В Дедовичах Псковской области 200 человек вышли на митинг, чтобы отстоять свою больницу. Еще в феврале власти анонсировали реформу, в ходе которой Дедовичская больница становится филиалом Порховской. 10 лет назад такая попытка уже была, но ее остановили протесты, сейчас — второй раунд.
На митинг в Дедовичи из Минздрава никто не приехал. Тогда сельские жители сами поехали в Москву — повезли жалобы в приемные органов власти. Впрочем, особой надежды на результат нет — решение о реорганизации уже подписано. Из 24 ЦРБ в регионе осталось четыре самостоятельных, все остальные превращены в филиалы. Чиновники привычно объясняют, что это всего лишь формальность, что сокращают только административный аппарат, но жители районов, уже переживших реформу, прекрасно видят и сокращение коек, и закрытие лабораторий…
Но у чиновников своя версия: люди, мол, просто не понимают. Псковский губернатор Ведерников в ответ на митинг велел усилить «информационно-разъяснительную работу» с населением и заявил о важности «объяснять людям происходящие процессы доступным языком».
В этом месседже не только высокомерие (дескать, не все решения губернатора или его министров доступны разуму жителей), но и весьма пренебрежительное к ним отношение: меры, впрямую касающиеся качества жизни, согласовывать с людьми никто не собирается. Не вашего ума дело — как бы говорят чиновники.
Поручение Ведерникова выполнили, разъяснили: в госмедиа вышел текст с бодрым заголовком «Хороший прием». В нем говорилось, что цель происходящего одна — «улучшить качество, доступность и безопасность медицинской помощи». Мол, оптом больницам выгоднее покупать расходники и медикаменты, а сэкономленные деньги пойдут на ремонты и привлечение кадров. Как средства, выделенные на закупки лекарств, можно потратить на зарплату врачей, не объяснялось.
Между тем история в Дедовичах вовсе не уникальна и в принципе не псковскими властями инициирована.
В 2024 году в России перестали существовать 150 учреждений здравоохранения: районные сельские больницы и роддома.
Это всегда подается как благо: сокращается только администрация, больница продолжит работу в новом статусе. Но авторитетное отраслевое медиа «Медвестник» подсчитало: только с 2010 по 2020 год в стране стало на 150 тысяч больничных коек меньше. Это означает, что на деле сокращаются отделения. И что эта самая «оптимизация» вопреки обещаниям властей впрямую влияет на пациентов. Более всего сократили койки гинекологического, терапевтического и хирургического профилей — самые востребованные.

За 10 лет число коек в России сократилось на 150 тысяч. Источник: Росстат, инфографика: «Медвестник»
С 2012 года количество коек в стране уменьшалось в среднем на 20 тысяч в год. Только в 2020 году их резко стало значительно больше в связи с пандемией, но эта мера, естественно, ситуативная.
Пациенты регулярно жалуются на недоступность медпомощи. Обращение к Путину с требованием остановить оптимизацию больниц ушло прошлой осенью, например, из Ульяновской области, причем это была третья или четвертая попытка региональных властей, и в этот раз реформаторы решили, в том числе, объединить детские специализированные психоневрологические больницы со взрослыми клиниками. Всего же под объединение попали 11 организаций. Скандал еще не забылся, как началась новая волна: весной появились данные о втором этапе реформы. В этом году планируют реорганизовать еще 14 медучреждений. Цель — решение финансовых проблем. Региональный Минздрав планирует в результате слияния клиник экономить по 440 млн рублей в год.
То есть во главе угла не медицинские показатели — сокращение заболеваемости или смертности, например, — а финансовые.
Несколько скандалов в связи с реорганизацией медицины случилось в Подмосковье, например, с единственной больницей в Электрогорске, которая проработала более 100 лет. Ее присоединили к павлово-посадской. Жители записали видеообращение к Путину, упомянув об уже случившемся закрытии реанимации.
В результате, судя по сайту павлово-посадской больницы, в городе все же остался круглосуточный хирургический стационар, гинекологическое и диагностическое отделения, а также стоматология, физиотерапия и поликлиники.
В 2022 году прокуратура оспорила закрытие каждого пятого медучреждения в сельской местности — решения принимались с нарушением закона и без учета мнения жителей. В результате 33 фельдшерских пункта спасли. Но утилизация здравоохранения продолжается.
В Оренбургской области вместо 13 полноценных лечебных учреждений осталось пять. Шаговой доступности больше нет. Само по себе существование филиалов крупных больниц в сельской местности вполне может быть оправдано: ну не может, к примеру, отделение трансплантологии работать в крошечном регионе или отличный нейрохирург в селе — там количество операций будет исчисляться единицами. Никто и никогда не спорил с тем, что сложные случаи должны квалифицированно обслуживаться на центральных базах, где и оборудование есть, и специалисты не простаивают. Но до этой базы пациента нужно довезти. А если нет ни транспорта, ни дорог?
Недавно анонсировали масштабное объединение больниц и поликлиник в Ярославле: «В состав клинической больницы № 9 в Дзержинском районе Ярославля войдет детская поликлиника № 3, а клинической больницы № 3 в Заволжском районе — детская поликлиника № 5. Ярославский госпиталь ветеранов войн и Областной перинатальный центр становятся единым юрлицом с Областной клинической больницей. Городскую детскую больницу и Областной врачебно-физкультурный диспансер объединят под Областной детской клинической больницей», — сообщили в пресс-службе областной администрации. Оптимизация также затронет больницы в Заволжском и Дзержинском районах области.
А параллельно аналогичный процесс идет в сфере образования. Прошлой осенью родители ярославских школьников безуспешно судились с мэрией, требуя отменить реорганизацию школ и детсадов. Три школы и четыре садика тогда объединяли в образовательный комплекс с громким названием «ПРОГРЕССиЯ». Родители были против, ходили на встречи с мэром и даже на одиночные пикеты перед зданием администрации. Их поддержал детский омбудсмен региона Михаил Крупин, который написал письмо в прокуратуру о проверке законности оптимизации.
Суд сначала встал на сторону родителей, ввел обеспечительные меры, приостановив реформу, но затем отменил свое решение.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
На заседании родители учеников одной из школ напоминали: она и так переполнена, а реорганизация вдобавок приведет к сокращению трети сотрудников. Делу это не помогло, реорганизация продолжилась.
В Мурманской области все районные больницы объединяют в одну с подчинением региональному центру. При этом еще не забыто объединение предыдущих лет, вызвавшее колоссальное недовольство жителей. В результате прошлой оптимизации несколько районов лишились родильных отделений, женщин возят рожать за 100 км. Людям тогда тоже обещали: для пациентов ничего не изменится, разве что лучше станет. Обманули.
И не только там: в стране в 2024 году закрылось 18 роддомов, перинатальных центров и гинекологических отделений. Иногда перепрофилирование растягивается на годы; например, в Омске роддом сначала закрыли на ремонт, а потом объявили, что после ремонта там будет госпиталь для ветеранов СВО.
В Мурманске оптимизация масштабная и затронет не только медицину. Власти называют происходящее пилотным проектом, который в случае успеха затем якобы масштабируют на всю страну.
Малозагруженные детские сады и школы объединяют, присоединяют к другим, сливают учреждения культуры и спорта. Официально заявлено: в сфере образования количество юрлиц сократится с 369 до 197, в сфере культуры — с 42 до 19, в спорте — с 34 до 20.
При этом сокращение социально значимых учреждений здешние чиновники едва ли не первыми впрямую связали с последствиями СВО — необходимость реформы в правительстве региона объяснили санкциями. Первый вице-губернатор Оксана Демченко, отвечая на претензии «Русской общины», внезапно выступившей с критикой реформы, заявила, что санкционное давление на крупнейших налогоплательщиков «существенно сказывается на бюджете региона».

Митинг в Дедовичах. Фото из соцсетей
Шум дошел до СК — в феврале Александр Бастрыкин поручил провести проверку по информации о нарушении прав малолетних в Мурманской области в связи с объединением садиков в поселке Умба и городе Мончегорске. Результаты проверки остались неизвестными. А вот прокуратура нашла нарушения при реорганизации мончегорских садов. Один из них предназначен для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, здание было особым образом оборудовано.
Родители обратились с открытым письмом к губернатору Чибису с подробным описанием ситуации. В ответ муниципальная администрация заявила о низкой наполняемости групп: «Решение о реорганизации в форме присоединения детских садов принято в связи с низкой наполняемостью групп в учреждении. Учреждения-правопреемники находятся в шаговой доступности. Расстояние между детскими садами около 700 метров. При присоединении медицинские услуги, оказываемые в детском саду № 27, будут сохранены». Жители попытались напомнить: в группы для особенных детей по закону не могут ходить больше, чем по 12 человек.
Но власти Мончегорска тоже сослались на санкции: «Наша страна находится в условиях сложной экономической ситуации, вызванной санкционным давлением. Поэтому регионы нашей страны стараются принять все меры по повышению бюджетной эффективности, которые помогут сохранить качество предоставляемых услуг в сфере образования. Объединение ресурсов также позволит повысить эффективность реализации программы воспитания в связи с проведением совместных мероприятий, акций, проектов как для детей одного возраста, так и для детей разных возрастов, обеспечивая их социализацию в обществе. Увеличится доля обучающихся, охваченных услугами узких специалистов», — ответили в ведомстве.
Санкции, правда, не мешают региону за 600 с лишним миллионов проводить реконструкцию, например, центральной площади в Мурманске, против которой протестуют жители. И вообще заниматься урбанистикой — любимым делом губернатора.
Тем временем на днях закроют еще один садик — в городе Ковдор. В недавнем публичном отчете губернатор Чибис объяснил это соображениями справедливости: «Есть воспитатель, у которого в группе 23 ребенка, а есть у кого 13. А зарплата одна и та же.
Справедливо? Нет, несправедливо. Неприятно это, тяжело? Тяжело. Когда у тебя ребенок ходил в группу, где 13 человек, а сейчас, как по нормативу, — за 20. Это, правда, болезненно, всё понимаю. Но мы обязаны и вынуждены это делать. И с точки зрения эффективности бюджетной, и с точки зрения справедливости».
Всего же, как сообщил в недавнем публичном отчете губернатор, бюджет области получит 1 млрд рублей только от реорганизации детсадов и школ. Это чуть меньше, чем будет стоить начатое на месте городского сквера строительство собора с музеем СВО.
Этот текст вышел в четвертом номере журнала «Новое обозрение». Купить журнал можно в телеграм-магазине «Для дорогих людей».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
