РепортажиЭкономика

Ждем китайцев, не летим, но, может, поплаваем

Приморцы пережили юбилейный Восточный экономический форум. Что они думают про обещания властей, приезжающих к ним раз в год

Ждем китайцев, не летим, но, может, поплаваем

Восточный экономический форум 2025. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

«Ой, какая дыра! Осторожно!» — придерживает молодой папа дочку лет трех, которая решила поинтересоваться стыками тротуара и бетонного забора в центре Владивостока. Через «обглоданный» асфальт с торчащей арматурой виден замусоренный косогор и железная дорога, и у малышки есть все шансы изучить их в подробностях. То есть провалиться в дыру.

Днем позже на пленарном заседании Восточного экономического форума модератор Мария Рыбакова назовет Владивосток ухоженным городом и будет его очень хвалить. Где ее возили, что показывали? Дыры видела? А косогоры? А фальшфасады, который год прикрывающие стыд на зданиях в том же историческом центре? Ну уж по Золотому мосту-то точно ехала — неужто не ощутила «стиральной доски»? Ни за что не поверю, что официальная машина ВЭФ-2025, китайский Tank, обладает настолько мягкой подвеской. Впрочем, выбор мудрый: внедорожник все же.

Народ стоит — слуги едут

Юбилейный, 10-й год подряд Восточный экономический форум проходит во Владивостоке на фоне великолепных природных ландшафтов и при полном несоответствии «глаз» и «ушей». Объясню: то, что мы слышим от важных мужчин в пиджаках, — это совсем не то, что дальневосточники видят на улицах, в домах и в кошельках. И это уже даже немного скучно.

Ладно, в прошлом году все позабавились прибытием на форум делегации Талибана. Того самого, который, хоть его уже и можно упоминать без звездочки, террористическим быть не перестал. Второй раз — это уже не забавно. Было бы, конечно, интересно послушать, как российские спецслужбы перекрывают каналы наркотрафика и борются с вербовкой граждан РФ радикалами (только настоящими!) из-за рубежа. Но почему-то об этом в присутствии наших друзей-талибов не говорят.

Стивен Сигал уже как-то тоже свой в доску. С ним все фотографируются по привычке, но это все еще не совсем экономика.

Раньше прилетали хотя бы первые лица государств — Индии, Японии, Южной Кореи, Китая, Монголии, Малайзии… Сейчас на пленарке уже и их нет. Чего ради перекрывают дороги?

Едешь себе спокойно, и тут — раз, ГИБДД поперек трассы. Спрашиваешь: когда откроют-то? Не скоро. И вот стоишь ты в этой пробке под кондиционером, ждешь, когда твои слуги проедут, бензин только жжешь.

А он, бензин, все так же в дефиците. Просто «туристы-хабаровчане», из-за которых, по версии властей Приморья, бензин кончился, разъехались по домам, бензовозов вроде как добавили — очереди на заправках стали поменьше, но не исчезли, потому что топлива в достаточных объемах не появилось. Куда что делось и связано ли это как-то с пресловутым «западным направлением»?

Эти вопросы никто на форуме почему-то не задавал. Зато рассуждали, что в России есть перспективы у автомобильного рынка! Статистику проводили: мол, в нашей стране сегодня 320 автомобилей на 1000 человек, в Европе — 650, а в США прямо вся тысяча! Выходит, говорили эксперты, есть куда расти! Особенно отечественному автопрому. Ему же, говорили эксперты, так помогло увеличение утилизационного сбора (дальневосточники, конечно, по-прежнему предпочитают «японок», хотя везут иномарки и из Кореи, и из Китая). Куда сдавать машину на утилизацию, эксперты не сказали. Наверное, потому, что некуда.

С набережной Цесаревича доносятся знакомые звуки. Это старая добрая группа «Комбинация» на закрытой вечеринке поет (зачем-то вживую) про два кусочека колбаски.

Многие ли спикеры и эксперты ВЭФ представляют себе, как в реальности выглядит стол с двумя кусочеками колбаски? Но — ишь ты! — веселятся.

Видно, что в этом году форум решили проводить без шика и размаха. Ну, «Комбинация» — не первого эшелона артисты, при всей к ним любви. Рекламных щитов, несмотря на юбилей, в городе немного, эскортницы и те затаились. В былые времена занимали все террасы с видами на сентябрьские закаты (и без видов тоже)… Порой люди с бейджами заходят выпить в небольшие бары в подворотнях Миллионки, наслаждаясь легким вечерним ветерком, который, впрочем, едва ли справляется с раннесентябрьской духотой. Центр, по правде говоря, выглядит атмосферно, шарма добавляет близость моря, которое всегда впереди.

Главное — не путать туризм с эмиграцией и не вглядываться в дыры в асфальте, иначе они начнут вглядываться в тебя.

А вот если отъедешь от относительно нарядного центра Владивостока, где забиты все гостиницы и по улицам ходят люди с бейджиками (зачем, кстати? Чтобы, чего доброго, не слиться с простым народом?), столкнешься с реальной жизнью. В которой автобусы ходят с перебоями, люди вечерами ждут общественного транспорта по часу, а потом в него не вмещаются. Или в которой стариков с копеечной пенсией «радуют» тем, что сносят крупнейший в городе дешевый рынок на Спортивной, и теперь ни овощей доступных, ни колбаски. Ибо экономика — это не про экономию.

Опасное-безопасное

С каждым годом запретов на ВЭФ все больше, а веселья все меньше. Не только дороги закрывают, но и выход в море на катерах (до конца форума). И даже купание в бухтах вокруг Владивостока 4 сентября. Просто потому, что Путин на катере командующего ТОФ «Ураган» отправился с острова Русский к дальневосточному филиалу Национального центра «Россия». Который открывали ударными темпами, разогнав так называемый старый океанариум с его экспозициями (их перевезли в новый океанариум на Русском). А из спорткомплекса «Олимпиец», что поблизости, выгнали детские студии с действующими договорами аренды, потому что там предположительно вторая очередь наццентра откроется. Приоритеты налицо.

Восточный экономический форум 2025. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Восточный экономический форум 2025. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

«Все отлично понимают, какое сейчас время. Но если вам так опасно, что надо поставить раком полгорода, может, не надо вообще ВЭФ проводить? Почему купаться-то нельзя? А зачем уменьшать скорость интернета настолько, что невозможно обычные сообщения в мессенджерах отправлять?» — рассуждает Антон, бизнесмен.

Это, кстати, интересно еще и потому, что президент на пленарном заседании заявил, что на Дальнем Востоке стартовали проекты по обеспечению технологического лидерства страны и надо стимулировать разработку и внедрение прорывных систем. В частности, беспилотные технологии — в сельском хозяйстве, охране природы, природопользовании, тушении пожаров, логистике и на производстве.

«На таких пространствах почему беспилотие-то не развивать? Здесь нет таких угроз, какие могут складываться в густонаселенных районах страны, — заявил Владимир Путин. — Сама жизнь требует применения таких технологий».

Народ в соцсетях оживился: авось приличный интернет вернется! Раз уж сам президент сказал, что у нас безопасно.

Мастера на все руки

С одной стороны, на сессиях ВЭФ и пленарном заседании каждый год говорят о развитии городов и мастер-планах. Вот и в этот раз Путин сказал, что власти направят 100 миллиардов рублей на строительство в дальневосточных городах более 600 объектов до 2030 года. И среди построенных назвал крытый каток в Находке. С другой стороны, чего далеко ходить, в апреле прокуратура края писала об уголовных делах за мошенничество и халатность при строительстве этого самого катка — подрядчики с 2022-го по 2024 год «отмыли» около 5 млн рублей, а заказчик акты о приемке несуществующих работ радостно подмахнул.

А знаете, например, сколько во Владивостоке построено школ с 2018 года? Ни одной.

Жители Снеговой Пади (огромный относительно новый микрорайон, базово построенный для военнослужащих) который год жалуются: в две школы дети еле вмещаются, жизненно необходима третья. Даже подписи под петицией в этом году собирали. И жители еще одного нового огромного микрорайона, Патрокл, тоже собирали — президенту хотели передать. Их очень сильно успокаивали и обещали сдать школу в следующем году. Но такое уже несколько лет обещают. Многоэтажки вот, например, ударными темпами растут — значит, в принципе строить во Владивостоке можно? На Патрокле во время ВЭФ очень ждали Виталия Мутко, чтобы рассказать ему о своих бедах и чаяниях. Приехал его зам. Но и то хорошо — дорогу за неделю в асфальт закатали. Такие вот мастера и планы.

Все лето в центре Владивостока что-то чинили-ремонтировали-переделывали. Пешеходную зону оборудовали. По традиции пробки были коловые. Что там можно было так долго делать, никто особо не понимал, но к началу проведения ВЭФ сняли внешние ограждения, и теперь хотя бы пробки поменьше, сам участок еще доделывают. Может, ради таких маленьких побед и нужен огромный форум?

Восточный экономический форум 2025. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Восточный экономический форум 2025. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Вот говорят на ВЭФ о создании «Большого Владивостока» — объединения нескольких окрестных территорий в одну агломерацию. А откуда энергомощности-то возьмутся? Вон из Тавричанки, что в Надеждинском районе, недалеко от Владивостока, постоянно идут тревожные сигналы: нет света. Подолгу. Во всем крае несколько раз случались масштабные и длительные аварии. Как несложно догадаться, строительство АЭС ни в Приморье, ни в Хабаровском крае у широких народных масс энтузиазма не вызывает. Сети обещают отремонтировать. Откровенно говоря, уже много раз обещали, но Тавричанке от этого не легче.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Зато угля, если что, в регионе на 900 лет еще хватит. Президент сказал. Жалко, конечно, что шахты в Артеме и Партизанске закрылись. С другой стороны, в ТОРах теперь новые рабочие места создаются, а скоро все преференциальные режимы (их много) на Дальнем Востоке и в Арктике станут одним большим режимом. На базовых условиях территорий опережающего развития. Так что и без шахт всем работы хватит.

Не взлетим, так поплаваем!

Форум форуму рознь. Иногда у Владимира Владимировича есть настроение уйти в политические рассуждения. А порой он сосредотачивается на экономике. Про экономику интереснее. В этом году повезло.

Нам обещали расширить «дальневосточную и арктическую ипотеку» под 2% годовых на все новые категории населения — например, на все многодетные семьи вне зависимости от возраста родителей. Это означает, конечно, что стоимость квадратного метра снова взлетит, хотя куда уж выше. Но про это ведь никто никогда на форумах не рассказывает.

Нам сделали отличный подарок китайские друзья — безвизовый режим для всех россиян-туристов! И Путин обещал «ответить зеркально». Приспособить улицы под китайские автобусы пока никто не обещал.

Нам посулили создание круглогодичного курорта в Хасанском округе Приморья и строительство Рудневского моста во Владивостоке за счет инфраструктурных кредитов. Оба раза и прекрасно, и очень смешно. Потому что круглогодичные комплексы на юге края уже есть, но Таиланд и Вьетнам по-прежнему и дешевле, и сервис там в сто раз лучше, и фрукты вкуснее. А аварийный и трещащий по швам Рудневский мост (очень важная транспортная артерия во Владивостоке) уже так давно пытаются перестроить, что он стал притчей во языцех.

Вместо выслушивания общих слов мы узнали, что модернизацию Восточного полигона железных дорог — БАМа и Транссиба — продолжат и к 2032 году их провозные мощности должны стать в полтора раза больше, чем в начале текущего года. А через порты региона сегодня провозят почти 380 миллионов тонн грузов в год (увеличение почти вдвое за 10 лет). К 2030-му планируется увеличение еще на 115 млн тонн грузов в год.

И чтобы закрепить принципы многополярного мира, мы теперь строим мосты в КНДР через реку Туманную, она же Туманган. Раньше не строили. Наверное, однополярный мир мешал.

Каждый год нам рассказывают, как Россия разрабатывает легкий самолет «Байкал», который мог бы заменить советский Ан-2 на коротких рейсах. Уже пять лет на ВЭФ все причастные обещают, что «скоро, вот-вот», четыре миллиарда потратили, президент все время поручает ускориться (сейчас тоже поручил). Но пока нет особых успехов. Не летаем пока на своем.

Восточный экономический форум 2025. Участницы форума на территоррии Дальневосточного федерального университета на острове Русский. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Восточный экономический форум 2025. Участницы форума на территоррии Дальневосточного федерального университета на острове Русский. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Но поплавать, говорят, точно сможем. На ВЭФ радостно заявляют, что уже в 2026 году из Владивостока на Камчатку через Сахалин и Курилы пойдут круизные лайнеры. Да, вы не ослышались: круизы по Дальнему Востоку. Вообще-то их давно обсуждают, но проект не взлетел. А сейчас, очевидно, найдется толпа желающих поехать в десятидневное плавание с великолепными пейзажами и концертами юных талантов вдоль берегов за 17 тысяч рублей в день. В октябре, когда откроется продажа билетов, проверим. Может быть, на 170 тысяч за 10 дней народ потянется, а то раньше речь шла о 400 тысячах.

А для чего это все? Чтобы люди оставались и приезжали жить на Дальний Восток. Вот только москвичам, раз в год прилетающим на ВЭФ и любующимся на город из окна дорогого автомобиля, хорошо бы понять: Дальний Восток разный. И если где-то реально есть средние зарплаты в 100 тысяч, как на форуме говорят, то там и цены такие, что зашатаешься. Да и что такое сейчас 100 тысяч даже для молодого приморца, который снимает жилье, хочет ходить в спортзал и иногда в кафе, красиво одеваться, покупать продукты и самому себя обеспечивать? Можно сколько угодно рассказывать про ипотеку под 2%, но квадратный метр от этого не перестанет стоить 200 тысяч в новостройках (это где еще ремонт делать надо) и 180 — на вторичке. И от разговоров о мастер-планах набор первоклассника дешевле не станет, и школ в новых районах не появится.

Животноводческий подход

В завершение — мнение слегка радикальное, однако честное и заслуживающее осмысления. Дмитрий Алексеев, совладелец и президент DNS Group, фигурант списка Forbes и житель Владивостока, подаривший городу несколько великолепных общественных пространств, подсветил тот самый диссонанс в отношении москвичей к дальневосточникам и даже пошутил: понимаю, мол, что больше не позовете [на форум].

«Я искренне ненавижу выражение «удерживать кого-то». Это для меня триггер. Для развития Дальнего Востока есть две большие ментальные проблемы, которые, к сожалению, пока еще не вытравлены. Первая проблема — это такой, знаете, животноводческий подход.

Раз в год серьезные мужчины в пиджаках из Москвы смотрят на Дальний Восток и думают: где-то надо там зерна подсыпать, чтобы куры плодились, а здесь надо что-то еще, чтобы приплод был побольше, а здесь — заборчик повыше, чтобы удерживать и чтобы никуда не уехали. Это животноводческий подход, он очень мешает.

Вы знаете, надо любить людей. Если вы любите людей, то вы никогда не будете рассуждать о том, как же так сделать, чтобы люди на Дальний Восток привезли родителей. В Магадан привезите родителей своих и попробуйте сделать, чтобы им там было хорошо.

И вторая большая проблема — это простодушность, поверхностность суждений. Когда ты раз в год задумываешься о том, где бы подсыпать зерна на Дальнем Востоке, то это достаточно слабое погружение в контекст. Может быть, из Москвы Дальний Восток видится как какое-то единое целое. «Удержание молодежи на Дальнем Востоке» — это бинго, это концентрация лжеобразов. Потому что Дальний Восток — он очень разный. Это Анадырь, куда даже я еще не добрался. Дальний Восток — это Магадан. Дальний Восток — это Комсомольск-на-Амуре, в котором лето бывает несколько недель, да и то тогда просыпаются комары. Если вы любите людей, вы никогда не будете говорить о том, чтобы там удерживать кого-то. Надо понимать, что на Дальнем Востоке вообще-то жить можно всего в двух местах. Это юг Приморья и юг Сахалина. И если вы любите людей, то понимаете, чего они хотят. Люди, и современная молодежь особенно, любят жить в хороших больших городах. Если мы не построим такие города на юге Приморья и Сахалинской области, никто и никогда здесь оставаться не будет. Вы можете заборы строить, забирать паспорта — это наиболее эффективный метод. Но, к сожалению, курочки не расплодятся тут, будут от тоски дохнуть. Поэтому надо прежде всего понять такую штуку: не надо никого удерживать.

Восточный экономический форум 2025. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Восточный экономический форум 2025. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Мы, например, много занимаемся образованием. И я искренне желаю всем детям, которые учатся у нас во всяких образовательных центрах, чтобы они поступили в лучшие вузы страны и даже мира. Может, это не сильно политкорректно, что часть наших хороших ребят работает в Google, уехала учиться в Массачусетский технологический институт. Это культурный обмен. Когда мы создаем здесь условия, что люди могут уезжать и работать в лучших местах мира, на одного уехавшего будет 50 приехавших, кто хочет здесь детей учить. Ответ на вопрос: а что вообще надо делать? Может, он звучит не так круто, как создание инновационного центра. Но алгоритм очень простой. Надо строить большие комфортные города, в которых любят жить современные люди».

Но вот вопрос: а что же кроме большого красивого города на юге Приморья и юге Сахалина? Как же остальные территории? Алексеев (вслед за некоторыми экспертами-учеными) высказывает непопулярное, потому что жесткое, мнение: «Вахтовый метод. Я понимаю, что это неполиткорректно и что нам кажется, что наступит катастрофа. Вы должны понимать, что есть любители. Это большие тренды, все равно все не уедут. Но на самом деле жители Магадана и даже Камчатки, которая чуть лучше, чем Магадан, все равно понимают, что на пенсию надо поехать «на Большую землю», чтобы хотя бы картошка успевала созреть… Это не болезненный вопрос, он нормальный. И пример о том, что Канада как-то живет, — это тоже московский инфантилизм. Канада, конечно, живет. Но в Ванкувере среднегодовая температура +10. А знаете, какая среднегодовая температура в Хабаровске? +2.

На всякий случай — люди не живут там, где среднегодовая температура ниже +5. Только вахтовый метод. Если любить людей, надо сказать честно: на всей территории Дальнего Востока надо жить вахтовым методом.

Там надо работать, развиваться, зарабатывать. Но место для жизни там плохое».

А самое смешное, что спорить с Алексеевым взялся Роман Карманов, гендиректор Президентского фонда культурных инициатив, некогда живший и на Камчатке, и во Владивостоке (вице-мэром даже работал). Говорит: нормально картошка на Камчатке растет и «вот такая клубника». Я, говорит, в ужасе от услышанного. Шикарное, говорит, место.

«Но как только подвернулся момент, — парировал Алексеев, — вы оттуда уехали и не растите там картошку?»

И крыть нечем.

Владивосток

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow