- Vigra Boys поднимет настроение остросоциальным постпанком
- Noize MC* споет свои запрещенные песни
- Готический принц Питер Мерфи, наконец, выйдет из сумрака
- Словенцы Laibach расскажут, почем фунт радионуклидов в Иране
- Радио от музея «Гараж» проведет экскурсию по грибному царству
- А на Staraya Derevnya все выйдут

По легенде, свою группу с духоподъемным названием Viagra Boys Себастиан Мерфи основал в тату-салоне, где он и еще пять шведов сошлись на почве любви к прекрасному и отполировали это дело несколькими пинтами хереса. Из мифотворчества придется вычленить факты и в сухом остатке заметить, что лидер и вокалист группы с 10-летней историей — самый настоящий тату-мастер с узнаваемым и четким стилем. На лбу у Себастиана красуется LÖS — это «Решимость» по-шведски, а под шеей — «Смерть», но по-испански.
В целом мужчина забит рисунками и надписями с головы до пят, что с далеко не спортивной фигурой прекрасно работает на его имидж рок-маргинала. Невольно рождаются ассоциации с героем рассказа Рэя Брэдбери «Человек в картинках». В его конце мужчина, весь покрытый живыми татуировками, убил жену и сгинул в мире колдовских татуировок на собственном теле. У этих музыкантов немного другая история: в здравом уме, поют по-английски, как и заведено у шведов, говорят о наболевшем, в выражениях не стесняются, а главное, к своему четвертому альбому еще не исписались.
О предыдущем альбоме группы Cave World журнал Kerrang написал: «…наполненный не только цветом и жизнью, но и чувством поразительного беспокойства, которое находится где-то между глубоко сексуальным и крайне зловещим». К фрейдистской характеристике от британского музыкального еженедельника добавлю, что вся музыка коллектива пропитана иронией (в том числе, и с приставкой «само»), абсурдом и хорошим настроением. Я бы не стал пихать все это в жанровое клише постпанка, которым обычно награждают Viagra Boys музыкальные критики, но что-то post в них есть. Будоражащее, несерьезное, как яркий ляп краской поверх классической картины, как нелепая рожица, нарисованная ручкой на официальном документе. Не удивлюсь, если Viagra Boys в негласном почете у «белых воротничков».
Название нового альбома намекает на современную моду с заигрываниями в поле словообразования. Постмодернистская физиономия на обложке поддерживает эту игру и возникает в клипе на открывающий трек Man made of meat, где лирический герой внезапно становится современным художником, со всеми вытекающими последствиями и с неожиданной концовкой.
К визуализации своих песен Viagra Boys подходят с полной отдачей, никакими «собрали на коленке» здесь и не пахнет, каждый клип как короткий метр, даже в эстетике любительского видео Uno II. К слову, текст к ней написан от лица одноименного пса, вынужденного посещать ветеринара из-за проблем с зубами. Всего в поддержку альбома вышло три клипа. Сюжет третьего видео The bog body крутится вокруг зомби женского пола, из которой сделали супер-звезду. Такая аллюзия на шоу-бизнес. Поразительно, что вся эта ирония нисколько не злая, а главное, понятна каждому. Группа высмеивает общество, в которое они сами встроены и блага которого с успехом осваивают.
- Слушать на Music.Apple

Альбом Нойза MC* вышел еще в середине марта, а в апреле треки «Не все дома», «Криокамеры», «Страна Дождей» и «Кооператив «Лебединое озеро» стали недоступны на «Яндекс.Музыке» по требованию Роскомнадзора. Вымарывание сопровождено формулировкой «распространение недостоверной общественно-значимой информации». «Благодарю бдительных сотрудников правоохранительных органов за участие в промо-кампании моего нового релиза <…>», — написал музыкант, выложив все песни в своем Telegram-канале.
Из соображений безопасности остальной текст рецензии вырезан, но оставлен в сердце. В нем раскрывалась концепция альбома как путешествия, у которого нет преград и границ.
Да вы и сами все прекрасно понимаете.

Тени сгущаются, и преимущественно под глазами, потому что спустя 11 лет после предыдущего альбома на сцену готического рока выходит принц сумрака Питер Мерфи. За свою сольную карьеру экс-лидер легенд британского постпанка Bauhaus выпустил в общей сложности 10 сольных альбомов, четыре из которых вошли в чарт Billboard Top 200 (Love Hysteria, Deep, Holy Smoke, Lion). В работе над 11-й пластинкой Питера Мерфи приняли участие Трент Резнор (Nine Inch Nails), Джастин Чанселлор (Tool) и Бой Джордж.
Продюсером, как и на предыдущем Lion, выступил Мартин Youth Гловер из Killing Joke, что снова внесло электронное звучание в рокочущие гитары. Но куда-то делись те мурашки, которые вызывали такие вещи с предыдущих альбомов, как I Am My Own Name или Cuts You Up. Конечно, драматизм и экзальтированность остались, но надрывность и мощь покрылись толстым слоем пыли. Внезапно возникшая мейнстримная легкость обернулась дуэтом с Бой Джорджем, не самой ожидаемой персоной для коллаборации. До полнейшего разочарования альбом недотянул, просто на этот раз обошлось без ярких хитов.
- Слушать на Music.Apple

Laibach — Alamut / 2024
Так уж повелось, что концептуальная музыка чаще всего интересна своим бэкграундом и идеями, которые за ней стоят. Даже то, что новая работа словенских энтузиастов Laibach вызвала неоднозначную реакцию у фанатов, ждущих от своих любимцев танцевальных индустриальных боевиков, не делает ее менее значимой. Группа, возглавляемая бессменным лидером Миланом Фрасом, на протяжении всей своей творческой деятельности привлекала внимание не только музыкой, но и арт-подачей материала. Из 47-летнего периода активности Laibach позволю себе выделить несколько моментов.
В конце 80-х группа провозгласила создание виртуального государства на территории бывшей Югославии, назвав его NSK (Neue Slowenische Kunst или «Новое словенское искусство» в переводе с немецкого) со своими паспортами, посольствами и почтовыми марками. Этот факт вкупе с использованием музыкантами немецкого языка вызвал нешуточную ярость политиков — Laibach запретили использовать собственное название на пластинках. Фрасу и компании подобная реакция пришлась по душе, провокации стали их коньком. «Ничто так не стимулирует общество, как хорошая встряска» — вольно интерпретирую слова артиста и продолжаю экскурс по контркультурной деятельности словенцев. Они оглашали собственные манифесты и меморандумы, поставив акционизм на поток. Использование милитаристских образов в творчестве добавило масла в огонь. А однажды они закинули мертвого ежа в виде деконструированной версии альбома Let It Be в бесчисленную фан-базу группы «Битлз». Отметились и в религиозном пространстве своей версией Jesus Christ Superstar. В альбоме 2006 года Volk («Народ») музыканты предложили собственные интерпретации национальных гимнов 13 государств, среди которых были Россия, Германия, Англия, Израиль и транснациональный гимн виртуального NSK.
Свое новое полуторачасовое произведение Laibach взрастило на ниве академической музыки с привлечением симфонического оркестра RTV Slovenia под управлением иранского дирижера Навида Гохари. Альбом вдохновлен произведением «Аламут», написанным в 1938 году словенским писателем Владимиром Бартолом и повествующем об истории Персидского государства XI века. Ранее книга уже служила источником вдохновения создателям серии видеоигр Assassin's Creed, а также писателям Умберто Эко и Уильяму С. Берроузу. Центральный персонаж книги — Хасан-и-Саббах, харизматичный религиозный и политический лидер низаритских исмаилитов, основавший таинственное военное формирование, известное как Хашшашин, или орден ассасинов. Самопровозглашенный пророк вел священную войну против империи Сельджуков из своего убежища — замка Аламут. Роман Бартола — о мученичестве и культе личности. Тезис произведения — «ничто не истинно, все дозволено» — иллюстрирует механизмы пропаганды в то время, когда автор был свидетелем подъема фашизма в Триесте (Италия).

Laibach в Северной Корее. Фото: laibach.org
Проблематика культа личности и тоталитаризма возникает в творчестве Laibach не впервой, им уже приходилось искать вдохновение в Северной Корее, где они выступали с концертом в 2015 году и поместили «великого вождя» Ким Ир Сена, дедушку нынешнего Ким Чен Ына, на обложку своей перепевки старого бродвейского мюзикла. Премьеру Аламута, чья обложка отсылает к иранской ядерной программе, Laibach мечтали устроить в Тегеране, что и раньше было задачей непростой, но после 2022-го сделалось совсем невозможным.
- Слушать на Music.Apple
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Авторы радио «Станция» от музея «Гараж» выпустили уже шестой сезон своего «нерегулярного радиошоу, посвященного звуку. Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы название «Миколограф» соотнести с грибами через микологию, науку, их изучающую.
Когда речь заходит о созданиях, чье многообразие видов включает в себя и крепкие подберезовики, и плесень на сыре, на ум приходит много всего и сразу. От грибников в резиновых сапогах до вождя мирового пролетариата. Грибы встречаются почти во всех видах искусства, включая литературу, живопись и графику. Одни в них наряжаются, другие им поклоняются. В современном искусстве нельзя и шага ступить, чтобы не наступить на гриб. Существует даже целый Музей грибов в Чили. Грибы ближе к животным, чем к растениям, и им выделено отдельное царство. Например, грибница черных опят в штате Орегон, США, разрослась на площади более 880 гектаров и претендует на звание самого большого живого организма на нашей планете.
Факты о грибах настолько разнообразны и увлекательны, что трудно пройти мимо. Радио «Станция» предлагает вам два часа звукового пространства, наполненного чистым мицелием. Здесь пять эпизодов, и у каждого уникальный автор.
Первая часть — «Адаптация» — представлена проектом farming utopia — экспериментальным саундом, построенным вокруг городского формата культивации редких видов грибов и производства продуктов на их основе. Вторая часть отдана миксу от диджея и продюсера Полины Пастовенской (Apollinaris). Свой сет она строит из реконструированной древнеримской и средневековой музыки, дарк-фолка и психоделического даба, пустынного блюза и буддистских мантр.
Дальше все чудесатее. В третьей части креатор под ником Acid Racer предлагает нам стать участником грибного спора (не сбора). Его музыку называют альтернативным рэпом, в котором синтетический трэп смешивается с гитарами и живыми ударными, а фанк — с плотным грувом и постметаллом. Аудиоколлаж от эмбиент-проекта Klotho в четвертой части феерии продолжает погружать в грибное царство, где слушатель войдет в контакт с нейронами грибницы. И, наконец, пятая часть. Под таинственным названием «Кто тоньше змей» прячется получасовой аудиосимбиоз из музыки и грибного сай-фая с вкраплениями фольклора. Так, вам объяснят, что одна из версий происхождения поговорки «В Рязани — грибы с глазами» имеет под собой историческую почву. Жители княжества Рязанского знали, что в пограничных районах трогать грибы запрещено, поэтому уничтожать их могли только захватчики. Так, по сбитым (говорящим) грибам разведчики нередко вычисляли путь ордынских войск и настигали их. У филологов, правда, есть своя версия возникновения поговорки, но она не такая интригующая.
Прослушав шестой эпизод, вы захотите исследовать и пять предыдущих, а там есть чем поживиться, уверяю вас.
- Слушать на сайте радио «Станция»

Staraya Derevnya — Garden Window Escape / 2025
Staraya derevnya — формация с более чем тридцатилетней историей. Кроссжанровое творчество коллектива объединяет музыкантов, художников и аниматоров без четкого распределения ролей. Несмотря на то что участники живут в разных странах (Великобритания, Израиль, Мексика), Staraya Derevnia не интернет-проект, а вполне живой коллектив.
Рассказывает один из основателей, Гоша Штасел:
«Наша музыка — это групповая импровизация в несколько слоев. Мы собираемся вместе и записываем безостановочный многочасовой джем. Редактирование и как бы «осмысление» сыгранного происходит потом. Из шести участников нашего коллектива по-русски говорят только трое. Мне не кажется, что знание языка обязательно для понимания того, что мы делаем. Это не стихи под музыку, а более цельное произведение, где атмосфера и интонация важны не менее (а иногда и более), чем партии инструментов или текст.
Состав, как, наверное, уже понятно, у нас довольно непостоянный. На данный момент кроме меня играют: Ран Нахмиас (виолончель, терменвокс), Мая Пик (синтезатор, флейта, дизайнер, аниматор) и Данил Гертман (художник, tagtool), живущие в Израиле. Мигель Перес (гитара) из Мексики. Грюндик (Игорь) Касьянский (feedback синтезатор) — живет в Великобритании».

Концерт Staraya Derevnya в Лондоне, 2022
Тексты нескольких последних альбомов «Деревни» выросли из стихов петербургского поэта и художника Артура Молева. Оригинальный текст может как лечь целиком в основу музыкального произведения, так и трансформироваться до неузнавания. По заверению Гоши, музыка «Деревни» не концептуальна, а скорее интуитивна — ничего не планируется заранее. Удерживать фокус помогает неожиданно обретенная общая тема, рожденная во многих часах импровизации. Музыка коллектива спонтанна, но не хаотична.
Расслышать «Деревню» не просто: с наскока, без подготовки получится не у каждого. Гоша Штасел не дает радужных обещаний. Осмелившихся ждет комплексный опыт, пронизанный осмыслением аудиовизуальных находок:
«Я вполне отдаю себе отчет в том, что нас не всегда легко слушать. При этом я бы предпочел, чтобы слушатель подходил к тому, что мы делаем, не академически, а интуитивно. Находил бы свои собственные смыслы и ассоциации — и совсем не обязательно те, что заложили мы сами. Так что главное — это, безусловно, открытость и любопытство».
- Слушать на Music.Apple
* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68