КомментарийКультура

Черно-белое

Документальный портрет недооцененного классика Виталия Мельникова. Помните «Начальника Чукотки» и «Женитьбу»?

Изображение

8 августа открывается фестиваль «Окно в Еропу» в Выборге.

В одной из программ — «Жизнь — кино» — документальный портрет Виталия Мельникова.

Единственного и неповторимого создателя всенародных картин «Начальник Чукотки», «Женитьба», «Мама вышла замуж», «Старший сын». Недооцененного классика.

Невозможно представить, что «Женитьбу» и «Отпуск в сентябре» по «Утиной охоте» Вампилова, «Старшего сына» и «Семь невест ефрейтора Збруева» сделал один автор. Их смотрят и засматривают до дыр. А имени режиссера практически не знают. Как писал Карамзин: «Но в славе всех других — скромнейший»

Хотя о нем самом можно было снимать кино. Вот сняли. Пока документальное. Режиссер Анатолий Аграфенин и Андрей Егоров. Фильм в каком-то смысле семейный. Внук режиссера Артем Аграфенин перебирает сценарии с правками, раскадровки в кабинете деда, рассказывая, как тот перед съемкой долго ходил себе в сторонке от группы. Сосредотачивался, хотя к съемкам был всегда готов, но себя не выпячивал. Считал, что режиссура — это искусством объединять талантливых людей во имя общей творческой цели. Он умел заражать этой целью.

Виталий Мельников. Фото: oknofest.com

Виталий Мельников. Фото: oknofest.com

Сын лесничего и учительницы рос в Благовещенске, когда ребенком увидел первомайский парад, решил, что это праздник в его честь. А когда впервые попал в синематограф, потихоньку заглядывал за экран. Ну где там чудо? Куда все делось? Почему за экраном глухая стена? Он сразу безоговорочно поверил в волшебство и, не разуверившись до самого конца, пробивал эту стену. И когда репрессировали отца. И когда началась война, а он совсем юным попал в агитбригаду — показывать в Сибири кино (потом он расскажет об этом опыте в фильме «Агитбригада «Бей врага!»). И когда уже стал режиссером, но надолго застрял в научпопе. И когда его наконец позвали на заветный «Ленфильм», но снять предложили фильм… без актеров. И он снял комедию «Барбос в гостях у Бобика» по рассказу Носова — бесшабашное трюковое кино с животными, словно всю жизнь только этим и занимался.

Кажется, для него вообще не существовало невозможного. Комедии и социальные драмы, лирические истории и гротеск. Потому что стержень его фильмов — маленький человек, тема его фильма — поиск человеческого. И сам Виталий Вячеславович — скромный труженик.

Виталий Мельников с родителями. Фото из семейного архива

Виталий Мельников с родителями. Фото из семейного архива

Из документального фильма узнаем предысторию легендарного комедийного триллера «Начальник Чукотки», по сути, полнометражный игровой дебют будущего классика. Идея возникла из газетной заметки. Сценарий писали с другом Владимиром Валуцким о том, как комиссара отправили на Чукотку советскую власть среди снегов устанавливать. И вроде все было правильно. Революция есть, комиссар есть и даже вражина — империалист, осколок тлетворного прошлого. Тема проходная… в смысле «инстанции» утвердят. Но вдруг самим авторам стало скучно. И стали они дурачиться, хулиганить, совсем бдительность потеряли. Вместо геройского многоопытного комиссара возник безусый отчаянный юнец Алеша Бычков, недоучившийся гимназист со срывающимся, дающим «петуха» голосом: «Товарищи далекого Севера, люди холода и голода! Теперь вы граждане свободной Чукотки! Теперь всё ваше — и земля, и море… И фабрики!!! Да здравствует экспроприация экспроприаторов! Ураааа!!!» Бессребреник Бычков буквально горит: на революционном топливе и запале, строит в тундре новый светлый мир. Но пафосные речи его вызывали в зале гомерический хохот». Что сказать, чистый Иван-дурак, антигеройский герой, который и Жар-птицу добудет, и за правдой через три моря пойдет.

Съемки фильма «Женитьба». Фото из семейного архива

Съемки фильма «Женитьба». Фото из семейного архива

Сценарий начали на худсовете распинать. Но вступились коллеги. Алексей Герман вспомнил про Гайдара, который в 16 лет полком командовал. И что сделал начинающий режиссер? Он, как Леша Бычков, немедленно уехал за тридевять земель в Заполярье. Кино снимать подальше от начальственных глаз. Тогда ведь как. Если деньги большие государственные на съемки потрачены, надо и фильм заканчивать. Во время съемок он вспоминал, как после ареста отца, они прятались с мамой на берегах Иртыша в поселке ссыльных. Из всех развлечений — кинопередвижки, без электричества с помощью машин-динамок кино показывали, и он помогал киномеханику.

Виталий Мельников со съемочной группой. Фото: oknofest.com

Виталий Мельников со съемочной группой. Фото: oknofest.com

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Потом на протяжении всей жизни он на время съемок старался уезжать в дальние экспедиции. «3дравствуй и прощай» снимали в Новочеркасске и Ростовской области, экзистенциальную драму «Ксения, любимая жена Федора» — в Армении, объявленный крамолой «Отпуск в сентябре» — в Петрозаводске. Он не геройствовал, но кино снимал по велению сердца. И когда в апогей застоя снял свою «Утиную охоту» (он же пробил ее как «антиалкогольное кино»), картину убрали подальше от зрительских глаз… на 8 лет.

Олег Даль так и не дождался премьеры, не увидел на большом экране одну из лучших своих ролей — Зилова. А ведь его «лишний человек» был рожден за три года до «Полетов во сне и наяву» Романа Балаяна. Но начальство сочло фильм и героя слишком депрессивными, мрачными.

Съемки фильма «Бедный, бедный Павел». Фото из семейного архива

Съемки фильма «Бедный, бедный Павел». Фото из семейного архива

А не тяготится ли этот отщепенец советской действительностью? Впрочем, автору фильма ничего и не объясняли, просто не показывали фильм, и все. И столько боли в словах режиссера об этой молчаливой подлости: «ничего не говорить, но не показывать».

Пятнадцать лет жизни он посвятил своей исторической трилогии «Царская охота», «Царевич Алексей», «Бедный, бедный Павел». И волновали его не столько внутренний конфликт человека и власти, сколько моральные дилеммы человека власти. Своими фильмами он пытался соединять звенья исторической цепи из прошлого в будущее. Хотел передать собственное ощущение: быть частицей долгой и трагической, прекрасной и уродливой истории народа. Считал необходимым знать, что было за нами, чтобы не наступать на одни и те же грабли.

Виктор Сухоруков и Виталий Мельников. Фото: oknofest.com

Виктор Сухоруков и Виталий Мельников. Фото: oknofest.com

Есть еще одно уникальное качество режиссера Мельникова, о котором мы вспомним во время фильма. Он, безусловно, актерский режиссер. Был первооткрывателем неоспоримых дарований Кононова, Караченцова, Шакурова, Зайцевой. У него снимались актеры первого ряда, с которыми сверхсложно и которые в его фильмах узнавались и разворачивались по-новому. Актеры — планеты. Олег Борисов и Олег Ефремов, Евгений Леонов и Алексей Петренко, Светлана Крючкова и Юрий Богатырев, Люсьена Овчинникова и Ирина Купченко, Зинаида Шарко и Лев Дуров.

В его фильмах своя неповторимая интонация, каким бы нелепым ни был герой, мы ему сочувствуем, потому что непостижимым образом он становится близким, родным. Отчасти из-за особой выделки мельниковского юмора, зашитого в складках всех его фильмов.

Юмора, в котором растворена нежность. Вспомните пластику героя Ефремова, водителя грейдера, в драмеди «Мама вышла замуж», когда он буквально убегает от своих подельников — он же первую зарплату в новую семью несет! Или тихий, полный отчаяния смех невесты Агафьи Тихоновны Крючковой, словно вышедшей прямиком из живописи Федотова, только что упустившей жениха. И нежности этой хоть отбавляй во всех его бурлескных комедиях и социальных драмах. Он говорил, что не сюжет-конфликт его прежде всего интересует, а то, как на глазах зрителя рождается чувство. Вот это и есть основная часть сюжета.

Его упрекали в «мелкотемье»: отчего тоскует Зилов? Какой дурью мается Ксения? Чего не хватает Подколесину? Какие «смыслы жизни» уехал в город искать Митька из «Здравствуй и прощай». Обычная жизнь обычных людей. Которые живут рядом. Но, кажется, жизнь их продолжается за экраном. Пробил-таки он эту стену.

Этот материал входит в подписку

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow