СюжетыОбщество

Как тур в ощип

Война, ковид и падение курса доллара едва не убили туризм в Армении. Положение спасают энтузиасты, а также российские и мировые звезды, на чьи концерты едут поклонники из других стран

Как тур в ощип

Азатское водохранилище. Фото: Евгения Енгибарян

Приятный, солнечный, не слишком жаркий июльский день в селе Арени марза Вайоцдзор — самом «винном» селе Армении, что в сотне километров от Еревана. В уютном доме потомственного винодела Айка Степаняна ждут гостей — намечен приезд двух туристических групп. В большой беседке накрыты столы для сытного домашнего обеда, вокруг разносится запах шашлыка хоровац, который отец Айка готовит традиционным способом — в тонире. Ниже, возле домика, оборудованного под мини-цех для сушки фруктов, на плетеном подносе, поигрывая бликами на солнце, лежат пока еще сочные дольки абрикоса. Рядом — пасека, сад фруктовых деревьев и, конечно, виноградные плантации: во дворе и возле дома небольшие, а на соседнем холме — уже внушительных масштабов. Вдали — примечательной формы суровая желтоватая скала, под которой притаилась церковь XIV века. А вблизи — гроздья пока что зеленого, но уже наливающегося винограда.

Первый этаж дома — винодельня. В прохладном помещении, наряду с современным оборудованием, стоят доставшиеся от прадеда карасы. Над одним из них на стене висит фотография расположенной в пещере неподалеку 6100-летней винодельни — предтечи рода занятий жителей села. Белое, розовое, красное — многочисленные бутылки с этикеткой Stepanyan наполнены напитком из местных сортов, в том числе и эндемичных. Спустя пару часов бутылочные ряды поредеют: продегустировав аренийское вино, довольные гости купят его, чтобы повезти домой.

Из подъехавшего микроавтобуса высыпала группа российских туристов. Глаза горят, на лицах улыбки: «Мы сейчас были в потрясающем месте — в Нораванке! Ух, какой аппетитный запах, и как у вас тут красиво!» После экскурсии по винодельне хозяин приглашает к столу. Ведь у Айка не просто винодельня, а гастродвор — ставший популярным в последние годы формат приема гостей, где они попадают в атмосферу армянского дома. Им предлагаются национальные блюда, напитки и, конечно, живое человеческое общение.

Гастродвор Степанянов стал первым из нескольких десятков гастродворов в Армении, открытых в 2019 году при поддерж­ке ПРООН — программы, стимулирующей развитие сельского и гастрономического туризма. «Прекрасная возможность не только пообедать и отведать местного вина, но и познакомиться с армянской культурой, бытом и традициями», — говорят туристы.

«Я вернусь!», «И я!», «И я!»

Утолив голод и попробовав вина, гости разговорились. Оказалось, что все они — ситуативные, или событийные, туристы: они приехали в Ереван не с целенаправленным познавательным турвизитом, а по ситуации — на концерт Земфиры*.

26-летняя Валерия из Москвы приехала всего лишь на три дня. На следующий день после концерта она взяла тур «Нораванк — винодельня Степанян — Хор Вирап», выбрав туркомпанию по отзыву знакомых. Девушка призналась, что от самой страны не имела абсолютно никаких ожиданий и открыла для себя Армению «неосознанно, нечаянно».

«Ереван такой теплый, уютный, чистый город, и вообще страна очень красивая и чистая! Я жалею, что так ненадолго попала в Армению, но зато теперь знаю, что я сюда обязательно вернусь на более долгий срок. Хочу увидеть как можно больше и лучше узнать вашу страну».

Довольные туристы в гастродворе Степанянов. Фото: Евгения Енгибарян

Довольные туристы в гастродворе Степанянов. Фото: Евгения Енгибарян

15 человек наперебой рассказывали о своих впечатлениях. Гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, релоканты, переместившиеся в Турцию, открыли для себя Армению совершенно случайно. Они подались бы за любимой певицей в какой угодно уголок мира, но по выбору Земфиры приехали сюда.

— Я посетила много стран, поездила по миру, но об Армении как-то не думала, да и повода не было. Концерт послужил катализатором, и я оказалась здесь. Так что спасибо Земфире не только за волшебный концерт, а еще и за то, что привела нас сюда! — говорит, поднимая тост, другая женщина.

— Мы приехали без каких-либо ожиданий, мы ничего не знали об Армении и в общем-то не стремились узнать. Совершенно спонтанно мы начали знакомиться с Ереваном. Сначала прогулялись пешком до нашего места жительства, увидели дома и дворы, которые напомнили советское детство. Мы почувствовали ощущение неспешности и, главное, душевности.

Погуляли по центру Еревана, ощутили спокойствие, уют, позавтракали в очень приятном ресторане. Так мы стали познавать Ереван, а сегодня выехали за его пределы, познавая Армению, и уже пожалели, что купили билеты с закрытой датой.

Эх, вот бы еще на неделю остаться! — делится третья гостья.

— А я в 2022 году переехала в Турцию. И знаете, сейчас я задумалась:
а что я делаю в Турции? Почему бы мне не пожить в Армении? Пока все, что мы видим в разных ракурсах, нам очень нравится. Конечно, везде есть свои минусы. Манера вождения? Так в Турции с этим еще хуже. Здесь уступают дорогу пешеходам, а там нет. Здесь все приветливые, доброжелательные, уже не говоря о ценах, которые поражают своей дешевизной. Нет, я серьезно — буду думать о переезде сюда.

— Я тоже в восторге, но могу сказать и о минусах. Честно говоря, меня заранее предупредили, что здесь проблема с соотношением цена-качество. Например, я сейчас живу в маленькой частной гостинице, где в комнате из стен вываливаются розетки. И за эту комнату я плачу в сутки больше 100 долларов.

— У меня тоже дорого, но при этом не работает смыв в унитазе. Причем на Букинге это место имеет рейтинг 9,5.

— А я, предполагая подобные проблемы, сразу арендовала квартиру и не жалею: условия там намного лучше. И я обязательно вернусь!

— «И я!», «И я!» — эхом прокатилось по беседке.

— Здесь так интересно, и очень душевная атмосфера. Буду строить свой график так, чтобы получилось побыть в Армении подольше.

— Думаю, что этот концерт Земфиры даст волну и приток людей. На концерте были тысячи зрителей, многие из них в Армении впервые, каждый увезет свои впечатления и поделится дома с друзьями и близкими. Так что ждите больше туристов! — резюмировала одна из гостей.

Вот такая идиллия: светящиеся глаза, восторженные отзывы, теплые слова, несмотря на упомянутые минусы. И кажется, что при таких фидбеках в Армении с туризмом все в порядке. Но так ли это на самом деле?

Айк Степанян проводит экскурсию по своей винодельне. Фото: Евгения Енгибарян

Айк Степанян проводит экскурсию по своей винодельне. Фото: Евгения Енгибарян

«Земфир в шоколаде»

Те дни до и после 4 июля у Айка были насыщенными. Но Земфира уехала, а с ней и волна ее поклонников, с оказией прокатившаяся по стране. Конечно, у него нередко бывают туристы, особенно в сезон, однако в последнее время их стало меньше.

Ходит шутка, будто армянские гиды и другие специалисты сферы туризма период неожиданно возросшего в начале июля интереса к Армении от российских туристов, что было не очень-то ожидаемо в это время, негласно между собой назвали «Земфир в шоколаде». Однако кто-то из работников сферы шутит, а кто-то попросту отказывается беседовать на эту тему. И не из скромности или вредности, а потому что больно. «О чем говорить? Туризм в стране убит», — говорят люди, стоявшие у истоков становления сферы в независимой Армении и за 30 лет вложившие в развитие туризма все силы и душу.

  • О чем говорить, если в разгар туристического сезона начинается ремонт дороги на самом популярном туристическом маршруте — в сторону Гарни? Раньше нельзя было сделать?
  • О каком развитии туризма идет речь, если до сих пор не решен вопрос общественных туалетов?
  • Что мы хотим при почти нулевом информировании о стране? Ни буклетов, ни флаеров. А потом обижаемся, что Армению путают с Румынией или Албанией.
  • То, что к туризму в Армении возрос интерес, потому что приехала Земфира, уже говорит о том, что в сфере упадок.

Эти и другие праведные крики души специалистов отрасли диссонируют с канцелярским оптимизмом тематического официоза, в то время как цифры говорят о снижении турпотока. Страна не оправилась от удара по сфере в 2020 году, связанного с ковидом и войной, и перспективы туманны.

По данным за первые пять месяцев этого года, приток туристов в Армению сократился на 10% по сравнению с тем же периодом в 2024-м. С января по май 2025-го в Армению приехали 691 882 туриста. Лидирует по-прежнему Россия: страну посетили 256 367 граждан РФ (37% от общего числа туристов против прошлогодних 42%). На 2-м и 3-м местах Грузия (100 645 чел.) и Иран (55 580). Пятерку замыкают Индия (10 159) и Китай (9508).

«Армения — единственная страна в мире, где курс доллара упал за последние пять лет на 27%. Это в первую очередь отражается на тех отраслях экономики, которые вывозят свою продукцию за пределы своей страны. Туризм — это тоже вывоз продукта, — поясняет Карен Андреасян, президент компании First Travel — одной из первых туркомпаний в независимой Армении (основана в 1996 г.), занимающейся въездным туризмом. — Въездной туризм зависит от курса доллара. Если доллар повышается, то повышается и курс всех остальных валют по отношению к драму. Выигрывают те, кто ввозит товар в Армению. А мы вывозим — мы продаем туры там, за границей. То есть иностранцы, которые приезжают в Армению по сравнению с периодом пятилетней давности или с последним днем изменения курса, платят на 27% больше. Это не могло не отразиться на турпотоке в страну и повлекло за собой его уменьшение. В этом году произошло повышение цен на все услуги: гостиницы, транспорт, услуги гидов тоже подорожали, поскольку по новому закону о туризме налог на оборот повысился с 5 до 10%. Подъем туризма начался с 1996 года и продолжался хорошими темпами до 2019 года, а потом случилась пандемия, война, и мы до сих пор не можем наверстать те показатели, которые были до 2020-го: ни у одной туркомпании до сих пор нет уровня 2019 года.

После пандемии и скачка курса доллара число туристов, приезжающих из европейских стран, уменьшилось. Нам нужен стабильный высокий курс доллара. Если курс доллара будет падать, то въездной туризм не будет развиваться».

На этом фоне, отмечает Андреасян, стал выгоднее туризм выездной. Допустим, путевка на Кипр стоит 1000 долларов. Эта цена не изменилась, но в национальной валюте теперь все дешевле. Если раньше человек отдавал 486 тысяч драмов, то теперь — 386 тысяч.

«Что сказать из хорошего? — задумывается специалист. — Несколько лет назад вдоль Азатского водохранилища починили дорогу, и с тех пор появился красивый удобный тур: «Хор Вирап — Азатское водохранилище — Гарни и Гегард». Говорите, государство объявило туризм приоритетным направлением? Интересно, в чем суть, если мы об этом не знаем? Каковы проявления приоритетности и где это можно увидеть? Ситуация в сфере тяжелая. Каждый день происходит нечто такое, что мешает нашей работе. Люди аннулируют туры из-за нестабильности в регионе. Вот недавно в связи с войной в Иране у нас были аннуляции».

О важности чистки рядов

«Есть много проблем, с которыми необходимо бороться, — продолжает Карен Андреасян. — Например, бывает, что наши гиды дают разную информацию об одном и том же объекте, тогда как они должны давать туристам единственно верную с научной точки зрения выверенную информацию. На один и тот же вопрос два гида могут ответить совершенно по-разному. Чтобы этого не было, на академическом уровне нужно делать определенные учебные семинары для гидов и унифицировать информацию, обязав гидов использовать только ее».

Здесь стоит добавить, что ряды недообразованных гидов пополнили российские релоканты, которые, почитав Википедию, решили, что они могут зарабатывать, рассказывая туристам об Армении. 

В ожидании клиентов для тура с гидом-водителем. Фото: Евгения Енгибарян

В ожидании клиентов для тура с гидом-водителем. Фото: Евгения Енгибарян

Встречаются ситуации, когда профессиональные армянские гиды сталкиваются «в полях» с фальсификациями и, попросту говоря, чудовищной чушью, которую несут туристам их самозваные «коллеги».

Релоканты работают гидами и вещают о том, что армяне — «григорианцы», принявшие христианство в VII веке. Или, показывая в Гегарде на герб рода Прошян, на котором изображен орел, держащий в когтях ягненка, русский гид говорит: «Здесь вы видите три стадии человека: сначала он баран, потом орел, потом может стать львом».

«Решить эту проблему поможет лицензирование туристической деятельности, — уверен Андреасян. — Этим также решится вопрос зарубежных туристических компаний, которые зарабатывают на территории Армении. Гид должен сдать экзамен на соответствие. А отлавливать недоучек должен некий контролирующий орган — туристическая полиция или что-то в этом роде. Разумеется, это должно работать без какого-либо коррупционного механизма. Конечно же, лицензирование должно касаться и транспорта. За круглым столом нужно собраться специалистам и разработать эту систему. Не нужно изобретать велосипед, ведь в мире эта сфера уже очень грамотно регулируется. Достаточно обратить внимание на опыт таких лидеров туризма, как Италия и Франция, касательно получения качества услуг и контроля этого качества без дополнительных бюрократических проволочек. Надо все делать грамотно.

Это же касается и регулирования правил присвоения категорий гостиницам. В Армении есть лишь несколько товаров, которые она вывозит за границу: коньяк, вино и въездной туризм, четвертой можно назвать сельхозпродукцию. Сегодня наш продукт — въездной туризм — неконкурентоспособен по сравнению с той же Грузией. И это при том, что туристы массово отмечают преимущества армянского сервиса перед грузинским».

Сладкая горькая ошибка

Надо сказать, что чушь несут не только релоканты, но и местные, хотя и косвенно, но тоже имеющие отношение к сфере туризма. Пытаясь привлечь внимание русского (и не только русского) туриста, продавцы в сувенирных лавках и на центральном ереванском рынке, который тоже является объектом массового посещения гостями страны, зазывая покупателя, кричат, как им кажется, на его языке: «Чурчхела! Чурчхела!» Это как если бы грузины зазывали клиентов на хинкали, называя их большими пельменями. Невозможно представить, правда? А в Армении почему-то сами же армяне называют шароц чурчхелой. Да, именно шароц. Даже Похлебкин в своей знаменитой книге уделил главу армянскому шароцу и его отличиям от грузинской чурчхелы. При внешней похожести эти сладости различаются и по рецептуре, и по технологии приготовления.

Называть шароц чурчхелой — не уважать себя, свои традиции и национальную кухню. И здесь тоже важен контроль с донесением до нерадивых продавцов исторической достоверности и преподанием им урока достоинства.

О проблемах и реалиях сферы много говорит Анаит Карапетян — гид-экскурсовод, основатель и директор туристической компании My Photo Tour, которая занимается въездным туризмом и работает с русскоговорящим сегментом. «Как гид-экскурсовод, который работает с разными туристическими компаниями, могу сказать, что дела у них идут нехорошо, потому что сейчас намного сложнее набирать большие группы. Гораздо легче работают маленькие компании или гиды-индивидуалы, которые хорошо владеют навыками инстаграма и на этой платформе собирают небольшие группы», — уверена Карапетян.

По мнению Анаит, на существующее положение дел повлиял в том числе недавно принятый закон о регулировании туристической сферы. Кроме того, в Армении подорожали многие услуги, особенно после волны релокации 2022 года, и, конечно, все это сказывается на стоимости турпакета. К тому же, если говорить о российском рынке, произошло падение курса рубля.

Для многих россиян турпакеты стали дорогими, а те, кто приезжает, экономят и берут меньше выездных туров, проводя больше времени в Ереване.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Все это по моим личным наблюдениям, — говорит Анаит. — Я вожу экскурсии по всей Армении, в том числе по Еревану, эксклюзивные туры по историческому району Конд, и определенно могу сказать, что экскурсии по Еревану стали более востребованными, чем выездные экскурсии. Кроме того, я провожу винные туры, дегустации у виноделов. С 2024 года спрос на эти туры сильно упал. Причина — отток большинства релокантов. Наши виноделы поняли, что продажи их продукции процентов на 80 зависят от туризма. При этом в мире не пропал интерес к армянскому вину — напротив, наши вина получают золотые и серебряные медали на различных международных конкурсах, один из которых — Concours Mondial de Bruxelles — недавно прошел в Китае, где армянские вина взяли множество медалей, включая две большие золотые (Grand gold medal). В следующем году этот конкурс пройдет у нас в Армении, что тоже в свою очередь привлечет гостей — любителей энотуризма».

Фото: Евгения Енгибарян

Фото: Евгения Енгибарян

Опять классическое «пох чка»

С точки зрения экскурсовода Карапетян, какими бы разочарованными после Грузии ни приезжали русскоязычные туристы в Армению, туристов у Тбилиси всегда будет намного больше. «Армения почти никогда и нигде не упоминается, тогда как в Грузии реклама туризма работает очень мощно, — сетует Анаит. — Грузию больше слышат и знают. Даже в период обострения российско-грузинских отношений и после войны 2008 года в России постоянно была реклама Грузии, и туркомпании предлагали россиянам туры в эту страну. Летая самолетами, мы постоянно видели флаеры и буклеты о Грузии. A об Армении — тишина. Почему так — вопрос к нашему департаменту по развитию туризма. Например, у нас по умолчанию считалось, что в России не нужно рекламировать Армению, дескать, россияне о нашей стране и так в курсе.

Да, самое большое число посещений Армении всегда было из России. Но ссылаться на то, что россияне и без рекламы знают Армению, — прямой путь к снижению турпотока.

Нужно уделять больше внимания рекламе Армении за рубежом, повышать осведомленность о стране на международном уровне, формировать положительный имидж, демонстрировать ее привлекательность. Уповать на сарафанное радио — неправильно. А напечатать хотя бы флаеры, размещая их в аэропортах и самолетах, — это шаг в верном направлении. На встречах с руководителями сферы мы всегда поднимаем этот вопрос, но слышим в ответ, что у Комитета по туризму очень скромный бюджет».

За последние пару лет российский рынок сократился на 60%, говорят специалисты. Несмотря на то что, кроме как из России, в Армению едут туристы и из других стран, этот спад сильно повлиял на сферу и на экономику в целом. ВВП Армении более чем на 60% состоит из сферы обслуживания — сюда входит и туризм. Математика простая: спад в туризме — удар по экономике.

«Если причины сокращения турвизитов в Армению из России носят в первую очередь экономический характер, то для путешественников из других стран, западных и не только, большое значение имеет фактор безопасности, —

добавляет Карапетян. — После осенней войны 2020 года и в результате обострений на наших границах, связанных с агрессией Азербайджана в 2021–2022 годах, многие страны не рекомендуют своим гражданам посещать Сюник и другие приграничные районы. С тех пор ситуация стабилизировалась, но предупреждения на сайтах посольств остаются, и это удручает. Последнее время появился приток туристов из Китая. Это связано с тем, что в прошлом году был открыт прямой рейс Урумчи — Ереван, но нельзя сказать, что это сильно положительно сказывается на экономике Армении. Китайские туристы приезжают смотреть сразу все три страны региона, в Армении они остаются на одну-две ночи. Но в любом случае китайский рынок очень перспективный, и при разумном подходе китайское направление может приносить серьезные дивиденды».

От звезды до звезды?

«На фоне того, как «наверху» подходят к проблемам туриндустрии, тем более после недавних законодательных ново­введений, создается впечатление, что делается все возможное, чтобы окончательно убить туризм, — с досадой подытоживает Анаит. — Вот в июле приезжала Земфира — был скачок в русскоязычном секторе туристического рынка. Потом ситуационные туристы уехали, и снова спад. В августе приедет Дженнифер Лопес — вероятен скачок в англоязычном сегменте. Однако, имея такую интересную для туризма страну, жить от звезды до звезды — ненормально».

А как обстоят дела с туристами в регионах, которых не коснулась июльская «земфирная» волна?

Гостевой дом IRIS, удобно расположенный рядом с дорогой вдоль реки Дебед в приграничном с Грузией Лорийском марзе, высоко держит марку и любим гостями. Это то место, куда турист возвращается, и таких случаев было немало, хотя в основном Армения считается страной разового посещения. За 15 лет работы этот гестхаус стал известным, востребованным и почти не подвержен ситуационным тряскам в отрасли.

Гости B&B IRIS учатся готовить традиционное армянское блюдо хапама. Фото: предоставлено Ириной Исраелян

Гости B&B IRIS учатся готовить традиционное армянское блюдо хапама. Фото: предоставлено Ириной Исраелян

Если держишь и марку, и цены

«В этом году активный туризм начался в марте, причем весьма многообещающе, — рассказывает основательница и хозяйка B&B IRIS Ирина Исраелян. — Прошедшие весенние месяцы были довольно многолюдными, их даже можно сравнить с результатами 2019 года. Небольшой спад наблюдался с июня. Но в целом в Лори туризм довольно активен, наш регион считается одним из самых живописных, интересных и безопасных в Армении.

Однако неспокойная ситуация в мире не может не влиять на туризм, и, полагаю, не только в Армении. Многие авиарейсы стали довольно дорогими, приходится отклоняться от привычных маршрутов, что также негативно сказалось на туризме. Что касается гостей из России, ситуация в этой стране повлияла на жизнь людей, и количество отдыхающих оттуда заметно сократилось. Я объясняю это тем, что многие россияне сегодня вынуждены жить в разных странах. За последние несколько месяцев к нам в IRIS приехало много итальянцев. Также у нас побывали гости из Португалии, Испании, Франции, Германии, Новой Зеландии, Норвегии, Голландии, Польши… Нашим гостям нравится природа Армении, наша кухня и, самое главное, наши люди, армяне, — улыбается Ирина. — Так что в целом у нас не стало меньше гостей».

Большим интересом у гостей IRIS пользуются мастер-классы по приготовлению национальных блюд и десертов, которые проводит Ирина.

Нередко за одним столом собираются представители всех рас и континентов. Последнее время интернационал дополняется самими армянами — местные стали составлять определенный процент гостей.

Кроме высокого качества оказываемых услуг, на устойчивость бизнеса Ирины наверняка влияет и то, что она не поднимает цены на услуги: «Я не сторонник высоких цен на гостевые дома, поэтому уже долго держу цены прошлых лет. Однако если цены на все будут такими темпами расти, возможно, мне придется поднять, но делать это я не спешу».

Рецепт: концепт

У гида из Гюмри Армена Варданяна концептуальное видение развития своего города, в том числе и как уникальной туристической дестинации. По первой профессии Армен режиссер кино и ТВ — отсюда и предрасположенность к подобному подходу.

Программа развития историко-архитектурного музея-заповедника «Кумайри», сохранившего исторические постройки ХIХ и ХХ веков, стартовала еще в 2017 году. Восстанавливается старый центр города с его неповторимыми зданиями и улочками, ведется реконструкция. Но, по мнению Армена, отсутствует общий концепт.

«Все у нас делается не выверенно, спонтанно. Главное — иметь глобальный концепт, но я его не вижу. Государство должно следить за сохранением достоверного исторического вида, и у нас есть такие примеры, но они единичны, а нужен глобальный подход, — уверен Варданян. — Нужен пиар, раскрутка города, брендинг, концепция, как это преподносить туристу. Наш потенциальный турист — люди среднего возраста, достаточно динамичные, небогатые, довольно интеллектуальная масса, способная оценить прелесть нашего города. То есть это нужно оформить в такую упаковку, которая будет кричать о том, что только здесь вы можете это увидеть и это уникально. Сюда люди должны ехать за городской культурой XIX века, которая не сохранилась в том же Ереване — она есть только в Гюмри».

Туристы в Гюмри. Фото: соцсети

Туристы в Гюмри. Фото: соцсети

На предлагаемый Арменом концепт развития городского туризма с учетом специфики Гюмри компетентные органы пока не откликаются.

«Гюмри везде справедливо позиционируют как город мастеров. Но как это увидеть гостю города? Если у него есть местный проводник, то он увидит. А если он гуляет сам по себе, то нет. В моем проекте есть улица ремесленников, причем она была там исторически. Сейчас там магазины. Нужно выделить пространство, построить стилизованные небольшие помещения для ремесленников и недорого сдавать им в аренду. Кузнецы, кукольники, гончары, керамисты, производители войлочных изделий, мастера, занимающиеся традиционным ювелирным искусством, — все рядом, в одном квартале. Абсолютное большинство моих туристов говорят: «Мы не ожидали, что это такой интересный город». Но ведь его можно сделать еще интереснее», — говорит Варданян.

Наряду с городами Дилижан, Джермук, Горис, селами Арени, Двин и Ехегис Гюмри вошел в программу создания перспективных туристических кластеров. Об этом было объявлено в середине июля, когда правительство одобрило кредитное соглашение с МБРР по программе «Туризм и региональная инфраструктура Армении» на 120,5 млн евро. Программа нацелена на поддержку семи туристических кластеров для стимулирования винного, оздоровительного, приключенческого, эко- и культурно-образовательного туризма.

Заявлено, что инвестиции будут направлены на улучшение инфраструктур в туристических местах для сохранения ценностей культурного и природного наследия. Программу планируется реализовать до конца 2030 года.

Гюмри, который ежегодно посещают более 100 тысяч человек, славится своим художественным наследием и традиционными ремеслами. «Возможные меры могут включать восстановление городского рынка с целью сохранения культурного наследия, реконструкцию исторического здания Гюльбенкяна, возможность размещения там филиала Международной школы гостеприимства Лозанны, а также создание школы ремесленников», — сообщают официальные источники. Судя по этой информации, идея об улице ремесленников в планах разработчиков пока отсутствует, хотя сочетание «возможные меры могут включать» несколько обнадеживает.

18 июня в Ереване прошел HIF Yerevan 2025 — ведущий инвестиционный форум, формирующий будущее индустрии гостеприимства в Армении, и международная платформа для обсуждения инвестиционного сотрудничества в сфере гостеприимства и туризма. Выступающие на форуме лидеры сферы отмечали перспективность Армении как туристического направления. По словам президента Института мирового туристического форума (WTFI) Б. Багчи, Армения находится на пороге туристического бума, ее потенциал очевиден: страна может привлечь инвестиции и создать процветающий туристический сектор.

Тревел-блогер Арутюн Акопян. Фото: Евгения Енгибарян

Тревел-блогер Арутюн Акопян. Фото: Евгения Енгибарян

Пиар страны родной

А пока, в отсутствие пресловутых флаеров и буклетов, на которые у государства не хватает средств, рекламирующие Армению книги сам пишет и на двух языках (русском и английском) издает репатриант, энтузиаст, тревел-блогер Арутюн Акопян, который очень любит свою страну и заражает интересом к ней свою аудиторию. «Моя задача — пиар Армении», — говорит молодой человек, и надо сказать, что с задачей он справляется прекрасно. В свет уже вышли и раскуплены 5000 экземпляров написанных им двух книг, а сколько сотен туристов он привлек в страну — подсчет уже не ведется: много. Зато он точно знает, что несколько десятков человек, вдохновившись его роликами и сюжетами, не просто посетили Армению, а впоследствии переехали сюда жить. А под его постами, видео и промороликами об Армении разные люди часто оставляют следующий комментарий: «Арут джан, своей работой ты один заменяешь весь департамент по туризму».

Евгения Енгибарян

* Минюст России включил в реестр иноагентов.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow