Что бы ни происходило в стране и мире, телевизор фонтанирует весельем. На вершине этой вечной, как пирамида Хеопса, реальности расположился КВН. Патентованным шутникам можно посочувствовать. Их загнали в резервацию обрезанной смеховой культуры, откуда возврата нет. Тем не менее даже столь девственное пространство способно задеть особо впечатлительных господ. Одним из них стал Дмитрий Рогозин, ныне сенатор, в прошлом глава «Роскосмоса». Ему не понравился скетч команды с выразительным названием «Негоден», где упоминалась его докторская диссертация. Реакция Рогозина была бурной и разнообразной.
Первым делом он отметил: КВН превратился в «унылое говно» (с подобным эстетическим анализом трудно не согласиться). И тотчас пригрозил обидчикам отправкой на СВО. Чтобы не быть голословным, добавил, мол, ему уже известно, к какому военкомату приписаны шутники.
А уж там «бесталанное чмо», пообещал Дмитрий Олегович, научат настоящему юмору. Не прошло и дня, как сенатор передумал. Он поспешил успокоить «представителей либеральной общественности» и «прочих «возбудившихся ухилянтов» — такие люди не годятся для защиты Родины. Вчера годились, а сегодня — нет.
В данном сюжете прекрасно все: и скорость переобувания, и высокие мотивы самооправдания, и поиски врагов в стане, казалось бы, единомышленников — именно они разразились гневными отповедями. Влияние переменчивого в убеждениях Трампа на российскую элиту трудно переоценить. Цена и стоимость публичного слова опустилась ниже нулевой отметки. Ничего не стыдно, все разрешено.
Нелюбимых ныне декабристов два века назад империя ссылала на Нерчинские рудники, неудачливых юмористов сегодня можно отправить на СВО с подачи не самого выдающегося, но весьма мстительного покорителя космоса. А можно и не отправить, если покоритель передумает.
С российской политической культурой происходят странные вещи. Недавно губернатор Вологодской области Филимонов уволил главу муниципалитета Юлию Шевцову за скандальный видеоролик, снятый ее дочерью. Гламурного вида девушка обещала некоего «фраера» отправить на СВО с помощью начальственной мамы. А чуть раньше неизбежная Екатерина Мизулина предложила руководству Минобороны призвать Даню Милохина в армию. Она еще не успела довести мысль до конца, а популярный блогер уже первым рейсом умчался в Дубай.

Юлия Шевцова и Георгий Филимонов. Фото: телеграм-канал Шевцовой
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Что же получается в сухом остатке? С одной стороны, власть активно формирует тренд на создание новой элиты из числа участников СВО. С другой стороны — отдельные представители той же власти наказывают неугодных (чаще всего лично им) граждан, шантажируя их отправкой на фронт. И если вологодскую Шевцову уволили с поста немедленно, то московский Рогозин на месте. Впрочем, меня в этой истории больше задело другое. Рогозин — не просто яркий государственный деятель. Он из породы тех, кого принято называть учителями жизни. Дмитрий Олегович ведь и двух вышеозначенных студентов тоже обещал всему научить. Сенатор от Запорожской области, если кто забыл, поэт. «Роскосмос» в пору рогозинского руководства даже открыл на своем сайте раздел с его стихами. Один из них запомнила сразу и навсегда: «Не знаем сует торопливо тревожных». Лирический герой доктора философских наук как бы хочет отринуть все мирское с его «суетами», но, увы, не может — уж больно прочно он стоит на земле.
В этом месте повествования пора вернуться к моей любимой теме под названием «культурный код», о которой сейчас много говорят. Так вот, этот самый код состоит как минимум из культуры речи и культуры бытования тех, кто учит других. Окунувшись в поэзию Рогозина, выпала в осадок. Его с позволения сказать стихи, как и его тексты о провинившихся студентах, которых он научит Родину любить, навели меня на светлую мысль. Настало время хоть как-то проверить, скажем, с помощью искусственного интеллекта наличие культурного кода в организме высоких государственных чиновников. А иначе просто беда. Недавно принят закон о защите русского языка, а кто же его будет выполнять, смею спросить?

Мария Бутина на премьерном показе сериала «Тюремный дневник». Фото: Сергей Булкин / ТАСС
Слушала на днях Марию Бутину, и снова выпала в осадок. Она теперь не просто кавалерственная дама, но и известная писательница, автор «Тюремного дневника». По данному бестселлеру уже сочинен целый сериал. А еще Бутина телевизионный деятель искусств — она вела на Первом канале передачу «Куклы наследника Тутти», разоблачающую мировую закулису оптом и в розницу. У нее уверенный тон, строгий взгляд и неистребимая тяга к учительству. Как-то Мария похвалила себя: я слишком искушена в политических жестах. Наверное, так оно и есть: уж очень у Бутиной богатая биография. Однако творческие жесты, к которым она в последнее время особенно тяготеет, ей явно противопоказаны. А еще она автор диктанта для ЕГЭ. Все эти несметные художественные достоинства не мешают ей уверенно произнести следующую фразу в интервью: «Не все понимают на русском языке». Кто-то скажет: ну что за крохоборство, мало ли что люди говорят. А я отвечу: нет, не мало. Это у них такой культурный код, который, увы, не удалось спасти «от сует торопливо тревожных».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68