Президент Владимир Путин подписал указ, которой добавляет «финансирование экстремистской деятельности» к условиям, разрешающим включать подозреваемых в этом россиян уже на этапе следствия (без судебного решения) в реестр Росфинмониторинга — что автоматически обязывает банки блокировать доступ поражаемых в правах граждан ко всем их счетам и картам.
Раньше такие ограничения действовали только для россиян, причастных к террористической и экстремистской деятельности, либо оправдании такой деятельности. Что касается финансирования — то рестрикции наступали только для обвиняемых в финансировании терроризма. Теперь добавлено и финансирование экстремизма.
Расширение условия внесения в реестр Росфинмониторинга на «финансирование экстремистской деятельности» — при очень широкой сегодняшней трактовки последней со стороны следствия — означает, что механизм «гражданской казни» будет действовать для неопределенно широкого круга лиц.
Например, для россиян, уличенных в пожертвовании ФБК*, объявленного в 2021 году экстремистской организацией.
Еще шире может трактоваться блокировка счетов и карт для фигурантов дел о «движении ЛГБТ*», «признаками» которого ВС РФ довольно широко считал, напомним, наличие определенных «нравов» и «традиций» (в форме гей-парадов), использование «специфического языка» — с «феминитивами» и символики (радуги)…
В декабре 2024 года Путин расширил полномочия Росфинмониторинга, обязав банки предоставлять контролеру доступ к информации о счетах россиян по его запросу. Новые правила вступили в силу с 1 июня 2025 года, и вот, почти месяц спустя после вступления указа в силу, Путин привел в соответствие с ним и положение о работе Росфинмониторинга.
Под «финансированием экстремистской деятельности» понимается сбор средств или оказание финансовых услуг, «заведомо» предназначенных для деятельности экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества.
Экстремистскими считаются преступления по статьям: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, пытки и нанесение тяжких телесных повреждений, хулиганство по мотивам политической, расовой или религиозной деятельности, публичное распространение «фейков» о российской армии или органах власти либо «дискредитация» их.