КомментарийОбщество

До 16 интернет запрещен

Как ламповые люди в эпоху прогресса пытаются отключить будущее поколение от главного инструмента развития

До 16 интернет запрещен

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Законодательное регулирование интернета набирает обороты. Как всегда первыми под раздачу попадают дети. И если раньше речь шла об ограничении доступа к социальным сетям, то теперь все баны могут коснуться любых устройств, подключенных к интернету. Крупные компании берут под козырек, а это значит, что мир уже не будет прежним. Все радости прогресса в ближайшие годы будут доступны только для взрослых.

Мы находимся в середине потрясающего процесса, не имеющего своих аналогов. Большие законодательные пакеты разных стран нацелены на запрет использования популярных сервисов лицами, не достигшими совершеннолетия, а любая деятельность, которая так или иначе затрагивает массы, ― теперь предмет регуляции. Эта история имеет несколько граней, каждая из которых влияет на нашу жизнь, а значит, все это будет иметь последствия. И вполне вероятно, не те, что задумывали инициаторы.

Для начала ― сама идея цифрового патернализма. Поколение, выросшее в офлайне, принимает решение ограничить своих потомков. Причем не напрямую, а руками государства. И это очень спорная тема. Как минимум потому, что мы все разные. Включая отпрысков и взгляды на их воспитание. Одни радикально смотрят на цветной экран, подключенный к интернету, и считают, что вправе ограничивать младших, другие ― помнят, как часами залипали в «Тетрис» и «Ну, погоди!», и спокойно относятся к тому, что ребенок часами смотрит один и тот же ролик. Третьи где-то в середине ― ну играй час в день, но потом делай уроки.

Теперь это не ваше дело. За вас всё решили. Грубо говоря, нельзя детям пользоваться социальными сетями ― и все. 

Это не рейтинги фильмов, вроде известной аббревиатуры PG (Parental Guiadenace), когда рекомендуется смотреть вместе с семьей. Это ― обязаловка, которая выливается в простую мысль: вы делегируете информационный контроль над вашими детьми государственной бюрократии. Справедливость подобных решений ― вопрос большой дискуссии. Которой, увы, не произошло. Запретим ― и все.

Следом регуляция как есть. Евросоюз ― отличный тому пример. Это вам не крышечки, закрепленные к бутылке, ― правило, распространяющееся на всю территорию и вызывающее смех у окружающих. Это ― национальное законодательство. Во Франции ― одно, в Греции ― другое, в Италии ― третье.

Но этого мало, оказывается…

Как список ограничений сочетается с работой над прогрессом, не очень понятно. Но если вы большая компания (и такой термин тоже есть) или социальная сеть ― идите соблюдать законы.

Кажется, одна рука не знает, что делает другая. Как желание построить альтернативу Кремниевой долине сочетается с часто избыточным регулированием? Слава богу, что все эти инициативы рождаются не в один день, что позволяет большим игрокам адаптироваться. Сейчас, например, главный вопрос ― проверка возраста. Бизнес должен прикладывать усилия, чтобы гарантировать допустимый возраст пользователя, это сложно, это в итоге расходы ― именно отсюда берутся решения вроде авторизации через Госуслуги ― это возможность свалить ответственность на кого-то еще.

Но если крупняк как-то справится, то начинающим энтузиастам будет нелегко. Если вдруг вы придумали какой-то большой коммуникационный сервис ― готовьтесь к тяжелому выбору юрисдикции, не только для своей компании, но и для себя: недавний пример с задержанием Павла Дурова ― яркая тому иллюстрация. Можно как угодно относиться и к личности, и к продукту ― но в справедливости происходящего есть большие сомнения.

Глядя на планету, можно увидеть соревнование в жестокости применения.

Фото Zuma / TASS

Фото Zuma / TASS

В США есть Children Online Privacy Protection Act и его логическое продолжение Kids Online Safety Act. И каждый штат может придумывать свое. Ну и понеслось. Консервативные штаты, типа Арканзаса, требуют согласия родителей до 18 лет, а в Юте ― просто решили не пускать детей ночью. Помимо этого закон обязывает компании иметь множество инструментов, включая счетчик времени проведенного в Сети. История свежая ― все пакеты в процессе разработки, и будет очень интересно посмотреть на правоприменение.

Самая объемная попытка ― британский Online Safety Act. Тут не только возрастные ограничения и требования по удалению контента, но и обязанность раскрывать алгоритмы формирования ленты. Что, кстати, тоже вызывает сомнения ― это как рассказать главную тайну бизнеса и спалить свое конкурентное преимущество. Это все не только про местные сервисы, но и вообще любые компании, где есть много англичан. Отвечает за это местный регулятор, который в случае чего может наложить штраф до 10% от оборота компании.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В Европе в рамках Digital Service Act мало того что большой бизнес выделили в отдельную категорию, обозвав аббревиатурой VLOP (Very large online platforms) ― куда попадают компании типа Google и Amazon, так еще и расширили применение не только на всякие там мессенджеры и социальные сети, но и на устройства. А это значит, что не только условный сайт или приложение попадают под регуляцию, но и бесконечные колонки и какие-либо другие устройства, подключенные к интернету. Так что,

придумывая робота или какую-то специфическую игрушку, позаботьтесь о том, чтобы родительский контроль занимал существенную часть функционала.

Все это еще в процессе разработки. Ни один из перечисленных пакетов не работает в полную силу, а местами и не работает вовсе. За доказательствами ходить далеко не надо, множество сайтов, не рассчитанных на детскую аудиторию, все еще обходится всплывающим окном «Скажите, вы достигли совершеннолетия?» и одним вариантом ответа «Конечно, да!». Так что говорить о том, что весь интернет будет для детей закрыт, пока рано. Но процесс идет, несмотря на миллион вопросов.

Главный из них: а при чем тут интернет вообще и платформы в частности? Мы не судим производителей деревообрабатывающих инструментов за действия Родиона Раскольникова, да и к компаниям, предоставляющим услуги связи, за действия мошенников претензий особых нет, кроме тех же вялых попыток обязать идентифицировать личность абонента. Так почему платформа, которая предоставляет абсолютно технологический сервис по хранению и демонстрации данных, должна заботиться о качестве контента?

Всякие гадости и пакости делают конкретные люди, а перекладывать с больной головы на здоровую ― то еще решение. И почему ответственность за воспитание и поведение детей должны брать на себя незнакомые программисты и еще более незнакомые чиновники, а не семья?

Читайте также

Мессенджер в законе

Мессенджер в законе

Объявлено о создании общегосударственного интернет-сервиса, который объединит в себе все, включая товарища майора. Сработает?

Вызывает вопросы и техническая реализация. Взять те же Штаты. Как мы знаем из популярных фильмов для подростков, поддельные документы для покупки алкоголя ― обычное дело. Если допустить, что среднестатистический тинейджер не полный идиот ― его не остановит даже существенная преграда. И никакой родительский контроль не поможет: в большинстве случаев дети умнее своих родителей, а значит, могут легко узнать условный пароль или обойти ограничения. Читали же книжки, укрывшись одеялом? Тут примерно то же самое.

Текущая эпоха ― это не только технологические изменения, которые меняют наши привычки, поведение и потребление, но и гигантское влияние законодательного процесса, которое как в короткой, так и в длинной перспективе может изменить ландшафт «большого интернета». И далеко не факт, что в лучшую сторону. Единственное, что греет: еще до появления интернета мы как-то умели находить запретные видеокассеты, тайком читать книги и залипать в телевизор, когда никто не видит. А значит, есть надежда, что и следующее поколение как-то справится с несправедливостью окружающего пространства. Впрочем, это уже не наши проблемы.

Этот материал входит в подписку

Виртуальный Меркуров

Тренды цифрового мира

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow