СюжетыОбщество

Уроки русского

Детям мигрантов сегодня практически невозможно получить начальное и среднее образование в России. Итог работы Госдумы

Уроки русского

Фото: Светлана Привалова / Коммерсантъ

С 1 апреля 2025 года при приеме в российские школы действует обязательное тестирование на знание русского языка для детей иностранцев. По данным Минпросвещения, за первый месяц новых правил поступило 1762 заявления на прохождение теста, но допустили к нему только 335 семей. Документы остальных детей забраковали по формальным причинам. Как говорит в таких случаях глава ЦИК Элла Памфилова: «Вы еще молодые, у вас все впереди». Из допущенных до теста потенциальных школьников пройти его смогли только две трети. То есть около 200 человек. На всю страну. Добро пожаловать в Россию, которая борется за доступное образование на родном языке в соседних странах, но в своей собственной стране поступает ровно наоборот.

Тестирование в данном случае — только предлог. Повод лишний раз показать «понаехавшим», без всяких скидок на возраст, их реальное место в социальной иерархии новой России. Власти и помимо тестов ставят всевозможные препоны для допуска детей мигрантов к образованию (зачем оно дворнику или курьеру?). Дошло до того, что научиться писать и считать бесплатно прибывшим из соседских стран детям у нас стало почти невозможно. Есть школы при мечетях, есть платные курсы, но государство от всеобщего образования для этой группы населения практически устранилось.

Одни радуются: «Правильно, перестанут иноверцы приезжать, меньше их будет в стране. Зачем тащат сюда свои семьи?» Другие ужасаются: «Появятся дикие, несоциализированные люди, обиженные на государство и граждан. Это приведет к вражде и росту преступности».

На чьей стороне власть, легко понять, прочитав комментарии к постам спикера Госдумы, члена Совета безопасности РФ и Бюро Высшего совета ЕР Вячеслава Володина. Каждый второй полон такой националистической пропаганды, что даже цитировать их уже было бы нарушением законодательства и приличий. Но это сегодня основной единороссовский электорат. И когда в ноябре прошлого года депутаты принимали те самые поправки к закону «Об образовании», запрещающие принимать в школы без теста по русскому языку, Володин обосновывал этот тем, что

41% детей мигрантов не знает языка и не может учиться в наших школах. Но вместо того чтобы учить их, интегрируя в общество, было «велено не пущать», не понимая, что именно подобная сегрегация и порождает криминал. 

За тестирование в школах отвечает Минпросвещения, а задания разрабатывает Рособрнадзор. Готовить детей к тесту предлагают за свой счет. Центры подготовки планируют открыть, но лишь в будущем. Хотя логичней было бы сделать наоборот.

Если ребенок не сдал тест, пересдать его можно только через три месяца, за это время нужно выучить язык. Но где и за какие деньги найти учителя сыну уборщицы или дочке грузчика, неизвестно. Вариантов им пока не предлагают.

Фото: Александр Миридовно / Коммерсантъ

Фото: Александр Миридовно / Коммерсантъ

Сами мигранты говорить об ущемлении по языковому признаку не хотят — боятся. Боятся депортации, боятся нападок в быту со стороны защитников «великого и могучего», боятся за детей — за их настоящее (могут избить во дворе) и будущее (а вдруг все-же в школу удастся пробиться).

Шахноза просит на всякий случай не называть ее фамилию. С семьей из Узбекистана она приехала в Москву два года назад. Муж бил ее и не обеспечивал семью. В столице Шахноза начала работать на оптовом рынке, сняла квартиру, жизнь наладилась. Дети пошли в школу: младшая — в первый класс, сын — в четвертый. Но внезапно женщине объявили, что у детей нет гражданства и что они плохо знают язык. В прошлом году ребят отчислили из школы.

— Несправедливо, — говорит Шахноза. — 8-летняя Михрона и правда плохо говорит по-русски. Но мальчика-то за что? Он хорошо учился, все хвалили, а по английскому вообще был одним из первых.

Так что дело, очевидно, не только в русском. То есть в русском, но не только в языке, а еще и в бытовом национализме. А может, и не только в бытовом. 

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Процедуру тестирования детей записывают на видео, а их устные ответы фиксируют с помощью аудиозаписи. Однако из школы могут выгнать не только из-за провала теста. Как отметила координатор проекта «Доступ к образованию» комитета «Гражданское содействие»* Софья Исмаилова, раньше единственной законной причиной отказа в образовании было отсутствие свободных мест. Отказывали и по другим причинам, но это было уже незаконно. Теперь все иначе — теперь могут отказать, если не можешь подтвердить законность нахождения в России: по новым правилам, родители обязаны предоставить подтверждение легальности пребывания ребенка в стране. Но даже с этими документами возникают проблемы (например, если родители запросили убежище).

Юристы напоминают, что после принятия поправок сегодняшний закон «Об образовании» противоречит Конституции РФ, которая гарантирует право на бесплатное и общедоступное образование. В комитете «Гражданское содействие» утверждают: «Сегодня система устроена так, что главное — не знания, а законность пребывания и наличие документов. Но даже если у семьи все документы в порядке, если дети говорят по-русски, мы сталкиваемся с отказами из-за бюрократических проблем. Пока непонятно, это осознанная политика или сбой в системе».

Цифровизация проблему с документами только усугубила. Раньше можно было подать заявление в школу лично, а теперь — только через Госуслуги, человеческий фактор исключается полностью. Иностранным гражданам это создало дополнительные сложности. С прошлого года на mos.ru нужно не только отправить документы, но и подтвердить свою личность и родство с детьми. Для этого требуется идти в МФЦ, где сотрудники часто сами не знают, как и что делать. Замедляется процесс подачи заявлений, и система может аннулировать документы на стадии проверки. Сама проверка документов на mos.ru стала занимать больше времени. Если раньше срок был установлен в пять рабочих дней, то теперь — уже в месяц. Нельзя подавать заявления в несколько школ одновременно. Исключение — первоклассники, но и это не всегда работает.

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Диля из Таджикистана, работающая уборщицей, переживает, что не может устроить своих дочерей в школу:

— У меня две девочки — София и Муниса. Муж попал в аварию и не может работать. Детей не принимают в школу не из-за незнания языка — обе говорят отлично. Причины отказов непонятны. То говорят подавать документы по месту жительства, а там нет мест. А если идешь туда, где есть места, отправляют по месту жительства. Замкнутый круг. Одна дочка доучилась до шестого класса, но это было очень сложно — над ней издевались одноклассники. В какой-то момент она сказала: «Я больше в школу ходить не могу».

После теракта в Крокус Сити Холле 22 марта 2024-го в обществе усилились антиэмигрантские настроения, вот тогда власти и заговорили о том, чтобы ограничить доступ детей мигрантов к российским школам. В Госдуме даже предлагали сделать все дошкольное, начальное и среднее образование для них платным. Сегодня у родителей детей-мигрантов создается впечатление, что им специально усложняют жизнь при подаче заявлений. Например, система не принимает документы в первый класс, если ребенку уже восемь лет. В таких случаях родителям советуют обращаться в Департамент образования, там отправляют в школы, школы — в департамент.

— У нас есть Конституция, есть 43-я статья Конституции, о которой я не устаю говорить. 43-я статья — это право на образование, — напоминает Светлана Ганнушкина*, российская правозащитница, педагог и общественный деятель. — Это то право, которое максимально гарантируется Конституцией. Никаких нюансов по поводу образования нет. И есть те, кто обязан гарантировать исполнение этого права, — это органы образования и родители. Кроме всего прочего, люди, которые живут в России, осваивают русский язык и культуру, а у нас есть чем гордиться, эти люди становятся источниками нашей культуры в мире. Именно в этом, а не в чем-то ином, заключается влияние России на мир.

И только сейчас появилась информация, что

для детей мигрантов напишут специальный учебник по русскому языку, а учителей отправят на переподготовку, чтобы они могли работать с такой категорией школьников. Но когда заработает эта система и заработает ли — еще вопрос.

За это время может вырасти целое поколение детей, которые будут считать себя в стране, победившей нацизм, ущемленными по национальному признаку.

Тем временем глава Рособрнадзора Анзор Музаев на полях Питерского юридического форума заявил, что школы обяжут передавать в МВД информацию о несдаче теста детьми мигрантов, чтобы применить к их родителям «соответствующие меры». После таких угроз, чтобы не нарваться на неприятности, безопаснее тесты вообще не сдавать.

Александра Прошина

Читайте также

Детские гетто

Детские гетто

Госдума предложила не пускать мигрантов в школы без знания русского языка

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow