Этот вопрос глава Минэкономразвития Максим Решетников, председатель Банка России Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов обсуждали на сессии ПМЭФ-2025. Силуанов отметил, что сейчас в российской экономике наблюдается «похолодание», то есть замедляются темпы ее роста, но «за похолоданием всегда приходит лето».
Набиуллина назвала этот процесс «выходом из перегрева», отметив, что росла экономика спроса, а экономика предложения напротив, отставала.
— По цифрам у нас охлаждение, но у нас все цифры — это зеркало заднего вида. По текущим ощущениям бизнеса мы на грани перехода в рецессию, — возразил Решетников.
— На грани, а не свалимся? — уточнил у него глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
— Мы на грани, дальше все зависит от наших решений, — ответил Решетников.
Минэкономразвития ожидает, что в 2025 году ВВП России вырастет на 2,5%. У ЦБ прогноз пессимистичнее: рост на 1-2%.
О «первых признаках охлаждения в экономике» Решетников упоминал в феврале. Тогда он сказал, что экономический рост «перестал быть фронтальным» и указал на замедление темпов в ряде отраслей, в том числе в пищевой промышленности, химпроме, деревообработке.
Российская экономика по цифрам выросла в последние годы, в частности, после начала военных действий в Украине в 2022 году. В феврале 2025 года премьер-министр Мишустин доложил Путину, что ВВП России в 2024 году достиг 200 трлн рублей. Правда, в пересчете на курс доллара этот показатель оказался ниже данных десятилетней давности. Вместе с тем растет стоимость товаров, что стало следствием увеличения бюджетных расходов на нужные правительству отрасли, прежде всего, металлообработку: из-за этого денег в России становится больше, что разгоняет инфляцию.
Редактор отдела экономики Дмитрий Прокофьев рассказывал, что не так с громкими заявлениями о росте российской экономики.