«Новая газета» работает в России уже 32 года. И даже после февраля 2022 года продолжает выходить на сайте, в Telegram, YouTube и даже в бумажном формате — в виде журнала! Конечно, работать никогда не было легко, а в последние годы вместе с невероятным давлением цензуры обострились и финансовые проблемы. Правда стоит дорого!
Решение есть, ведь за эти 32 года в редакции скопилась невероятная коллекция артефактов, которые дороги не только как память, но и как раритетные, антикварные вещи, со временем только растущие в цене. Они-то и стали лотами аукциона, который проходит в поддержку сохранения независимой журналистики в России на специальной платформе наших друзей и партнеров — магазина «Для дорогих людей».
Вы можете стать обладателем ручки Михаила Сергеевича Горбачева или виниловой пластинки «ДДТ» с автографом Юрия Шевчука, трубки Александра Ширвиндта или первого пейджера Дмитрия Муратова (Минюст считает его «иноагентом», а мы — нет), легендарных фотографий Иосифа Бродского и Сергея Довлатова, последнего экземпляра книги Юрия Щекочихина «Рабы ГБ», а также других удивительных вещей!
Аукцион проходит на специальной платформе магазина «Для дорогих людей», друзей и партнеров редакции. Все вырученные деньги пойдут на уставную деятельность «Новой газеты».
Лот № 1
Ручка М.С. Горбачева
Этой ручкой первый президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачев работал у себя дома. Во время прощания с ним ныне вынужденный покинуть страну отец Алексей Уминский сказал: «Свобода — это не подарок, это — тяжкий труд». Михаил Сергеевич как никто понимал это.

Ручка Горбачева
Лот № 2
Виниловая пластинка с автографом Юрия Шевчука. Альбом «Это все…»
Юрий Шевчук — по-настоящему народный музыкант и поэт, самая честная интонация нестареющего рок-н-ролла и давний друг «Новой газеты». Его голос — постоянный саундтрек к жизни редакции. Один из лотов аукциона — виниловая пластинка с песнями «ДДТ», записанными на петербургской студии «Мелодия» в 1994 году.
Среди записанного на ней — «Ветер», «Четыре окна», «Белая ночь», «Российское танго» и «Это все», композиции, которые давно звучат на любых дружеских встречах с гитарой, затираются до дыр на струнах и пластинках по всей стране и не только у нас.
И состав, записавший их, тоже классический: Шевчук — вокал, Доценко — ударные, Васильев, Овсепян, Курылев, Бровко — гитары, Чернов — бас-кларнет, Рыженко — клавишные, Зайцев — скрипка. Звукорежиссер — легендарный Александр Докшин.

Виниловая пластинка с автографом Юрия Шевчука
Лот № 3
Трубка Александра Ширвиндта
Он режиссер, он актер, он драматург и главный зритель тоже он — Александр Анатольевич Ширвиндт. Конечно, есть и другие зрители. Восторженные. Пьеса под названием «Шура» всегда шла с аншлагом. И не важно, сколько народу в креслах. Тысячный зал или единственный собеседник с рюмкой. И конкурентов на исполнение главной роли у него нет.
Он остроумен, парадоксален, талантлив, вальяжен. Слушать его — наслаждение, а смотреть на него — удовольствие. Своим невероятным обаянием он переигрывал любых режиссеров и авторов, оставляя за собой право оставаться самим собой, в каких бы одеждах ни представал пред нами на сцене или на экране.
Он дружил для собственного удовольствия, а выигрывали и друзья, потому что доброе участие в чужих судьбах ему не обуза, а радость. Для собственного удовольствия он ловил рыбу на Валдае, покуривая трубочку на берегу.
Вот эту трубочку Александра Анатольевича мы и предлагаем аукциону. Реальную. И любимую им, о чем свидетельствует погрызенный мастером во время клева мундштук.

Трубка Александра Ширвиндта
Лот № 4
Первый пейджер Дмитрия Муратова*
На первый пейджер Дмитрия Муратова — нобелевского лауреата премии мира, объявленного властями его страны «иноагентом», приходили удивительные сообщения. Этот пейджер был первым в редакции «Новой газеты» и вызывал зависть сотрудников. Хотя и доставлял иногда неудобства. Как-то раз на этот пейджер Муратову пришло сообщение: «Киллер не приедет. Решай сам». Оператор не расслышала слова, написав вместо фамилии издателя «Гиллер», выбрав то, что ей показалось гармоничнее для 90-х. ОМОН в редакцию прибыл скоро. А номер этого пейджера был: 1055

Лот № 5-6
Цилиндр и капор из спектакля Тома Стоппарда «Берег утопии». Частная коллекция
Волшебные следы легендарного спектакля! «Берег утопии». Целая эпоха в жизни РАМТа: драматургия Тома Стоппарда, режиссура Алексея Бородина, сюжетная основа — русская почва, русская любовь, русская идея. Герои — Белинский и Герцен, Чаадаев и Чернышевский, Бакунин и Тургенев…
Один из самых резонансных, самых глубоких спектаклей театра.
Этот капор на катке носила Натали Герцен, юная Нелли Уварова (первая часть трилогии «Путешествие»). А в белом цилиндре в сцене «Сон Герцена» щеголял Юрий Григорьев, игравший роль Готфрида Кинкеля, немца в изгнании (третья часть «Выброшенные на берег»).
И это не просто два головных убора, «игравших» на сцене, а свидетели настоящего театрального события.
Капор ли на голове, цилиндр или кепка, девятнадцатый век на дворе или двадцать первый, время лишь подтверждает правоту Герцена: «Свобода — это то, что люди дают друг другу, а не то, что забирают друг у друга».

Цилиндр из спектакля Тома Стоппарда «Берег утопии»

Капор из спектакля Тома Стоппарда «Берег утопии»
Лот № 7
Фото с Сергеем Довлатовым. Фотограф Марк Шерман
Известный фотограф Марк Шерман (1946) был знаком с Сергеем Довлатовым еще в Ленинграде, но не близко. А вот когда Марк Ильич эмигрировал и приехал в Нью-Йорк, они подружились. Довлатов взял его под свою опеку: устроил в газету «Новый американец», где работал сам, помог снять квартиру, всячески помогал и поддерживал. Об этом и многом другом Шерман с большой благодарностью пишет в своей книге «Сергей Довлатов. Фотографии. Очерки и воспоминания». Особенно интересны его рассказы о том, как и при каких обстоятельствах были сделаны те или иные фотографии тогда еще мало кому известного писателя. Шерман участвовал в выставке первого «Дня Довлатова», прошедшего со 2 по 4 сентября 2016 года с невероятным успехом в Петербурге. Фотография, которую мы предлагаем вашему вниманию, — это выставочный отпечаток 75x75 одного из самых известных портретов писателя.

Фото с Сергеем Довлатовым
Лот № 8
Тарелка «Наш Петрович» с портретом Юрия Щекочихина
Блестящий художник Боб Жутовский как-то раз одним штрихом нарисовал портрет Юрия Щекочихина, своего друга, — незадолго до убийства журналиста. 9 июня Юре, заместителю главного редактора «Новой» и одному из самых известных и эффективных депутатов того еще парламента, исполнилось бы 75 лет. Боб Жутовский и подарил нам эту тарелку, которая долгое время висела в редакции. Но трудные времена предполагают трудные решения: Юра и Боб поняли бы.

Тарелка «Наш Петрович» с портретом Юрия Щекочихина
Лот № 9
Книга «Костыли и крылья». Александр Гельман. С автографом автора
Александр Гельман — не только драматург и публицист, хотя все знают его в первую очередь именно благодаря его пьесам («Мы, нижеподписавшиеся», «Наедине со всеми» и нашумевшие «Эйнштейн и Маргарита» — это все он). Но еще Александр Исаакович — «молодой поэт восьмидесяти лет», как он сам себя называет.
Его первый сборник стихов вышел, когда ему исполнилось уже 75, но текстами своими он доказал, что поэзия — явление вневременное и вневозрастное.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Он начал тогда, когда душевный словарный запас многих поэтов уже иссякает, — и смог найти для жизни такие слова, которые в ее адрес еще никто из них не произносил. А у нас хранится его сборник с автографом: «Любимой «Новой газете» с благодарностью».
С не меньшей благодарностью мы готовы теперь передать эту книгу вам.

Книга «Костыли и крылья»
Лот № 10
Фотография с Иосифом Бродским
Два нобелевских лауреата по литературе, Иосиф Бродский и Дерек Уолкотт, встретились в 1993 году на книжной ярмарке в Гётеборге, чтобы поговорить о поэзии и ее взаимосвязи с языком, пространством и историей. Этот блестящий диалог был напечатан в «Книге интервью» Иосифа Бродского («М. Захаров», 2005). Фотография Mark Earthy.

Фотография с Иосифом Бродским
Лот № 11
Книга «Слишком черная собака». Вадим Жук. С автографом автора
Вадим Жук был не только драматургом, сценаристом и актером, не только многолетним ведущим фестиваля «Суздальфест», но и поэтом. И в прошлом году главное издательство русского зарубежья Freedom Letters выпустило новый (и один из последних прижизненных, как оказалось) сборник его стихов «Слишком черная собака». Стихи Вадима Жука — разные: часто шероховатые, но всегда совершенно прямые. Казалось бы, поэт как никто другой имеет право спрятаться за художественными приемами, за метафорами и эпитетами, не говорить «в лоб», не называть по имени — для поэзии это нормально. Но Жук этим правом не пользовался.
Сборник стихов Жука с автографом автора тоже участвует в нашем аукционе.

Книга «Слишком черная собака»
Лот № 12
Постер. Неизданное. «Первое рукопожатие» — комплект на двух языках, с автографом главного редактора С.М. Соколова
Телефонных переговоров «друга Дональда» и «друга Владимира» ждали почти все. Естественно, с одним и тем же вопросом: закончатся ли боевые действия в Украине?
Обе стороны оказались довольны и первым, и вторым, и третьим звонком. Мир — нет.
Так бы выглядела первая полоса «Новой газеты», если бы власти не запретили ее выход. Художник Петр Саруханов — со своей версией событий.

Постер «Первое рукопожатие»
Лот № 13
Постер. Неизданное. «Без слов» — комплект на двух языках, с автографом главного редактора С.М. Соколова
Еще одна полоса «Новой газеты». Портрет российской журналистики, написанный Петром Сарухановым.
Вы заметили, что первые лица государства стали меньше врать? Они сняли костюмы и галстуки и предстали в неприкрытом виде, обнажив свои истинные намерения и планы. Лучше всего это продемонстрировал питерский юридический форум, главный итог которого — вероятное изменение Конституции: без прав и свобод, с приоритетом государства над человеком, — закрепляющей разделение на тех, кто властвует, кто служит и кто прислуживает.

Постер «Без слов»
Лот № 14
Постер. Неизданное. «Переговоры: Рубка вокруг границ» — комплект на двух языках, с автографом главного редактора С.М. Соколова
Так выглядела бы полоса «Новой газеты», если она могла выходить, как раньше, трижды в неделю. Нас и вас лишили такой возможности, но никто не лишит журналистов возможности делать свою работу.
Художник Петр Саруханов так себе представляет «переговоры», которые делают вид, что ведутся, между Россией и Украиной. Стамбул-1, Стамбул-2, Стамбул-3… Вполне вероятно, что будет и 4–5. Увы, от новых числительных результат не меняется.

Постер «Переговоры: Рубка вокруг границ»
Лот № 15
Книга «Рабы ГБ». Юрий Щекочихин
А это — книга Юрия Щекочихина, заместителя главного редактора «Новой» и депутата тогда еще места для дискуссий, убитого в 2006 году каким-то очень сильным ядом. Убийство не раскрыто. Юра много своего журналистского времени посвящал исследованию советских и российских спецслужб. Книга — об этом: о том, что по сей день по одним с нами улицам ходят люди, ставшие рабами КГБ-ФСБ, чьи судьбы сломаны и растоптаны и кто продолжает ломать судьбы чужие.
Этой книги вы не найдете в продаже. Даже в редакции «Новой» — это последний экземпляр.

Книга «Рабы ГБ»
Лот № 16
Книга «А мы пришли с Жаданом». Олег Жадан
Единственный сборник фельетонов Жадана, изданный «Новой газетой» в питерском издательстве «Модерн» в 2002 году, — один из лотов нашего аукциона.
«А мы пришли с Жаданом…» — эти слова, которыми назван участвующий в нашем аукционе сборник фельетонов, произносили журналисты, собираясь в Домжуре. Когда у кого-то не было денег, оправданием появления за столом был именно этот пароль.
Его называют последним фельетонистом — а кто-то называет первым и последним. «Так, как писал Олег, не писал и не пишет никто, — вспоминает о нем в предисловии Павел Гутионтов. — Он писал безумно смешно, но — что куда важнее — совершенно естественно, не напрягаясь, не вымучивая остроты, счастливо избегая банальностей и тем более — пошлости. У него, большого, как бы неловкого и флегматичного, всегда были кинжальная реакция и удивительное чувство слова. Он и говорил-то своей негромкой ломкой скороговоркой сплошными афоризмами, среди которых — никаких «домашних заготовок».

Книга «А мы пришли с Жаданом»
* Власти РФ считают «иноагентом».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68