграда. Ни одна ваша просьба не остается без внимания», — сказала Матвиенко.

Еще не успели принять эти подзаконные акты на федеральном уровне, как 18 сентября петербургский губернатор Александр Беглов внес в Законодательное собрание законопроект, по которому знак «Жителю блокадного Ленинграда», статус и меры поддержки получат все, кто хоть день провел в осажденном городе.

В принятии закона нет никаких сомнений, и значит, решится наконец одна из самых давних проблем блокадников.

Знак «Житель блокадного Ленинграда» был учрежден решением Исполкома Ленсовета от 23 января 1989 года. И вручался «проживавшим не менее четырех месяцев в Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года) детям до семи лет, школьникам, учащимся школ ФЗО, ремесленных училищ и техникумов, студентам и другим гражданам, не награжденным медалью «За оборону Ленинграда».

Откуда взялось именно четырехмесячное условие, сейчас уже не припомнить, но оно оказалось чрезвычайно устойчивым: многолетние попытки его изменить или отменить были безуспешными.

В 1999 году ленинградские блокадники получили — после долгой борьбы — статус ветеранов Великой Отечественной войны, закрепленный в федеральном законе «О ветеранах», и полагающиеся в связи с этим льготы, в том числе — право на вторую пенсию. Но в законе к ветеранам войны относились только те из блокадников, кто награжден знаком «ЖБЛ» (те, кто награжден медалью «За оборону Ленинграда», получили статус участников войны). Те же, кто не имел ни медали, ни знака, не получили ничего.

Но затем стала все чаще и чаще обсуждаться тема неравенства блокадников. Неужели те, кто прожил в блокадном городе три месяца и 25 дней, страдали намного меньше, чем те, кто прожил четыре месяца и пять дней?

И соответственно, не заслужили право на социальную поддержку и льготы?

Провести точный расчет, сколько именно надо было прожить в блокадном городе, чтобы заслужить статус «Жителя блокадного Ленинграда», невозможно: нет для этого четких критериев. Подвиг блокадников неоспорим — независимо от времени пребывания в осажденном городе.

Выход напрашивался только один: перестать делить блокадников на группы и вообще снять ограничение: вручать знак «ЖБЛ» независимо от срока проживания в блокадном Ленинграде. Пусть это даже неделя. Хоть день. Неважно.

Валентина Матвиенко на встрече с блокадниками. Фото: senatinform.ru

Валентина Матвиенко на встрече с блокадниками. Фото: senatinform.ru

В сентябре 2004 года Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло закон «О вручении знака «Жителю блокадного Ленинграда», отменяющий «правило четырех месяцев» и устанавливающий, что знак получают независимо от времени проживания в блокадном городе.

Но губернатор — а им тогда была Валентина Матвиенко — наложила на него вето.

7 октября она направила в закс письмо, где сообщила, что возвращает закон без подписания с «мотивированным обоснованием отклонения».

Что же это были за мотивы? Цитируем:

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Из содержания статьи 1 Закона следует, что лица, которые смогут подтвердить проживание в Ленинграде в период блокады хотя бы в течение одного дня, будут иметь право на все предусмотренные статьей 18 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной защиты. Меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «ЖБЛ», являются расходными обязательствами Российской Федерации. Таким образом, принятие Закона повлечет увеличение расходной части федерального бюджета в части обеспечения финансирования мер социальной поддержки лицам, награжденным знаком «ЖБЛ»… В Законе источники и порядок финансирования не определены».

И это не единственное возражение губернатора. Цитируем дальше:

«Кроме того, в мой адрес обратились руководители общественных блокадных организаций Санкт-Петербурга — Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда», Международной ассоциации общественных организаций блокадников города-героя Ленинграда, региональной общественной организации «Общество ветеранов-инвалидов «Блокадных дней резервы трудовые», региональной общественной организации «Юные участники обороны Ленинграда», региональной общественной организации воспитанников детских домов блокадного Ленинграда, региональной общественной организации «Ленинградский союз «Дети блокады — 900», выразившие категорическое несогласие с принятием Закона и просьбу его не подписывать».

Такое обращение от 29 сентября 2004 года существует, и в нем написано:

«Мы, руководители общественных блокадных организаций города, рассмотрев данный Закон, выражаем категорическое несогласие со статьями Закона и просим Вас не подписывать его в варианте, принятом Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Ветеранская и блокадная общественность Санкт-Петербурга неоднократно рассматривала данный вопрос и выражала свое несогласие. В настоящее время льготы, предусмотренные ст. 18 Федерального закона «О ветеранах», предоставляются не в полном объеме. Просим Вас не допустить расширение льготной категории жителей блокадного Ленинграда, учитывая единичные обращения отдельных граждан по данному вопросу, а направить усилия исполнительной и законодательной власти на полную реализацию Федерального закона «О ветеранах» Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 и законов Санкт-Петербурга, направленных на социальную поддержку ветеранов и блокадников».


Законодательное собрание не стало преодолевать вето губернатора: закон не вступил в силу.

В 2014 году о разделении блокадников вспомнили вновь — в связи с 70-летием полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

И тут уже изменили позицию представители блокадных организаций — тех же, что 10 лет назад требовали не снимать «ограничение четырех месяцев». На этот раз они поддержали снятие ограничения: так, председатель правления общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Ирина Скрипачева говорила, что проблема статуса тех, кто прожил в блокадном городе меньше четырех месяцев, стоит остро, что «чем меньше был ребенок во время блокады, тем больше он несет в себе проблем блокады» и что «с каждым часом нас становится все меньше, наше поколение уходит».

Валентина Матвиенко на встрече с блокадниками. Фото: senatinform.ru

Валентина Матвиенко на встрече с блокадниками. Фото: senatinform.ru

В декабре 2018 года Законодательное собрание приняло постановление о законодательной инициативе в Госдуме — внести изменения в федеральные законы «О ветеранах» и «О государственном пенсионном обеспечении», отнести к ветеранам Великой Отечественной войны лиц, которые в несовершеннолетнем возрасте жили в Ленинграде в период блокады меньше четырех месяцев.

Во время обсуждения ряд депутатов предлагал не выступать с федеральной инициативой, которую (судя по отношению федеральной власти к этому вопросу) все равно не примут, а изменить правила вручения знака «Жителю блокадного Ленинграда», отменив «правило четырех месяцев». Но идею снова не поддержали, и в том числе — исполнительная власть. А федеральная инициатива ушла в Госдуму — и там, как и предсказывали, была «похоронена».

В июне 2019 года депутаты все-таки приняли городской закон, но компромиссный: он предоставлял всем блокадникам, независимо от времени проживания в блокадном городе, право на бесплатные путевки в санатории, ежемесячную денежную выплату в размере 3000 рублей, единый именной льготный проездной билет и другие льготы.

В общей сложности получалось почти как у тех, кто имеет фактический статус «Жителя блокадного Ленинграда», но без получения этого статуса формально. А это было очень важно для блокадников: им нужны были не только выплаты и льготы, но и статус.

И вот наконец на федеральном уровне было обещано решить проблему. Обещано той же Валентиной Матвиенко, которая могла решить ее еще 21 год назад — достаточно было тогда, в сентябре 2004-го, подписать закон…

В 2019 году блокадников, которые жили в осажденном городе менее четырех месяцев, было около тысячи человек. Сейчас их значительно меньше, и всем им за восемьдесят, даже если в блокаду они были младенцами. 

Жаль, что с решением этой проблемы так затянули — ее, как уже сказано, можно было решить гораздо раньше, если бы «против» не выступали в том числе и некоторые из тех, кто сейчас выступает «за».

Владимир Максимов

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow