В США приняли сразу три закона в области криптовалют — за неделю, которая получила одноименное название. В рамках CryptoWeek начали действовать Genius Act, Clarity Act и Anti‑CBDC Surveillance State Act. На улице цифровых активов наступил праздник, и, несмотря на скептицизм одних, сложно отрицать очевидное — Америка опять впереди планеты всей.
Вообще, интересно наблюдать за всем, что делает Дональд Трамп в области криптовалют. Его токен, выпущенный в предвыборную кампанию, вполне себе торгуется. Пусть и катастрофически ниже цены размещения.
Но, судя по статистике, — имеет ликвидность, объем и представлен на крупных площадках.
Легализация всего этого хозяйства при участии игроков отрасли — часть предвыборных обещаний. Так что и тут все честно. И если в других сферах к 52-му президенту есть вопросы, то по поводу криптовалюты можно констатировать: Трамп — красавчик.
Себе на заметку:
надо сказать своему виртуальному ассистенту, чтобы чаще напоминал про криптовалюты, NFT, блокчейн. Поскольку ИИ отнимает слишком много внимания — не до рынка. А рынок чувствует себя отлично, даже если опираться на самый популярный показатель — курс Bitcoin.
И на новые американские законы рынок ответил позитивно. Все графики пошли вверх, в новостях — оживление. Еще бы, один из главных секретов крипты, впрочем, как и ИИ, — очень скромное количество пользователей. А тут такой громкий новостной повод. Тем более в легальной сфере. Это — большой приток интереса, и в любом случае — денег.
Что за законы. Genius Act — регламентирует работу стейблкоинов, токенов, привязанных к валюте 1:1. Самый известный — USDT от компании Tether. Вводятся обязательства об аудите, резервах, KYC/AML. Отдельно интересно, что отчетность теперь зависит от размера. Если вы решили запустить небольшую валюту, будете докладывать в городские или областные органы, на федеральном уровне регулируются только большие монеты.
Это — большое событие. Стейблкоин — удобное технологическое решение для организации платежей в какой-нибудь экосистеме. Условный Facebook* Coin дешевле всего сделать на блокчейне, который обеспечит как функционирование токена, так и его ликвидность. Все это открывает дорогу и TON — валюте Telegram, яркая реализация которой была невозможна еще несколько лет назад именно по законодательным причинам. Поэтому и появились законы, задача которых — разъяснить, что чем является и кто что регулирует в мире криптовалют.
Второй закон — Clarity Act — расставляет все по полочкам, а точнее — разрешает межведомственный конфликт и определяет, какие виды цифровых активов находятся в ведении SEC — Комиссии по ценным бумагам, а какие регулирует CFTC — Комиссия по товарным фьючерсам, которая теперь получит новые инструменты контроля за рынком.
Рынок попытались разделить на две условные части: токены, похожие на securities, — ценные бумаги, их регулирует SEC. Токены, похожие на commodities, — товары, это — сфера CFTC. Туда же, что любопытно, отправили Bitcoin и Etherium. Отдельно позаботились о DeFi — децентрализованных финансах.
Третий закон — Anti‑CBDC Surveillance State Act — на фоне Genius Act, который стимулирует рост стейблкоинов и призван укрепить доллар, прямо запрещает FRS — Федеральной резервной системе (грубо говоря, Центробанку США) во все это играть.
Читай: никакого цифрового доллара и прочих государственных финансовых инструментов. Что на фоне желания сделать крипто-рубль или крипто-юань выглядит разумно: в этой точке государство не должно быть участником процесса.
Если не вникать в тонкости каждого из законов, то понятно: в целом участники рынка рады. Скорее всего, все составлено с учетом их многочисленных хотелок. Хотя на этом рынке, как и везде, есть и консервативное крыло, которое требует регулировать, контролировать или, в лучшем случае, просто запретить.
Кстати, именно так — с контролем, регулированием и запретом — все формально произошло в России. Впрочем, принятые Думой законы про майнинг и криптовалюты ровным счетом ничего не изменили с точки зрения развития этой сферы.
Сегодня во многих странах можно увидеть наружную рекламу криптовалютного проекта. Крипто-финтех стал привычным спонсором спортивных команд разных лиг и дивизионов. Некоторые мечтают стать крипто-столицами, как в Европе; у некоторых это получается, как в Великобритании. Другие, как в США, вообще в космос улетают. У нас же… Но можно и о грустном.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Фото: JON CHERRY / Getty AFP / East News
На заре разработки профильного законодательства российский процесс получил травму рынка. Все бросились в океан децентрализованных технологий. От уборщиц до владельцев заводов, газет, пароходов. И в том же составе сели разрабатывать какие-то документы. Как результат — лоскутное одеяло. И это все при наличии живой Эльвиры Набиуллиной, которая, не скажем где, видела ваш Bitcoin, и ЦБ РФ, который год разрабатывающий крипто-рубль. И даже законы есть. Вон, по ГК РФ, крипта — имущество. Что-то там про майнинг приняли. А в других местах — черным по белому: рекламировать запрещено, продавать за крипту запрещено и вообще ничего нельзя.
Но подорожник прикладывать поздно. Крипта как инструмент обхода санкций работает вне зависимости от законодательного процесса. Игра в кошки-мышки с государством идет своим чередом. И игра эта связана не с трансграничными разборками, а всего лишь с локальными рынками типа российского.
Когда Дональд Трамп запускал свой токен, критики говорили — это же миллионы из воздуха. Это не честно. Но это особенность конкретной ситуации.
И ей мало того, что воспользовались, но и мудро масштабировали: США запускает виртуальный печатный станок чужими руками. Очередная версия Клондайка.
А в России столько наворотили, что возникает дилемма из анекдота: «Этих отмыть или новых наделать?» Существующий законодательный стек уже неисправим никаким набором подзаконных актов.
Есть и хорошие новости. Мир децентрализованных технологий и построенных на их базе финансовых инструментов стал реальностью. Биткоин — не пирамида. Блокчейн — это надолго. За последнее десятилетие все это хозяйство обросло гигантской инфраструктурой: от пользовательских кошельков до кастодиальных сервисов или сложных децентрализованных бирж. ETF, на которые когда-то молились как на символ признания криптовалютного рынка, а теперь они — суровые будни. И наконец, жирное законодательное признание со стороны одного из мировых экономических лидеров.
Если смотреть на картину в целом, мы получили контур финансовой системы будущего. Скептики оказались посрамлены. Крипто-зима закончилась. Теперь официально. Впереди жаркое лето. Тут и ожидание потока инвестиций, и новые проекты. И те самые стейблкоины, каждый из которых станет новостью и поводом для дискуссий. Здоровое внимание со стороны властей. И главное — интерес почтенной публики. При всем восхищении, пора ИИ хоть на время подвинуться и дать дорогу новым отраслям.
В качестве бонуса для россиян — приятное напоминание. При всей зависти к цивилизованному пространству, где покупка криптовалюты проще большинства других транзакций, стоит отметить: эта технология трансгранична и при всех наших «радостях» по поводу ее легального признания в реальности криптовалюта очень плохо поддается законодательному регулированию. Так что что бы ни творилось за окном, вам никто не мешает участвовать в этом празднике.
А там за крипто-неделей и крипто-год недалеко.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

