СюжетыОбщество

Перебили номера

В нацпарке «Лосиный Остров» под видом ремонта лесной тропы решили проложить автодорогу. «Новая газета» выяснила, кому это выгодно

Перебили номера

«Лосиный Остров». Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

Вот уже полтора года администрация подмосковного Королева при поддержке правительства Московской области проталкивает идею устройства дополнительного въезда в город через национальный парк «Лосиный Остров». Свое намерение власти объясняют пробками, вызывающими «социальное напряжение среди жителей», и ссылаются на уже существующую в нацпарке дорогу.

Сначала они говорили о ее реконструкции, потом о капитальном ремонте. Планы встретили упорное сопротивление жителей Королева, Мытищ, Москвы, а также экспертного сообщества. Люди выступали против, поскольку то, что называли автодорогой, — это лесохозяйственная дорога и грунтовая тропа, и на практике их капремонт означал бы, судя по всему, губительное для Лосиного Острова строительство, а оно наряду с реконструкцией, размещением, эксплуатацией магистральных дорог на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) запрещено законодательством. Люди предполагают, что дорогу хотят проложить ради строительства нового жилого комплекса — баннер с его рекламой встречает въезжающих в город.

Эксперты, ученые, обычные горожане писали обращения, фиксировали нарушения, делали фотографии, снимали видео, изучали документы и в итоге добились снятия мнимой автодороги с кадастрового учета. Однако лоббисты стройки перегруппировались и предприняли еще одну попытку.

На прямой линии с президентом 19 декабря 2024 года проживающий в Королеве журналист китайского издания посетовал на четырехчасовые пробки и от имени жителей наукограда попросил Владимира Путина помочь с третьим въездом. Тот ответил, что о проблеме слышал, и что Королев заслуживает внимания.

Почти сразу после окончания линии к телекамерам вышел светящийся от радости губернатор Подмосковья Андрей Воробьев и объявил о планах строительства третьего въезда в Королев через национальный парк «Лосиный Остров». «Мы нашли поддержку федерального министерства природных ресурсов и всех надзорных органов», — сообщил он.

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Источник: Википедия

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Источник: Википедия

И уже в феврале 2025 года на учете в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) появился новый объект — «автодорога» с кадастровым номером 50:12:0000000:61752. Схема расположения его буквально дублировала снятую ранее с учета «дорогу» с кадастровым номером 50:45:0000000:55889. И 17 марта, когда, выполняя поручение президента рассмотреть варианты решения транспортных проблем Королева и представить до 1 апреля предложения с учетом мнения жителей, Общественная палата проводила круглый стол, Московская область зарегистрировала право собственности на «новую» дорогу на земле, которая является федеральной собственностью и не подлежит изъятию.

У всех на глазах чиновники второй раз проворачивали то, что на сленге называется схематозом:

используя лазейки в законодательстве, лесохозяйственную дорогу на особо охраняемой природной территории оформляли по документам как дорогу автомобильную, чтобы без согласований и экспертиз «капитально отремонтировать» — к месту планируемой застройки в Королеве. 

Без новой дороги инвесторы строить жилой комплекс, видимо, не хотели. Какой ущерб нанесет она старейшему национальному парку России, в расчет, по-видимому, не принималось. На помощь привлекли региональные СМИ и того «китайского» журналиста, обрабатывавших горожан в пользу строительства дороги.

Изучив десятки документов, собранных защитниками леса, мы разобрали схему, представляющую, на наш взгляд, серьезную опасность для Лосиного Острова.

«Испокон веков была»

«Как глава администрации Московской области позволяет себе решать, будет или не будет дорога на федеральных землях?!» — негодует руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова. В свое время она участвовала в разработке материалов по созданию национального парка «Лосиный Остров».

Морозова одной из первых оценила метким словом официальные документы об объекте недвижимости «автомобильная дорога» с кадастровым номером 50:45:0000000:55889 как подлог. Об этом объекте стало известно в декабре 2023 года, когда администрация Королева представила на общественное обсуждение материалы с оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) реконструкции автодороги от трассы М-8 «Холмогоры» по Водопроводной аллее до ул. Калининградской в городских округах Мытищи и Королев.

«Лосиный Остров». Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

«Лосиный Остров». Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

В подготовленных ВНИИ «Экологии» материалах среди приложений в 3-й книге была выписка из ЕГРН, содержащая сведения об автомобильной дороге с кадастровым номером 50:45:0000000:55889 с местоположением «г. Королев, улица Толстого» и протяженностью 7165 метров. В документе была указана и дата присвоения номера: 24.04.2014.

В январе 2024 года, когда в Королеве только подводили итоги скандальных общественных обсуждений, Галина Морозова направила в Генпрокуратуру заявление с просьбой проверить, каким образом в Реестре муниципального имущества Королева и в ЕГРН появились недостоверные данные об автодороге. По карте протяженность ее — 725 метров, писала она, а по документам — 7165 метров, примерно, как у автодороги, которую планируют строить через Лосиный Остров от Водопроводной аллеи (г.о. Мытищи) до улицы Калининградской (г.о. Королев). При этом улица Толстого числилась на балансе Королева.

Выпускница факультета почвоведения МГУ Галина Морозова занимается Лосиным Островом с 1975 года и хорошо его знает. Она проинформировала генпрокурора, что эта дорога отсутствует как таковая.

«Водопроводная аллея идет от Ярославского шоссе не к Калининградской улице, а на Мытищинскую водопроводную станцию, где и закачивается. От Калининградской ее отделяет почти 5 км лесных просек Мытищинского лесничества нацпарка «Лосиный Остров», — написала она генпрокурору в самом начале истории.

Тем не менее чиновники — муниципальные, региональные и даже природоохранные — все эти полтора года гнули свою линию.

  • «Эта дорога давно есть, она существовала испокон веков», — заявлял замдиректора департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России Артур Чертов.
  • «В 2012-2013 году она вообще была открыта. Люди и сейчас могут проехать», — уверял глава Королева Игорь Трифонов.
  • «Она [дорога] была в советское время, а потом ее не было», — запинаясь, говорил после прямой линии губернатор Андрей Воробьев.

Противоречивость его ответа как раз и отражает ситуацию.

Дорога есть, но не автомобильная общего пользования, а служебная, лесная, объект инфраструктуры национального парка. Проезд по ней закрыт. «ООПТ, въезд механизированных транспортных средств запрещен», — предупреждают установленные аншлаги.

В конце 60-х годов от Водопроводной аллеи по лесным просекам Мытищинского лесничества проложили служебную дорогу к Мытищинскому совхозу декоративного садоводства, созданному Мосгорисполкомом в 1961 году. По ней доставляли в теплицы грунт, вывозили на тракторах сухостой, возили в подсобное хозяйство сено для подкормки лосей, рассказал краевед Владимир Фролов. По его словам, в конце 70-х поставили шлагбаум с замком, который открывали только для служебного транспорта. В 90-е замки стали часто срезать, поэтому в лесничестве установили ворота. А году в 2010-2011-м предприимчивые люди наладили бизнес: за деньги пропускали желающих объехать пробку на Ярославке по особо охраняемой природной территории, куда въезд механических транспортных средств запрещен.

Глава Королева Трифонов утверждает в ОП, что дорога всегда была. Фото: соцсети

Глава Королева Трифонов утверждает в ОП, что дорога всегда была. Фото: соцсети

«Все там деньги платили, сначала 10 рублей, потом 20, и проезжали. И там, где питомник [теплицы], выезжали — на улицу Толстого», — рассказал житель Королева Сергей Усманов. Постепенно тариф вырос до 100 рублей. Водитель платил и получал квитанцию с надписью ООО «Экоплюс».

В 2012 году на поток автомобилей через нацпарк обратили внимание СМИ и прокуратура, проезд закрыли. А на месте выезда возле теплиц поставили два бетонных блока.

С тех пор автомобили по этой дороге доезжали только до экоцентра «Чаепитие в Мытищах» и находящейся рядом конюшни. В начале марта автор опросил около 20–30 горожан, гуляющих в нацпарке со стороны Королева. «Нет здесь движения, только машины лесников», — отвечали люди не сговариваясь.

Длина этой служебной дороги от Водопроводной аллеи до поворота к теплицам — 2410 метров. Капитально «ремонтировать» планировалось 5750 метров, включая разбитую грунтовку и труднопроходимые лесные тропы. Чтобы оформить просеки как автодорогу, было задействовано несколько ведомств. А содействовали операции Минприроды и подведомственное ему ФБГУ «Национальный парк «Лосиный Остров».

Каким же чудесным образом муниципалитет получил в собственность такое протяженное сооружение в федеральном нацпарке?

Ложные координаты

«Сложность схематоза с дорогой в том, что все это скрытые и сложные вещи, как подводная часть айсберга», — говорит один из защитников леса Константин Дюбо. Многочисленные противники дороги забрасывали инстанции обращениями против строительства, а от них отмахивались: «Какая такая стройка? Нам ничего неизвестно». Приходилось искать факты, от которых было нельзя отмахнуться. Например, приложенные к выписке ЕГРН координаты пришлось переводить из системы МСК-50 в WGS 84 — систему позиционирования GPS, а затем соотносить с топографическими картами. Тогда сразу было видно, что между точками 2-40 и 2-51 отсутствуют признаки какого-либо покрытия, только грунт с колеями, а между точками 2-196 и 2-242 на протяжении 240 метров контур проходит по труднопроходимому лесу с завалами. А значит, ни о каком капремонте не может быть речи, только стройка.

«Лосиный Остров». Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

«Лосиный Остров». Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

В публичном доступе координаты планируемой дороги появились только в апреле 2024 года, когда Министерство имущественных отношений Подмосковья издало распоряжение о передаче объекта «автомобильная дорога» под названием «Улица Толстого» с кадастровым номером 50:45:0000000:55889 из собственности округа Королев в собственность Московской области. Из документа следовало, что сделано это по ходатайству муниципалитета и с учетом писем подмосковного Минтранса и ГБУ МО «Мосавтодор». Последнее отвечает за ремонт и содержание региональных автомобильных дорог Подмосковья, «Мосавтодору» и передали право оперативного управления «имуществом».

К распоряжению прилагалась выписка из ЕГРН, в ней на 21 странице перечислялись координаты автодороги. В момент же общественных обсуждений активисты их в документе не увидели.

Десятки людей, мытищинцы и королевцы, вбивали в смартфоны координаты, пешком или на велосипедах проходили по намеченному маршруту, а потом выкладывали фото- и видеосвидетельства троп и густых зарослей.

  • «Это проселочная колея, и ее хотят расширить до асфальтированной двухполосной автодороги», — писали они, выкладывая фотографии.
  • «На велосипеде не проехать, дальше пойдем пешком!» — комментировали велосипедисты.
  • В первый день лета в большой компании королевцев и мытищинцев по маршруту со стороны наукограда прошелся политик Сергей Митрохин.
  • «Вот это дорога, по которой вряд ли какой-то автомобиль может проехать, разве что вездеход. Но кадастровый инженер ее назвал улицей Льва Толстого, которая нуждается в капитальном ремонте», — записал «кружок» удивленный Митрохин, стоя на фоне уходящей в лесную чащу грунтовки. Кадастрового инженера он назвал волшебником. Правильнее было бы назвать волшебницей — в ЕГРН приводится имя: Михотина Екатерина Сергеевна, № 2489 в Ассоциации саморегулируемой организации «Балтийское объединение кадастровых инженеров». По данным ассоциации, с 24.07.2023 и по настоящий момент Михотина является главным специалистом ГБУ МО «Мосавтодор». Договор на выполнение кадастровых работ заключен с ней 01.12.2023. Михотина сотворила настоящее чудо.

«Лосиный Остров». Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

«Лосиный Остров». Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

Улица Толстого, больше похожая на переулок, идет от улицы Пионерской по краю «Финского» поселка до пересечения с улицей Жуковского — та проходит по границе Королева с национальным парком «Лосиный Остров». В перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденном постановлением администрации Королева от 5 мая 2016 года, улица Толстого подробно описана. Указана и ее протяженность — 195 метров.

Улицу внесли в Росреестр в 2014 году как «ранее учтенный» объект без координат границ и определения объекта на местности. По закону, в таких случаях кадастровый инженер уточняет расположение объекта на местности, размечает его и готовит технический план для внесения точных данных в госкадастр недвижимости.

Длину улочки легко проверить опытным путем — если идти по ней от Пионерской, то через пять-семь минут ходьбы дорогу преграждают два бетонных блока и аншлаги Лосиного Острова, информирующие, что это ООПТ, въезд механизированных транспортных средств запрещен.

Даже если кадастровый инженер Михотина не выезжала на место, то на Публичной кадастровой карте ясно видно: улица Толстого доходит до улицы Жуковского, образует с ней условный прямой угол и дальше не идет. К этому прямому углу прилегает участок с кадастровым номером 50:12:0000000:56509 и категорией «Земли особо охраняемых территорий и объектов». Очевидно, что он находится на территории нацпарка «Лосиный Остров» в административных границах г.о. Мытищи (кадастровый район 50:12). Этот участок включен в действующий генплан Мытищ.

Но под видом «уточнения» расположения одной из муниципальных дорог недалеко от границы Королева с нацпарком в ЕГРН были внесены координаты планируемой автодороги протяженностью более 7 км (50:45 — кадастровый район Королева).

В Росреестре данные, по-видимому, не проверяли.

«Лосиный Остров». Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

«Лосиный Остров». Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

Удивительно, что и дирекция ФГБУ «Национальный парк «Лосиный Остров», и Минприроды подтвердили, что построенная в 1972 году дорога принадлежит Королеву. Видимо, они запамятовали, что после создания национального парка в 1983 году все дороги и объекты на его территории были переданы в собственность РСФСР, то есть федеральную.

Должностные лица не могли или не захотели внятно объяснить, каким образом принадлежащая Королеву улица могла законно оказаться внутри Лосиного Острова, да еще включить в себя Водопроводную аллею, принадлежащую Мытищам.

Как только «дорогу» оформили юридически, «Мосавтодор» запустил процедуры, необходимые для начала работ. Довольно скоро выяснилось, что и длину автодороги, и координаты снова придется уточнять.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Как подвинуть дорогу

«В любое время может возникнуть новая закупка, не расслабляемся», — писали в чате после получения информации об отмене последней закупки подписчики телеграм-канала «Инфо! Против дороги через Лосиный Остров!». Среди подписчиков была и вице-губернатор Подмосковья Мария Нагорная, курирующая вопросы внутренней политики.

Все это время ситуацию вокруг дороги отслеживало множество глаз. От них не укрылось, что 11 апреля 2024 года «Мосавтодор» разместил на сайте госзакупок извещение о проведении конкурса на выполнение капитального ремонта автодороги от ул. Водопроводная аллея до ул. Калининградской г.о. Королев стоимостью почти 345 млн рублей. Люди заметили и пять закупок на поставку техники, песка, щебня и других стройматериалов, размещенных в последний рабочий день перед майскими праздниками.

Во всех закупках в качестве адреса поставки было указано: «Московская область, г. Королев, ул. Водопроводная аллея до ул. Калиниградской».

Уже в начале мая юристы из числа противников дороги направили обращение в ФАС с жалобой на несуществующий адрес. Также они разместили в чате шаблоны обращений, чтобы любой желающий мог быстро заполнить и отправить письма в органы власти: в Минприроды и Росприроднадзор, в прокуратуру и т.д.

Примерный текст обращения с инструкцией по отправке разместил на своем сайте природоохранный проект «Земля касается каждого». Помимо закупок, в нем перечислялись и другие вероятные нарушения законодательства.


«В городе Королев отсутствует ул. Водопроводная аллея. Она расположена в Мытищах. В документации закупки указан несуществующий объект доставки», — писали королевцы и мытищинцы в обращениях к генпрокурору РФ Игорю Краснову. Указанной дороги не существует в природе, обращали они внимание генпрокурора, она отсутствует не только физически, ее нет и в Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Московской области.

Пока люди бомбили инстанции обращениями, фиктивная дорога «удлинилась» на 767 метров — до 7932 метров. Это следовало из выписки ЕГРН от 14 мая 2024 года, где в качестве правообладателя уже указан «Мосавтодор». Чем вызван «прирост», неизвестно.

Во второй раз параметры дороги «уточнялись» в июле 2024 года. Как потом выяснилось, оформив на себя проходящую через Лосиный Остров дорогу 55889, «Мосавтодор», по закону, был обязан согласовать с руководством национального парка установление сервитута — право пользования принадлежащими тому земельными участками. «Дорога» проходила по трем участкам нацпарка.

Сначала в ФГБУ «Национальный парк «Лосиный Остров» ему отказали «в связи с несоответствием предоставленного комплекта документов требованиям главы V.3. Земельного кодекса РФ». Для устранения недостатков пришлось вносить изменения в сведения кадастрового учета в отношении границ дороги. После проведенных все той же Екатериной Михотиной «уточнений» протяженность дороги составила 6934 метра. Из ее состава исключили Водопроводную аллею. 19.07.2024 «Мосавтодор» подписал соглашение о сервитуте в отношение частей трех участков в границах нацпарка.

«Лосиный Остров». Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

«Лосиный Остров». Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

О подробностях операции по продавливанию стройки стало известно из 18-страничного ответа на обращение Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья от 2 августа 2024 года. В приложенных к ответу выписках, картах и схемах по-прежнему говорилось о капремонте и приводились некоторые технико-экономические показатели: срок строительства — 9,5 месяца, стоимость — 376,5 млн рублей.

Все действия муниципальных и региональных органов власти по постановке на кадастровый учет несуществующего объекта были описаны в обращении на имя прокурора Московской области Сергея Забатурина. Письмо подписало более 20 участников инициативной группы из Королева, Мытищ и Москвы. Прилагался и 35-страничный перечень с изложением вероятных нарушений, и коллекция подтверждающих документов на 147 страницах. Среди прочего главу надзорного ведомства просили провести проверку законности действий кадастрового инженера Михотиной, заказчика работ, составителей техзадания и иных лиц.

Поздней осенью пришел ответ из Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области. В связи с выявленными нарушениями законодательства министру имущественных отношений Подмосковья внесено представление. Часть автомобильной дороги исключена из границ ООПТ. Соглашение об установлении сервитута отменено. Аукцион на выполнение капитального ремонта отменен.

«Дорога снята с кадастрового учета!» — облетела соцсети Мытищ и Королева неожиданная новость. Защитники леса изучили кадастровую карту и обнаружили «нюанс». Линейный объект под названием «Автодорога «Улица Толстого» вернули на баланс Королева, но не уменьшили до 195 метров, а разделили на два объекта по 5944 и 990 метров. Каждый из них получил новые координаты и кадастровый номер, и, если верить карте, бывшая улица «переехала» на несколько километров в восточном направлении, словно превратившись в движимое имущество. «Они просто нарисовали 7 км вдоль технической дороги Акуловского канала», — сказал Константин Дюбо после пересчета координат и сопоставления их с картами.

Лесная тропа общего пользования

В начале марта в Королеве случился конфуз — на сайте ЖК «Поколение первых» в описании проекта появилось упоминание о будто бы уже существующей дороге через национальный парк «Лосиный Остров». «Архитектурный проект располагается в центре города Королева возле ТЦ «Глобус», рядом с будущим съездом на дорогу-дублер в город через Лосиный Остров, в непосредственной близости от скоростного Ярославского шоссе», — говорилось там.

Вскоре упоминание о дороге-дублере исчезло. Именно к месту будущей стройки выходили все версии «дороги «Улица Толстого» через Лосиный Остров. О том, что дорогу через нацпарк хотят построить вовсе не ради жителей, уставших стоять в пробках, а для застройки, люди подозревали с самого начала. Теперь все стало ясно.

«Поколение первых», а это десять многоэтажек высотой от 13 до 22 этажей, планируют строить не просто в центре города, а вдоль главной транспортной артерии, примерно в середине. Она идет от Ярославки по улице Пионерской, затем Калининградской и Горького до густонаселенных кварталов проспекта Космонавтов. Подобно сосудам не очень здорового организма, артерия эта забита тромбами пробок.

Желающих вкладываться в строительство нового ЖК на такой забитой улице долго не находилось. Несмотря на дефицит земельных участков в городе, территория бывшего ДСК возле гипермаркета «Глобус» много лет пустовала. И вдруг летом 2023 года стало известно, что земельные участки приобрело ООО «Спецзастройщик «Профи-Королев», входящее в ГК «Профи-Инвест». В сентябре администрация Королева провела через общественные обсуждения изменения в Генплан, в результате чего назначение зоны ДСК изменилось с О-1 (торговля) на Ж-1 (многоквартирные многоэтажные жилые дома). В октябре 2023-го Совет депутатов утвердил изменения в Генплан. Проект утвердили в региональном правительстве.

Совпадение или нет, но уже 5 октября 2023 года в ходе рабочей поездки в Королев губернатор Андрей Воробьев дал поручение «обеспечить внесение изменений в документы стратегического планирования Московской области с целью обоснования необходимости открытия дополнительного въезда в Королев через национальный парк «Лосиный Остров». О поручении стало известно из ответов заместителей главы округа Мытищи Алексея Асеева и Ярослава Башлыкова на обращения жителей.

Закрутились шестеренки госмашины. Уже 6 октября вышло постановление правительства Подмосковья о распределении бюджетных ассигнований и внесении изменений в региональную госпрограмму «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2023–2027 годы». В приложении среди адресатов субсидий значилась и якобы принадлежащая Королеву дорога от Ярославского шоссе через Водопроводную до ул. Пионерской и проспекта Космонавтов.

Реклама проекта «Профи-Инвест» на Ярославке. Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

Реклама проекта «Профи-Инвест» на Ярославке. Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

В ноябре 2023 года по заказу администрации Королева специалисты ООО «ГК АрхСтройПроект» приступили к подготовке проектной документации. В акте обследования предполагаемой трассировки от 14 ноября 2023 года зафиксирован очень необычный для автодороги тип покрытия: щебеночное, грунтовое, «местами ж/б плиты», а в конструкции дорожной одежды наряду с асфальтом, щебенкой и грунтом указывались и железнодорожные шпалы. Отсутствие асфальта на большей части дороги проектировщики подали как «просадки и пучины при относительной площади более 50%». Как будто в некоторых местах автодорога просела до состояния лесной тропы.

К акту прилагалась схема. Со всеми просадками, пучинами и шпалами дорогу 28 ноября 2023 года внесли в ЕГРН как объект «автомобильная дорога» под номером 50:45:0000000:55889. Как такое стало возможно, выяснится из ответа на обращение горожан директора Мытищинского филиала БТИ Московской области Ткаченко. «Объект… внесен в ЕГРН в порядке, предусмотренном для ранее учтенных объектов — без координат характерных точек границ сооружения», сообщит он. Из письма следует, что протяженность дороги составляет 7165 метров, она определена по данным технической инвентаризации, проводившейся 05.08.2012. До и после этой даты техническая инвентаризация не проводилась. Видимо, проводиться больше и не будет, ведь этот объект сняли с учета, расчленили на две части и «перенесли» в другое место.

По сути, изобретен способ делать в ООПТ все что угодно, говорит Константин Дюбо. По документам провести лесную тропу в качестве дороги общего пользования, подать сведения в Россестр, где, судя по всему, не проверяют, что и как расположено на местности, и строить дорогу по видом капремонта. 

А что же Минприроды? Тоже не стояло в стороне. Уже 24 октября 2023 года, словно исполняя поручение губернатора, Минприроды направило подмосковным Минэкологии, Министерству имущественных отношений, администрации Королева и ФГБУ «Национальный парк «Лосиный Остров» план мероприятий по приведению в нормативное состояние «существующей дороги», расположенной в границах нацпарка (из ответа замглавы Мытищ Ярослава Башлыкова от 26.03.2024). В числе мероприятий значилась разработка оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Видимо, приводить дорогу в нормативное состояние предполагалось посредством реконструкции или строительства, ведь для ямочного ремонта лесной дороги ОВОС не требовался.

С назначения общественных обсуждений материалов ОВОС, подготовленных подведомственным Минприроды ВНИИ «Экология», люди и узнали о планах строительства дороги. Однако так и осталось тайной, кто и сколько заплатил ВНИИ за подготовку материалов ОВОС, давших зеленый свет стройке, на сайте госзакупок тендера не размещалось.

«Непонятный объект»

«Мы идем по федеральной земле, и этот непонятный объект тоже находится на федеральной земле. Эта дорога с Минприроды пока не согласована. Там сказали, что они не возражают против капремонта, если не будут нарушать», — говорит эксперт по ООПТ из природоохранного проекта «Земля касается каждого» Михаил Крейндлин.

Он приехал в Лосиный Остров в субботу 5 апреля вместе с вице-президентом Русского географического общества, академиком РАН Александром Чибилевым, чтобы тот на местности составил мнение о потенциальных угрозах планируемой дороги для Лосиного Острова. И теперь он с группой присоединившихся защитников леса пробивался сквозь заросли вдоль раскисшей грунтовой колеи.

«Непонятный объект» — это вдруг появившаяся на геопортале автомобильная дорога, снова идущая от Водопроводной аллеи в г.о. Мытищи через Лосиный Остров до Калининградской улицы в г.о. Королев, но уже с новым кадастровым номером — 50:12:0000000:61752. Его присвоили 6 февраля 2025 года. В отличие от той, снятой с кадастрового учета «улицы Толстого», эта якобы была построена в 1980-м году, имеет меньшую протяженность — 6116 метров — и находится в административной границе Мытищ.

«Это то же самое, просто они чуть-чуть изменили, сделали закругленные повороты», — показывает Крейндлин на карте. По сути, как и предшественница, она была странным образом изъята из федеральной собственности.

Михаил Крейндлин и другие эксперты из проекта «Земля касается каждого» неоднократно направляли в Генеральную прокуратуру заявления о нарушениях природоохранного законодательства в связи с планами строительства автодороги. Академик Чибилев в числе 40 деятелей науки и охраны природы подписал обращение к зампреду правительства РФ Марату Хуснуллину в поддержку решения проблемы пробок в Королеве без ущерба для национального парка. Угроза с прокладкой дороги, кажется, не интересовала только профильное министерство.

Академик Чибилев и Крейндлин в Лосином острове по маршруту дороги. Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

Академик Чибилев и Крейндлин в Лосином острове по маршруту дороги. Фото: Татьяна Юрасова / «Новая газета»

Публично планы строительства дороги через Лосиный Остров в департаменте ООПТ Минприроды никак не комментировали. На обращения встревоженных граждан директор департамента Ирина Маканова неизменно подтверждала принадлежность дороги Королеву и информировала, что в министерство пока никаких документов по согласованию социально-экономической деятельности в нацпарке не поступало, если поступят, то их рассмотрят в установленном порядке.

Заклинание «документы не поступали» повторил 17 марта этого года на круглом столе в Общественной палате и замдиректора департамента Артур Чертов.

В департаменте давно знали, что такие документы и не поступят. Минприроды в письме от 06.08.2024 любезно проконсультировало «Мосавтодор», что по капремонту и эксплуатации объектов капитального строительства согласование деятельности с Минприроды России не требуется и что у министерства отсутствуют возражения при условии соблюдения требований природоохранного и градостроительного законодательства.

Идея с продвижением строительства дороги под видом капремонта была «плодотворной» еще и потому, что тот «не предполагает осуществления ОВОС с последующим проведением государственной экологической экспертизы и не требует согласования с Минприроды». Это подтвердила директор департамента ООПТ Ирина Маканова в своем ответе на обращение от 06.09.2024 года.

«Пока дорогу строят, Минприроды делает вид, что ничего не происходит»,

говорит Михаил Крейндлин.

Хотя официально в ведомстве дистанцировались от активности вокруг дороги, неофициально держали руку на пульсе. В частности, директора департамента ООПТ Ирину Маканову видели на территории нацпарка 20 июля 2024 года в компании министра Александра Козлова, вице-губернатора Подмосковья Александра Чупракова и тогда еще ИО директора ВНИИ «Экология» Александра Закондырина. Очевидно, стремясь избежать общественного внимания, чиновники приехали в нацпарк в субботу около шести утра в сопровождении автомобилей госинспекции с зеленой полосой и надписью «Лосиный Остров».

По информации источника в природоохранном ведомстве, на встрече вероятно обсуждали строительство дороги, ее параметры и среди прочего якобы говорили о необходимости провести лесопатологическое обследование деревьев вдоль участка с отсутствующим покрытием для их дальнейшей вероятной вырубки.

А в середине ноября бдительные королевцы сообщили, что работники неустановленной организации пилят огромные деревья на территории Лосиного Острова, примыкающей к корпусам 11 и 12 дома 30 по улице Пионерской и дальше вдоль забора, где как раз нет никакого покрытия.

Михаил Крейндлин посмотрел акт обследования аварийных деревьев для проведения рубки. В нем указаны координаты — деревья рубили точно вдоль всей этой трассы, ни десятью метрами дальше, что, на его взгляд, не было случайным. По его словам, акты могла утвердить глава департамента ООПТ Ирина Маканова.

При этом экозащитникам не удалось обнаружить акт лесопатологического обследования, без которого рубку проводить нельзя. Защитники природы из проекта «Земля касается каждого» написали в прокуратуру, но ответа не получили.

Читайте также

Зачистка клана

Зачистка клана

За два года в Подмосковье арестованы каждый десятый мэр и десятки чиновников. Что происходит и почему

«С учетом мнений жителей»

«Аларм! Сегодня размещены две закупки», — прилетело в чат противников строительства дороги тревожное сообщение от Елены. В закупках извещалось о конкурсе на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги от улицы Водопроводная аллея до Калининградской улицы города Королева, которая должна пройти по территории национального парка «Лосиный Остров».

Закупки опубликовали 17 апреля 2025 года — всего через две с половиной недели после условной даты, когда президенту должны были представить предложения о решении транспортных проблем Королева «с учетом мнений жителей». Королевцы никаких предложений не видели.

«Никаких альтернативных решений, они планируют решить проблему пробок в Королеве за счет уничтожения существенной части национального парка», — прокомментировали защитники леса размещение закупок.

Вскоре выяснится, что протаскивание старой дороги под новым кадастровым номером не прекращалось ни на минуту. Уже 9 января неустановленные лица заключили договор на выполнение кадастровых работ с инженером Мариной Соколовой, сотрудницей муниципального бюджетного учреждения Королева «Центр содействия развитию земельного комплекса». А 5 февраля она закончила оформлять несуществующую дорогу, и на следующий день та уже получила кадастровый номер 50:12:0000000:61752.

В конце февраля Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и ГБУ МО «Мосавтодор» заключили договор безвозмездного пользования «дорогой», и 4 марта теруправление безвозмездно передало это федеральное недвижимое имущество в собственность Московской области. 17 марта, когда в Общественной палате кипели страсти вокруг вариантов решения транспортных проблем Королева, область зарегистрировала свои права на «дорогу». Через два дня после этого право оперативного управления закрепили за «Мосавтодором». Как и в первой «серии», тот заключил соглашение о сервитуте в отношении земельных участков под дорогой с ФГБУ «Национальный парк «Лосиный Остров».

С небольшими изменениями повторялся сценарий с дорогой 55889. «Просто перебили номера, и все», — метко заметил кто-то из активистов.

Защитники леса снова засели за подготовку обращений. Поручения губернатора никто не отменял.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow