
Государственный суд Боснии и Герцеговины удовлетворил ходатайство лидера боснийских сербов Милорада Додика, который был заочно приговорен к году тюремного заключения, о замене реального срока на штраф. Подобная возможность предусматривается законодательством страны. Додик заплатит 100 конвертируемых марок (так официально называется валюта БиГ) за каждый день предполагавшегося заключения, что эквивалентно 18 660 евро.
Ранее президент Республики Сербской — энтитета, входящего в состав БиГ, был приговорен также к шестилетнему запрету на занятие политических должностей — другими словами, он не может больше занимать пост президента Сербской Республики, где преобладают сербы. Эти наказания были определены Мирославу Додику судом за неподчинение решениям Верховного представителя Кристиана Шмидта — международного наблюдателя за выполнением Дейтонских соглашений, положивших конец боснийской войне 1995 года.
Верховный представитель заблокировал выполнение двух законов, принятых властями Республики Сербской: один из них запрещал исполнение решений Конституционного суда на уровне республики, а другой вносил поправки в законодательство об опубликовании официальных актов.
Несмотря на это, Додик продолжил продвигать законодательные процедуры, игнорирующие решения Шмидта.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
На этом злоключения Додика не заканчиваются. 6 августа Центральная избирательная комиссия Боснии и Герцеговины единогласно отменила мандат Милорада Додика как президента Республики Сербской — таким образом, действующий глава был снят с должности до истечения срока своих полномочий. Он подал апелляцию на это решение, которая может быть рассмотрена в течение 90 дней. До окончания этого процесса формально Додик остаётся в статусе оспаривающего свое отстранение, но не исполняющего обязанности президента.
Однако шансы у Додика на успешную апелляцию выглядят крайне низкими. В судебной системе Боснии и Герцеговины, особенно в вопросах, связанных с избирательным правом, ключевое влияние имеют государственные и международные структуры, а решения ЦИК в подобных случаях почти всегда оставляют в силе. Плюс, против Додика уже действует целый пакет санкций ЕС, США и Великобритании, и международные представители в Сараево поддерживают его отстранение как «меру по защите избирательного процесса».
Защитников Додика на международной арене можно перечесть по пальцам, не считая стандартных заявлений МИД России о том, что уголовное преследование законно избранного главы сербского энтитета БиГ «заказано» силами, не имеющими ничего общего не только с Фемидой, но и с самой Боснией и Герцеговиной. Да заявления венгерского лидера Виктора Орбана о том, что приговор Додику является «печальным примером использования правовой системы в качестве оружия против демократически избранного лидера».
Но стоит прислушаться к эмоциональному проявлению главного покровителя боснийских сербов — президента Сербии Александра Вучича, который, по его словам, «скорее умрёт, чем согласится с приговором Додику».
Сербия, сказал он, не находилась в столь сложной ситуации с 2008 года (тогда произошло одностороннее провозглашение независимости Косово. — Ред.).
«Вся наша страна, руководство и я в частности находимся под огромным давлением со стороны иностранцев, которые требуют от Сербии реакции [на приговор Додику]. Я могу лишь сказать вам, что это будет решение коллегиального органа, а не моё личное. Пока я дышу и пока в моих жилах течёт хоть капля крови, я не позволю ни слова одобрения из своих уст в адрес приговора. Мне стыдно слушать тех, кто пудрит нам мозги о правах человека».