Архиерейский синод Русской зарубежной церкви издал резкое заявление в связи с реабилитацией сталинизма в России и очернением его жертв. Тем самым синод фактически признал, что ошибся в 2007 году, когда увидел «истинное возрождение России» и подчинился РПЦ.
…Своего рода альтернативный духовно-административный центр русского православия расположен в Нью-Йорке, на Манхеттене. Это Архиерейский синод Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), с 2007 года признающий над собой каноническую юрисдикцию Московского патриархата. А до этого, на протяжении почти 90 лет, РПЦЗ существовала самостоятельно — как было написано в ее уставе, «на началах самоуправления вплоть до прекращения в России безбожной власти».
В 2003 году, лично посетив офис синода в Нью-Йорке, Владимир Путин и архимандрит Тихон (Шевкунов), инициировали процесс поглощения РПЦЗ Московским патриархатом. Были задействованы самые разные инструменты — от духовно-академических до административно-финансовых. Но нельзя сказать, что процесс был завершен успешно. Как рассказывала «Новая», в ходе поглощения около трети приходов РПЦЗ выступило против Московского патриархата и доныне продолжает свое существование в виде нескольких маленьких, но независимых юрисдикций. Однако и «основной» синод Русской зарубежной церкви, покорившийся Москве (РПЦЗ МП), иногда демонстрирует неуверенность в правильности своего выбора 18-летней давности.
Архиерейский синод РПЦЗ МП — исполнительный орган управления полуавтономной частью Московского патриархата, в подчинении которой находятся 14 архиереев и около 300 приходов, преимущественно в США, Канаде, Австралии и Германии. Возник в 1920 году в результате массовой эмиграции частей Белой армии и гражданских лиц из России. Среди эмигрантов было несколько архиереев и значительное число клириков, организовавших свое церковное управление сначала под покровительством Сербского патриархата, а после Второй мировой войны — абсолютно самостоятельно.
В 1990 году собор РПЦЗ принял решение о создании епархий и принятии приходов под омофор Зарубежной церкви на территории СССР, однако с середины 1990-х, на фоне гонений на российские приходы и новой массовой эмиграции из России, которая повлияла на атмосферу на зарубежных приходах, начался постепенный пересмотр непримиримой позиции РПЦЗ по отношению к Московскому патриархату. Этот процесс был достаточно сложным и противоречивым; в 1994–2007 годах от РПЦЗ отделилось несколько церковных юрисдикций, не желавших участвовать в процессе и сохранивших традиционное учение РПЦЗ о нелигитимности и даже неправославии Московского патриархата. 17 мая 2007 года в присутствии президента РФ патриарх Алексий II и митрополит РПЦЗ Лавр подписали в храме Христа Спасителя «Акт о каноническом единстве», согласно которому РПЦЗ МП сохранила частичное самоуправление за пределами бывшего СССР.
5 июня нью-йоркский синод, который сейчас возглавляет потомок эмигрантов второй волны , издал неожиданно резкое заявление о том, что российские общество и государство встают «на крайне опасный путь… возврата ко властвовавшей в прошлом веке лживой и богопротивной идеологии». В результате чего Россия рискует стать «среди народов мрачным пятном». Неожиданное — потому что, несмотря на призывы части своей паствы и собратьев из других поместных церквей, синод РПЦЗ МП не стал давать четкой нравственной оценки СВО, а отдельные члены синода выступали с проповедями в поддержку действий ВС РФ.

Митрополит Николай (Ольховский). Фото: соцсети
Синод напоминает, что именно РПЦЗ в 1981 году, когда она еще была независимой и резко критиковала РПЦ за служение безбожной власти и КГБ, канонизировала сонм новомучеников и исповедников российских, умученных советской карательной системой. В 2000 году со множеством оговорок этому примеру последовала РПЦ, хотя списки канонизированных святых по версиям Москвы и Нью-Йорка сильно отличаются.
Например, Московский патриархат отказывается почитать убиенных иерархов, клириков, монашествующих и мирян, выступивших против «декларации», изданной в 1927 году, митрополита Сергия (Страгородского) — фактического основателя современной Московской патриархии — о полной лояльности советской власти. РПЦ считает таких мучеников «раскольниками», в то время как РПЦЗ на протяжении почти всей своей истории подчеркивала свое духовное единство с Катакомбной церковью на родине, не признававшей Московский патриархат.
В нынешнем заявлении синод РПЦЗ приводит пример того, как современная РПЦ с легкостью отказывается от своих же святых, если они по какой-то причине не нравятся власти.

Митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов). Источник: Википедия
Прокуратура Ростовской области отменила в прошлом году решение 1992 года о реабилитации митрополита Алма-Атинского Иосифа (Чернова) (1893–1975) — узника сталинских и нацистских лагерей, материалы о канонизации которого рассматривали в Московской патриархии.
Он не был «раскольником» с точки зрения РПЦ, в начале 1930-х возглавлял Донскую епархию в юрисдикции митрополита Сергия, в 1935-м был арестован в первый раз, отбывал срок в лагере на Ухте, перед войной вернулся в Азов, где оказался под немецкой оккупацией. В 1943–1944 годах сидел в застенках гестапо — как раз за подчинение «красному» митрополиту. После освобождения Украины был арестован уже НКВД и обвинен в сотрудничестве с немцами — за участие в открытии памятника Петру Первому в Таганроге и пару публикаций против атеизма. Приговорен к 10 годам лишения свободы, срок отбыл полностью в Карагандинском лагере.
После освобождения, в 1956 году, стал епископом Петропавловским, а с 1960-го и до конца жизни возглавлял Алма-Атинскую епархию РПЦ. Еще при жизни верующие почитали его как святого старца, а после смерти это почитание лишь росло, о чем, в частности, свидетельствует перенесение останков митрополита с кладбища в соборный храм Иверско-Серафимовского монастыря Алматы.
Патриарх Кирилл ничего не сказал в защиту Иосифа, зато, исходя из военно-политической конъюнктуры, потребовал ускорить канонизацию генералиссимуса Суворова, о почитании которого церковным народом в качестве святого никогда не было слышно.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Патриарх Кирилл (в центре) на Божественной литургии в храме Вознесения Господня. Фото: Евгений Мессман / ТАСС
Доподлинно известно о 250 случаях повторного признания преступниками ранее реабилитированных жертв сталинских репрессий в РФ. Однако в реальности речь может идти о тысячах имен — массовость нынешней «дереабилитации» напоминает масштабы обратного процесса конца 80-х — то есть собственно реабилитации.
«Оклеветанные советским режимом люди, правомочно оправданные, — пишет синод РПЦЗ МП, — заново потопляются в омуте лжи тоталитарного периода». Этот нравственно-юридический переворот отражен в концепции государственной политики РФ по увековечению памяти жертв политических репрессий, новая редакция которой опубликована в июле прошлого года. Из концепции исключено именование репрессий «массовыми», а также не допускается реабилитация лиц, которых сталинский режим обвинял в военных преступлениях. Синод увидел в этих изменениях и в сопровождающей их практике «явную тенденцию обелить преступления богоборческой власти» и «исказить историю». По всей стране происходит демонтаж мемориальных табличек памяти жертв репрессий и даже целых мемориалов, которые продолжали устанавливаться вплоть до 2010-х годов.
И это не просто впадение в беспамятство, это (а)моральный выбор, утверждает Синод.
Отказ от уважения к жертвам репрессий сопровождается активным прославлением их палачей — в первую очередь Сталина, изображения которого уже «украшают» некоторые храмы РПЦ и страницы житий ее новых святых.

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ
В РФ установлено 123 памятника Сталину, причем темпы их установки в мае этого года, на фоне 80-летия завершения Второй мировой войны в Европе, стали рекордными. Апофеозом явилось открытие 15 мая горельефа «Благодарность народа вождю-полководцу», уничтоженного при Хрущеве, на станции метро «Таганская», куда сразу началось паломничество последователей культа Сталина.
Синод РПЦЗ напоминает, что «бесчеловечные и антихристианские злодеяния» Сталина «можно причислить к тяжчайшим в XX веке». В самой России подобные оценки уже балансируют на грани преступного «очернения Родины», история которой теперь состоит только из побед и из горделивого «нам не в чем каяться».
Переходя к проблеме возрождения культа Ленина, синод ссылается на публикации о восстановлении мавзолея на Красной площади. В официальном документе Министерства культуры, кстати, зиккурат назван «Мавзолеем Ленина Владимира Ильича и Сталина Иосифа Виссарионовича».
Не намек ли это на то, что истинной целью «реставрации» является попытка вернуть в мавзолей тело Сталина — куда более значимое для идеологической конструкции существующего режима, чем тело Ленина?
Архиереи РПЦЗ обращаются к российскому режиму и покорному ему народу со словами Иисуса Христа: «Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоанн, 3:19). «Дух лживости убивает, — предупреждает синод, — мы не хотим, чтобы Россия ему покорялась вновь».
По всей видимости, заявление от 5 июня — первая серьезная заявка на то, что нью-йоркский синод задумался над своими ошибками последних десятилетий и готов вернуться на путь независимого от Москвы существования как важнейшего условия его адекватного пастырского служения на Западе.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68