КомментарийЭкономика

Перемкнуло

Как электросети Армении стали жертвой политического кризиса в стране

Перемкнуло

Фото: Дмитрий Ле / Коммерсантъ

Редакция «Новой газеты. Армения» решила воспользоваться редкой для Армении возможностью — наличием в открытом доступе отчетности компании — и попросила экономического обозревателя LavaMedia разобраться, что же из этих отчетов можно узнать о деятельности Электрических сетей Армении, неожиданно оказавшихся в центре большого политического скандала.

Тятя, тятя, наши сети превратились в мертвеца

С 2006 года армянские электросети находились под контролем российской энергетической группы «Интер РАО ЕЭС». Видимо, тогда предполагалось, что присутствие мощного международного отраслевого игрока должно было стать панацеей. Но компания быстро угодила в классическую ловушку регулируемых монополий.

Правительство Армении как регулятор оказалось в двойных тисках. С одной стороны, любое существенное повышение тарифов грозило протестами и электоральными потерями. С другой — российский гигант, формально частный собственник, требовал хоть какой-то экономической целесообразности при ведении своей деятельности. Но без взаимного доверия, необходимого для того, чтобы найти эффективные решения, устраивающие обе стороны, ситуация в компании только ухудшалась.

В результате к 2014 году компания оказалась в крайне плачевном состоянии. Вот только некоторые показатели из отчетности компании за последние два года, предшествующие приходу Самвела Карапетяна. Разница между регулируемой выручкой и регулируемыми же затратами на покупку и передачу энергии (назовем это для простоты «тарифной подушкой») составляла всего 23% от выручки. Это крайне низкий показатель. В здоровой компании такой скорее должна быть рентабельность по EBITDA (отношение прибыли до вычета налогов на прибыль, процентных платежей по долгу и амортизации), падение которой ниже 15–20% обычно заставляет инвесторов грустить. В ЭСА же рентабельность по EBITDA в 2013 году стремилась к 0.

Чистые же убытки компании достигли 9,9 млрд драмов в 2013 г. и 10,7 млрд в 2014 г. Проблема была настолько острой, что тогдашнее руководство компании даже отразило ее в своем обращении в годовом отчете за 2014 год:

«2014 год оказался непростым для Общества из-за сложившейся в компании экономической и финансовой ситуации. Причиной убыточного результата в размере 10,7 млрд драмов стало недополучение маржинальной прибыли вследствие увеличения тарифов покупки электроэнергии у ряда производителей и платы за мощность, а также тарифа на услуги инфраструктурных организации и диспетчеризации».

Д.Е. Волков, председатель совета директоров

Е.А. Бибин, генеральный директор

Совокупный долг к 2014 году вырос до 94,8 млрд драмов. Про отношение долга к EBITDA, одному из главных показателей для инвесторов, говорить при практически нулевой EBITDA и вовсе не приходится — оно улетело в космос. Мало того, в 2013 году компания нарушила ковенанты по двум кредитам (ЕБРР и Внешэкономбанка), что вынудило тогдашнего аудитора компании (EY) выдать по отчетности заключение с оговоркой — последний звоночек для менеджмента и акционеров компании. Про инвестиции в развитие компании в таких условиях, разумеется, можно забыть: капвложения в основные средства (6,3–6,4 млрд драм) едва покрывали их износ (амортизацию 5,7–6,2 млрд). Сеть де-факто деградировала — средств на модернизацию не было.

Финал эпохи «Интер РАО»: к 2015 году компания напоминала пациента на ИВЛ.

Убыточная бизнес-модель, долговая петля на шее, изношенные сети и нулевая инвестиционная способность. Государство как регулятор проигрывало в обеих ипостасях: социальное напряжение из-за тарифов не исчезало, а инфраструктура ветшала.

Акция в Ереване в поддержку арестованного владельца компании «Ташир Групп» Самвела Карапетяна. Фото: Александр Чернышевский / Коммерсантъ

Акция в Ереване в поддержку арестованного владельца компании «Ташир Групп» Самвела Карапетяна. Фото: Александр Чернышевский / Коммерсантъ

И тут на сцене появляется Самвел Карапетян. Похоже, что власти республики решили, что выстраивать доверительные отношения и решать накопившиеся проблемы с армянским миллиардером будет намного проще, чем с российским энергетическим гигантом. И первые два года совместной работы показали, что во многом этот расчет был верен.

Недолгое счастье Самвела Карапетяна

С приходом Карапетяна в управление компанией результаты переговоров по тарифам сразу стали приносить совсем другие результаты. Уже в 2015 году «тарифная подушка» взлетела до 34,5% против 23% в 2014-м, а к 2016-му она достигла 35,3% — максимального уровня за десятилетие.

Рентабельность по EBITDA совершила головокружительный прыжок: с 5% в 2014 г. до более чем 18% в 2015-м и превысила 20% в 2016-м, а чистый убыток 2014 года почти в 11 млрд драмов в 2016 г. превратился в 23 млрд драмов чистой прибыли. Все это позволило еще в 2015 году погасить займы, связанные с предыдущими акционерами, и сократить совокупный долг на 35% — с 95 млрд драмов (2014 г.) до 62 млрд драмов (2015 г.). Коэффициент Долг/EBITDA, еще недавно зашкаливавший за x30, к 2016 году составил комфортный x1,6 — уровень, о котором прежнее руководство могло только мечтать.

Кроме того, в результате всего вышеперечисленного в 2017 году компания уже не только выплатила почти 7 млрд драмов налога на прибыль, но и смогла направить более 20 млрд драмов на капитальные вложения.

Казалось бы, что может пойти не так? Ведь государство, наконец, получило «своего» собственника.

Но дело в том, что высокая социальная значимость тарифов никуда не делась, и удерживать «тарифную подушку» даже для «своей» компании на таком уровне и в такой политической обстановке было бы для правительства самоубийством. И уже в 2017 году размер «подушки» упал ниже 30% (в районе которых он и продолжил болтаться до 2024 года). (График 1)

График 1

График 1

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Но эта попытка удержать тарифы, как мы уже знаем, не спасла правительство от краха и прихода к власти в 2018 году абсолютно новых сил.

На западном фронте без перемен

Смена власти в 2018 году загнала двух главных участников этой истории в патовую ситуацию: для нового правительства во главе с Николом Пашиняном повышение тарифов было явно не тем, что требовалось для народной поддержки (да еще и при объявленной войне с «олигархатом»), а господин Карапетян вряд ли был готов расценивать свое новое приобретение в качестве благотворительного проекта. В результате «тарифная подушка» до конца 2023 года колебалась в пределах 25—30%, а Карапетян активно занялся оптимизацией всего и вся, наглядно показывая, чем отличается от предыдущего неповоротливого собственника.

Для начала компания решила проблему потерь электроэнергии при передаче, радикально снизив их с 12,9% в 2013 году до 7,2% в 2018-м. Не менее радикально компания подошла и к проблеме оптимизации главной статьи расходов — расходам на персонал. Так, для примера, средние зарплаты в Армении с 2018 года (до этого года методика расчета была иной, и сравнение было бы некорректным) увеличились к 2023-му на 56%, инфляция составила 21%, а расходы компании на зарплаты за тот же период выросли лишь на символические 7,6%. (График 2)

График 2

График 2

Досталось и расходам на текущий ремонт и обслуживание сетей, которые после резкого роста с 1,4 млрд драмов в 2014 году до 3,0 млрд драмов в 2015-м в период с 2018 по 2023 г. оставались в диапазоне 1,1–1,3 млрд, хотя износ инфраструктуры оставался критическим.

Разумеется, в такой ситуации пострадали и поступления в бюджет от налога на прибыль:

рекордные 6,8 млрд драмов, заплаченные в 2017 году, остались в далеком прошлом, и за следующие три года в бюджет было в сумме заплачено всего 3,0 млрд, а во все последующие годы выплаты и вовсе отсутствовали.

В общем, менеджмент компании крутился как мог, да еще и не забывал про взятые на себя обязательства по инвестициям, правда, исполняя их со значительным отставанием. К тому же, судя по отчетности, существенная часть приобретаемого оборудования и услуг покупалась у связанных с Таширом компаний. (График 3)

График 3

График 3

Долг компании при этом стремительно увеличивался (даже несмотря на резкое укрепление драма в 2022 году, благодаря чему после переоценки валютных кредитов долг сократился на 25 млрд драмов по сравнению с 2021 годом) и к концу 2023 года составил 121 млрд драмов (на 97% выше, чем в 2015 году).

Как ко всем этим процессам относилось новое правительство, можно только гадать, но судя по тому, что попыток найти нового собственника для компании не предпринималось, видимо, сложившаяся ситуация его до поры до времени устраивала.

И вот новый поворот!

То, что мы можем увидеть в свежей отчетности за 2024 год, с трудом укладывается в описанную выше картину. Здесь абсолютно все не так, как мы могли бы ожидать на основании данных за 2018–2023 годы.

«Тарифная подушка» составила 40%. Причем достигнут этот эффект был вовсе не за счет роста тарифов для населения, которые остались на прежнем уровне, а за счет снижения тарифов у производителей электроэнергии и тарифов по ее передаче. В результате чего при снижении выручки на 3% (-6,7 млрд драмов) затраты на покупку энергии упали на 16% (-21,6 млрд драмов), а затраты на передачу — на 21% (-2,7 млрд). По итогам года компания получила рекордную EBITDA в 48,5 млрд драмов (скорректированная EBITDA — 49,5 млрд драмов).

Кроме того, компания еще и разместила валютные и драмовые облигации сразу на 65 млрд драмов, благодаря чему смогла сократить задолженность по кредитам и займам на 28,6 млрд и инвестировать в приобретение основных средств 46,9 млрд (26,6 из которых опять прошли через связанные компании).

Но самое главное — компания впервые за весь рассматриваемый период выплатила дивиденды, и сразу 11,8 млрд драмов!

Чем бы ни было вызвано такое резкое изменение принципов взаимодействия компании и регулятора в столь зарегулированной тарифами отрасли (новыми достигнутыми в 2023 году договоренностями, ошибками КРОУ при утверждении тарифов или какими-то еще скрытыми причинами), в текущей ситуации это выглядит еще более странно. Но гаданиями мы заниматься не будем, а сразу перейдем к выводам (разумеется, экономическим, а политику оставим другим).

Заключение

Перед нами сюжет классической трагедии регулируемой монополии в развивающейся экономике, где государство требует социальной стабильности, инфраструктура требует миллиардных инвестиций, а бизнес хотел бы хоть немного, но заработать. И попытка переложить ответственность за разрешение этой проблемы на частного собственника обречена.

Кто бы ни владел сетями при текущей модели их функционирования — он столкнется с тем же: «Повысить тарифы? Народ взбунтуется. Не повысить? Сети развалятся».

Решать проблему можно пробовать разными способами, в зависимости от того, в какую модель мира вы больше верите: в волшебную руку Рынка или в сильную руку Государства. Но в обоих сценариях, как нам кажется, сейчас не помешала бы полная прозрачность правил и наличие долгосрочной стратегии.

Готово ли правительство сделать сейчас ответственный и рискованный выбор, или же, найдя козла отпущения, опять попытается задвинуть проблему электросетей в дальний угол, сделав вид, что никаких проблем не существует, — узнаем, видимо, в ближайшее время.

Иван Карпенко, корреспондент LavaMedia, специально для «Новой»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow