
Губернатор Олег Кожемяко (в центре справа) на открытии бюста Феликсу Дзержинскому. Фото: пресс-служба губернатора
Бюст основателя Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией (ВЧК) Феликса Дзержинского торжественно открыли во Владивостоке 1 сентября. Как сообщает антитеррористическая комиссия Приморского края, инициативу проявили Совет ветеранов и сотрудники регионального УФСБ. Губернатор Олег Кожемяко перед возложением цветов назвал этот день «историческим», а «Железного Феликса» — «символом порядка».
Расположился Феликс, как это ни странно, не в новом скверике около ФСБ (там размещен лишь памятный камень с выгравированной на нем цитатой: «За верой должны следовать дела»), а на Океанском проспекте, 19 — через дорогу от городской администрации и у входа в здание, где с недавних пор квартирует прокуратура края, а раньше был Торговый университет.
едалеко от этого места, на перекрестке улиц Мордовцева и Фонтанная, в советские времена памятник «Железному Феликсу» уже стоял, с 1954-го года. Только не бюст, а бетонная статуя в полный рост, в длинной шинели, о чем сообщала газета «Владивосток» более 25 лет назад. Типовому бюсту просто прирастили туловище и ноги и водрузили на вертикальный постамент, врезанный в трехгранную призму. Тогда инициатива по его установке принадлежала коллективу управления внутренних дел Приморского крайисполкома.
«Он прожил менее 50 лет, судьба вынесла его на острие политических событий начала ХХ века в России. Пришёл в политическую борьбу в 17 лет, будучи гимназистом. Верный сын своего Отечества — до конца был предан идеалам борьбы за права трудового человека.
Пусть этот памятник, история жизни, способность верить и быть преданным до конца своему делу послужат достойным примером для нынешнего и будущих поколений чекистов», — сказал на открытии нынешнего бюста начальник краевого УФСБ, генерал-лейтенант Денис Симонов.
Этот памятник — новый, имя его автора, как, кстати, и того, 70-летней давности, не раскрывается. Забавно также и то, что событие это широко не анонсировалось, прессу на открытие не звали.
«Для нас Феликс Эдмундович — человек, который выковал целую плеяду руководителей, занимающих высокие посты, но отличающихся скромностью.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Он в трудные годы возглавил борьбу с бандитизмом, беспризорностью. В послереволюционные годы беспризорников было от 4,5 до 7 миллионов, и работа по их воспитанию, устройству легла на плечи Дзержинского, и он с ней успешно справился. Будучи наркомом путей сообщения, он сделал всё, чтобы голод в Поволжье был преодолён. Как председатель Совета народного хозяйства он заложил основу Новой экономической политики, понимая, насколько это важно и нужно нашей стране. А создание спортивного общества “Динамо” послужило хорошим толчком для развития спорта», — заявил губернатор Олег Кожемяко.
Вскоре еще один бюст Дзержинского собираются установить в Находке, в сквере 100-летия пограничный войск России, и тоже по инициативе Союза ветеранов госбезопасности. Как сказал зампред Союза, почетный житель Находки Игорь Хмелюк, на памятник скинулись ветераны госбезопасности, пограничных войск, организации «Боевое братство» и «неравнодушные жители города». В этом случае авторы бюста известны — это участники проекта «Аллея Российской славы» из Краснодарского края. Бюст уже в городе, официально его откроют в сентябре. В церемонии, как ожидается, примет участие внучатый племянник Феликса Эдмундовича, Владимир Дзержинский.
У старого советского памятника, часто проводились гэбэшные и милицейские мероприятия. И он почти полсотни лет тоже смотрел на здание администрации Владивостока.
Но в новой России подул ветер перемен: граждане обливали некогда знаковый объект краской, отбили ему руку и нос и даже просверлили дырку. Надо понимать, где. И Дзержинский просто, как вспоминают авторы старых газет, «свистел под окнами горсовета».
Это был позор. Монумент прикрыли деревянным каркасом, а потом передали в музей им. Арсеньева. Но не весь, а только верхнюю часть — «Железный Феликс» символично развалился при попытке снятия с пьедестала с помощью стальных тросов. В музее он не выставлялся и, как свидетельствуют историки, художественной и исторической ценности не имел.