«Новая» продолжает переписку с заключенными. Мы задали им 18 вопросов о жизни на воле и в заключении и регулярно получаем ответы. Эту анкету 30 лет назад мы просили заполнить друзей редакции: заметных политиков, деятелей культуры, звезд спорта и крупных философов. Сейчас наш интерес сошелся на тех, кто в тюрьме.
Недавно мы получили ответы бизнесмена Зиявудина Магомедова. Зиявудин приговорен в 2022 году к 19 годам заключения, а его брат Магомед — к 18. До приговора они около 5 лет провели в СИЗО. Магомедовы владели крупными активами, в частности — долей в Новороссийском морском торговом порту, которую несколько лет пыталась заполучить «Транснефть». Братьев обвинили в создании организованного преступного сообщества с целью хищения бюджетных денег. Уже сидя в СИЗО, братья Магомедовы продали «Транснефти» свою долю в Новороссийском порту, но вскоре по требованию прокуратуры эти деньги были обращены в доход государства, как и другое их имущество.
1. Что может оттолкнуть вас от человека при первом знакомстве?
Глупость; в какой-то мере глупость — не только интеллектуальный «промах»/недостаток («глупыми не рождаются», писал антифашист Дитрих Бонхеффер), но и моральный.
2. О каком несовершенном поступке вы сожалеете?
В одну из моих первых поездок в Силиконовую долину местные «технобрахмины» захватили мое внимание двумя-тремя идеями, не совсем инвестиционными, скорее из сферы «социальной архитектуры». Спешить жить — не лучшая максима, тогда я продолжал бежать по привычной дорожке и в привычном темпе. Еще сожалею о непроведенных разговорах с одним-двумя людьми.
3. Какую книгу вы бы не позволили прочесть своим близким?
Таких книг нет; я за критическое мышление, нельзя запрещать «плохие» книги или тлетворные идеи, потому что это потенциально превращает их в невротические/мрачные фантазии, а наше существование в монохромную «пещеру Платона».
4. Что для вас труднее — выслушивать слова благодарности или извинения?
В определении «труднее» есть немного от драматического жеманства, тартюфства и игнорирование искренности; возможно, краткая форма извинения иногда носит терапевтический характер, как и неамплитудная благодарность, искренность создает доверие, и это имеет значение.
5 Что вы могли бы делать своими руками на продажу?
Я крайне посредственен в этом, похоже, не из племени Гефеста.
6. Какое свойство юности вы мечтаете себе вернуть?
Больший задор.
7. Сумма наличных денег, без которой вы чувствовали себя некомфортно на свободе? И сумма, без которой трудно обойтись в заключении?
На свободе — эквивалент стоимости хорошей библиотеки и сада; здесь — сильно скромнее, даже с учетом неимущих «коллег».
8. На что ежедневно не хватает времени?
На общение с книгой и с небольшим количеством друзей, знакомых, которые все еще пишут.
9. Элемент комфорта, без которого труднее всего обойтись: на свободе и в тюрьме.
В быту — спорт, горячая вода; на свободе — вечно убегающее время и его нехватка.

Зиявудин Магомедов. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
10. Если бы у вас была возможность позвонить в прошлое, кому и для чего вы позвонили бы?
Своему отцу и еще двум десяткам мыслителей и политических деятелей.
11. Что в людях раздражает вас больше всего?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Лицемерие, лживость, трусость, равнодушие!
12. Какой из смертных грехов (гордыня, зависть, алчность, чревоугодие, похоть, уныние, гнев) кажется вам не таким уж и смертным?
Все-таки чревоугодие, наносящее больший вред собственному гаргантюанизму и здоровью (есть и вред общему Благу, в лице 875–925 млн голодающих). Уныние — соединение трусости, конформизма и равнодушия/пессимизма. А гордыня, особенно вооружившая необразованного, мегаломаниакального маленького человека, крайне опасна.
13. Какая новая черта нынешней молодежи вызывает у вас зависть и восхищение?
Я несколько оторван от «скрининга». Возможно, они менее потребительски мечтательны, чем мы (оторванные в СССР от профицита и царства консьюмеризма дней сегодняшних); и это вызывает симпатию.
14. Самое сильное впечатление детства? А последнего времени?
Детство — корпус D главного здания МГУ и его зубодробительная атмосфера. Сегодня… Впечатляющая логистика пенитенциарной системы (от «железных ящиков» в городах до «столыпинских» железнодорожных «новелл»)
15. Слово или выражение, от которого коробит?
Не отдельные слова или выражения, а стилистика (раздражает фальшь, эллиптическая риторика и т.д.).
16. Ваша любимая семейная легенда? Любимая история, услышанная в неволе?
Семейная легенда — бабушка, в течение нескольких лет после Великой Отечественной выходившая встречать с надеждой дедушку, погибшего весной 1945-го. Здесь, в неволе, слишком все пропитано горечью и болью.
17. Чего вы боитесь сильнее, чем смерти?
Рузвельт сказал: «Единственное, чего мы должны бояться, — это страха». Было бы досадно не реализовать один большой проект.
18. О чем вас бесполезно просить?
О предательстве.
Подготовила Ирина Родина
Этот материал вышел в восьмом номере «Новая газета. Журнал». Купить его можно в онлайн-магазине наших партнеров.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68