КомментарийОбщество

Вопрос, который дурно пахнет

Что делать с загрязненным мазутом песком из Анапы? У экологов есть предложение, которое остается неучтенным

Вопрос, который дурно пахнет

Фото: Игорь Онучин / ТАСС

В начале июня власти Ростовской области заявили, что вернули в Краснодарский край все 1800 тонн загрязненного мазутом песка. На мусорный полигон в 20-тысячный Семикаракорск его привезли в январе, спустя месяц после крушения танкеров в Керченском проливе. Это вызвало моментальные протесты: люди вышли на народный сход, потребовав убрать опасные отходы из города. «На нашем полигоне ничего не перерабатывается. Летом мусор сжигают. Мало того, что мясокомбинат воняет, потому что у него никаких фильтров нет, так теперь еще и мазут», — негодовали они.

Глава региона Юрий Слюсарь, которого жители Семикаракорска во время визита в город буквально взяли в кольцо, возмущению внял и уже в конце января пообещал, что замазученный песок вывезут.

И вот он снова на Кубани — на предприятии «Биопотенциал», которое занимается термической обработкой мазутно-песчаной смеси. По сообщениям представителей компании, они обрабатывают до 200 тонн в день. Проблема, однако, в том, что только на хуторе Воскресенском под Анапой хранится более 100 тысяч тонн загрязненного песка. А всего его к настоящему моменту — больше 160 тысяч тонн.

Нетрудно подсчитать, что на утилизацию при таких темпах понадобится почти три года. И это без учета новых возможных выбросов.

Кроме того, при сжигании мазутно-песчаной смеси в воздух попадают вредные вещества. И хотя жителям поселка Афипский, где происходит сжигание, к опасному воздуху не привыкать — здесь же расположен нефтеперерабатывающий завод, на который периодически жалуются люди, — с гуманитарной и экологической точек зрения выбранный способ трудно назвать оптимальным.

Неоптимальным выглядит и размещение замазученного песка на полигонах или «площадках временного хранения». Жители хутора Воскресенского, откуда мазутно-песчаную смесь по первоначальному плану должны были вывезти еще к началу апреля, до сих пор соседствуют с ней, жалуясь на неприятный запах, головокружение, тошноту и обострение хронических болезней.

Из-за протестов хуторян песок из Воскресенского начали частично вывозить на полигон «Терра-Н» под Новороссийском. Но и там экологическая ситуация напряженная: жители 12-тысячного села Борисовка, которое находится прямо у подножия полигона, на протяжении многих лет жалуются на возгорания мусора и смог, накрывающий село. Власти заявляют, что на «Терра-Н» вывозится только очищенный песок, прошедший через специальную установку «Грохот». Но специалисты Научно-исследовательского и проектного института нефти и газа обнаружили в этом песке двадцатикратное превышение предельно допустимых концентраций бензапирена — токсичного вещества первого класса опасности.

Системная ошибка кроется в том, что чиновники хотят избавиться от загрязненного мазутом песка как можно быстрее: сжигать его или раскидывать по полигонам, использовать в строительстве, невзирая на серьезные вопросы к безопасности.

Но быстрого решения этой проблемы, похоже, нет.

Фото: Игорь Онучин / ТАСС

Фото: Игорь Онучин / ТАСС

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

— Исчерпывающий набор методов для обращения с такими отходами содержится в ГОСТ «Наилучшие доступные технологии. Рекультивация земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами», — рассказывает на условиях анонимности один из опрошенных «Новой газетой» экологов. — Там говорится, что это может быть, например, переработка методом отмыва горячими растворами с поверхностно-активными веществами. Таким образом, реально снизить содержание нефтепродуктов с исходных 200–400 граммов на килограмм смеси до 1–5 граммов на килограмм. Такие работы нужно проводить на нефтедобывающих предприятиях, и в этом заключается минус: транспортное плечо для перевозки настолько большого количества отходов, вероятно, неприемлемо ни по транспортным, ни по финансовым причинам.

Другой метод — также едва ли приемлемый из-за сложности логистики — связан с отмывом грунта с применением поверхностно-активных веществ и последующей биологической доочисткой.

А вот предпочтительным методом, указывает эколог, является компостирование.

— Компостирование можно производить с использованием отработанных илов очистных сооружений, отходов растительного происхождения, образующихся в сельском хозяйстве, и т. п., — объясняет эксперт. — Эта технология при качественном проведении дает шанс вернуть песок Анапы обратно на пляжи. Краснодарский край ведь не только курортный, но и сельскохозяйственный регион, а это значит, что нефтесодержащие грунты можно смешать с органическими отходами сельского хозяйства. Для этих целей подойдут кукурузные стебли, рисовая и подсолнечная шелуха, свекольный жмых. Очень важно соблюсти соотношение — 80% органических отходов сельского хозяйства и 20% нефтесодержащих. Предварительно на органику наносятся нефтеокислительные бактерии, и вся эта масса слоями укладывается в бурты [тип хранилища сельхозпродукции]. Далее производится ворошение, чтобы вся компостная масса стала однородной и снабжалась кислородом, который необходим для жизнедеятельности бактерий.

Читайте также

Во власти мазута

Во власти мазута

Спецкор «Новой» три дня провел в Анапе, страдающей от экологической катастрофы

Постепенно, таким образом, бактерии «съедят» мазут. У этой технологии, подчеркивает эксперт, есть ряд важных преимуществ: относительно низкие расходы, простота в проектировании и исполнении. В то же время необходимо учитывать, что мазут токсичен, а значит, места, отведенные под компостирование, должны быть хорошо изолированы. Главный же минус: компостирование — процесс не быстрый: разложение мазута микроорганизмами может занимать до нескольких лет.

В распоряжении «Новой» имеются рекомендации, представленные на площадке Российской экологической академии еще в январе этого года. В них тоже говорится, что компостирование — наиболее предпочтительная технология утилизации загрязненного песком мазута из Анапы.

Однако, несмотря на рекомендации экологов, именно эта технология сейчас не используется. От разговора о том, почему так происходит, опрошенные «Новой» специалисты воздержались — даже на условиях анонимности. В ситуации, когда в стране запрещены международные экологические организации, а число задержаний, административных и уголовных дел в отношении представителей экологического сообщества измеряется сотнями, — неудивительно.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow