ФСБ медленно, но верно хочет обеспечить себе бесперебойный доступ к данным умного дома, который, в свою очередь, управляется голосовым помощником «Алиса» от «Яндекса». Первый «звонок» из органов уже обернулся штрафом, но текущая ситуация намекает, что этим дело не кончится. Уж больно велик объем и качество данных, которые через «Алису» проходят. Уж больно велико искушение послушать, о чем говорят люди на кухнях.
— А у нас в квартире газ!
— А у нас — микрофон: вон-вон-вон…
Спору нет, все эти умные колонки (да и вообще возможность общаться голосом на натуральном языке с компьютером) — великая штука. Это все уже давно не только умный дом: включи свет, поставь музыку, сделай в комнате теплее. Это помощник по хозяйству и собеседник в тяжелые минуты. Разговор с виртуальным собеседником — обычное дело. Более того, многие вполне его одушевляют и относятся если не как к полноценному члену семьи, то как к привычному дополнению пространства.
Мгновенная реакция «Алисы» или любого другого ассистента требует постоянно включенного микрофона.
Колонка слушает, что происходит в квартире круглые сутки. Ваш телефон слушает если не круглые сутки, то при любой возможности.
И страшно представить, какой это объем данных и что там можно найти, даже просто раскладывая звуковые паттерны домохозяйств на крупные детали, не вникая в контекст. Вся жизнь квартиры со звуковым сопровождением. А если устройств несколько — так еще и в стереорежиме.
И пользы, включая критичной для жизни, в таких случаях может быть очень много. Мало того, что человек может попросить колонку вызывать помощь в случае необходимости, она и сама может сообразить, что что-то не так, например, услышав звук падения тела. Конечно, можно запретить всем устройствам и программам доступ ко всему, включая интернет. В изолированном контейнере безопасно запускать даже вредоносные программы. Но толку? Пользоваться этим невозможно и неудобно. Так что запись разговоров, доступ к микрофону, камере и любым другим датчикам — это не роскошь, а производственная необходимость.
В идеальном мире компания собирает эти данные и использует в сугубо коммерческих целях, преследующих ровно одну задачу: понять, как сделать продукт более удобным, чтобы вы тратили больше денег или как минимум проводили с ним больше времени. Нас тысячу раз на дню продают рекламодателям, и с некоторыми поправками на обработку персональных данных можно утверждать: это нормально. В конце концов, это не более чем бизнес-модель. Также хочется верить, что эти данные зашифрованы и обезличены.
Но вера, как известно, штука эфемерная и очень ненадежная. Реальность может быть совсем другой.
Наш мир, увы, неидеален. В тысячный раз описывать, что происходит в стране, глупо — это можно понять по соседним с этой статьей текстам. Но все же. Представьте себе, что государство в лице его силовых ведомств имеет возможность с невообразимой легкостью прослушивать каждую квартиру, где установлена такая колонка. Причем учитывая, что такое устройство требует регистрации и подключения к аккаунту, даже специальных действий по вычислению вашего адреса не надо. Все и так есть. Как на ладони.
Есть ли такой доступ к Алисе у органов сейчас? Неизвестно. Но раз техническая возможность имеется, существование подобных бэкдоров (например, для внутреннего пользования) вполне вероятно.

Фото: Алексей Орлов / Ведомости / ТАСС
Разговоры надо хранить как минимум для обучения Сети, не говоря уж о законах о приземлении. А уж если эти данные склеить с остальными — более объемный портрет человека представить сложно. И все это в реальном времени.
Прослушка живыми людьми — уже сегодня экстремально дорогое мероприятие, которое используется в случаях слежки за какими-то очень серьезными персонажами. В остальном технологии распознавания голоса таковы, что вполне могут мониторить ключевые слова (тем более все равно внутри себя «Алиса» наш голос преобразует в цифру). Так что, опять же, технических возможностей для выявления неблагонадежных граждан более чем достаточно без всяких оперативно-розыскных мероприятий.
Концентрация личных данных в руках силовых ведомств (а это Роскомнадзор, его дочерние структуры и непосредственно сама служба с многочисленными управлениями) — ужас, который реализуется на наших глазах.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Те слова, которые раньше предназначались для кухонь, где по определению не было лишних ушей, потенциально в прямом эфире будут транслироваться на Лубянку. Так обычный голосовой помощник может стать виртуальным доносчиком. Кто знает, как и каким алгоритмом захотят его обучить люди в погонах? И вот, казалось бы, самое безопасное место — собственный дом — перестает быть таковым.
В этом контексте очень смешно читать стенания юристов. Какое соответствие Конституции? Надо — сделаем, примем, вне зависимости от целей и содержания. Потому что можем. Мы все это наблюдаем последние годы. Но есть и фундаментальные проблемы. А именно — подрыв доверия. И уже не просто друг к другу, а к окружающему пространству.
Все усилия российских компаний убедить пользователей, что их сервисы безопасны, коту под хвост.
Все компании, которые так или иначе подпадают под российское законодательство, скомпрометированы на долгие годы. Любое программное обеспечение, любая железка, принесенная домой и подключенная к интернету, может стать шпионом.
А может, и нет. В смысле, совсем не обязательно, что вас это коснется. Сегодня, как известно, речь не про всех, а про каждого. Часто — просто не повезло. Поскользнувшись, попал под каток репрессий.
На этом фоне возникают банальные бытовые вопросы: как жить и что делать. Увы, от привычных сервисов имеет смысл отказаться. Да, вероятно, «Алиса» лучше адаптирована к местным реалиям, чем «Сири» или «Алекса». Да, все эти заграничные аккаунты, несколько смартфонов (один — для всего хорошего, а другой — для государственного) — это все дико неудобно и, как показывает практика, вообще не страхует от рисков. Жизнь в постоянном контроле над окружающей средой все равно ведет к ошибкам. Тут не выключили, там забыли. Бородку-то я сбрею, а умище куда девать?
Но это теория, которую преподают на курсах по цифровой безопасности. На практике серьезные изменения в личной цифровой архитектуре — испытание даже для продвинутых пользователей. Придумать, настроить, привыкнуть к использованию и так далее. Это все время и усилия. Наивно полагать, что все бросятся думать о своей безопасности, но если раньше требование выключить колонку при начале интимного разговора звучало несколько параноидально, то сейчас оно станет вполне выполнимым и даже привычным.
Как законодательно, так и инфраструктурно государство строит цифровой концлагерь, где граждане находятся под круглосуточным наблюдением.
В реальности все, конечно, не так драматично, но скажи это тем, кто попал на скамью подсудимых. А таких будет все больше. Имея прямой доступ к нашим данным, имея возможность их высокотехнологичного анализа, вполне можно будет вменять мыслепреступления. А что: искал Fairy для мытья посуды? А почему не хозяйственное мыло? А завтра что? Пойдешь на заграничный сайт? Так и до измены Родине недалеко. Да, это упрощение. Но сколько раз за последние годы любая дичь становилась реальностью…
С Алисой у всех был разный опыт. Смешной, грустный, успешный и не очень. Где-то она прижилась и управляет хозяйством, где-то — работает как медиаплеер. Появление такого виртуального помощника сегодня кажется технологическим чудом. Однако теперь, когда интерес спецслужб к нему очевиден, стоит задуматься: а не пора ли выгнать эту штуку из дома?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


