СюжетыОбщество

«Донести каждый может — и тюрьма!»

Как живет владелица «бутика» в глухой деревне и почему не верит в «Честный знак». И что думает «Честный знак» о ее работе

«Донести каждый может — и тюрьма!»

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

— Тут размера вашего нет, подразобрали, будет в конце недели. Я заказала уже, будет попутка — привезут. Сама не поехала в этот раз — семь с половиной тыщ до Москвы автобус, дорого. Надо ж еще до трассы доехать 30 км на такси, там ждать его. А вы пока вот это все померяйте, раз приехали. У меня много нового, еще не все разобрала.

Наташа (имя изменено) — большая, яркая — торгует тем, что ей самой нравится и что на нее налезает. Такие размеры — нетипичный ассортимент российского масс-маркета, редкость. Но тут, в селе, худышек мало, а Наташина торговая точка — считай бутик!

— У меня магазин психологической разгрузки, — констатирует она и приносит в примерочную ворох штанов.

Примерочная — это угол комнаты, отгороженный занавеской из мебельной ткани, закрепленной на загнутой трубе. Такими занавесками отгораживали когда-то боксы в кабинетах электрофореза детских поликлиник.

На полу картонка. Хромой стул — сумку бросить. Пара в прошлом одноразовых тапочек — переобуться.

Весь «бутик» — 8 метров. Туалета и отопления нет, в уборную Наталья бегает к соседям, а зимой включает обогреватель и одевается потеплей. На входе натыканы в вазы искусственные кладбищенские цветы максимально ярких оттенков: впереди Радоница, сезонный ассортимент, Наташа следит за спросом. Из динамика несется Modern Talking.

Вдоль стен витрины с затейливым товаром: статуэтки, вазочки, «роскошные» настенные часы, оправы со стразами, наборы кружек к 23 февраля. Прилавок завален бижутерией, крупной и блестящей, как хозяйка этих сокровищ.

Лет 15 назад Наташа начинала именно с такого товара.

— Часы да батарейки, картины, бижутерия, — припоминает она, чем торговала. Деревенская роскошь имела невысокий спрос. Бизнес был пополам с подругой — она возила из Москвы шапки. Научила ездить на закупки и Наташу.

Та съездила на «Садовод» — и быстро поняла, что именно надо везти. В село, где галантерейный и одежный магазины закрылись еще при совке, Наташа повезла шмотки. Нишу выбрала точно: женскую одежду здесь купить было больше негде. Стала практически монополистом. Недавно рядом открылся пункт выдачи маркетплейса, но там еще угадать размер надо, иногда покупательницы приносят ей сбыть неудачно выбранный товар.

— «Наташ, ну повесь у себя, продай!» — ну вешаю, конечно, не откажешь.

Про дешевые интернет-покупки она говорит свысока, мол, ерунду придумали, ни померить, ни поговорить. Не то что у нее.

Тут все заставлено вешалками с тем самым «плюс-сайзом». На бирках незнакомое: не то «Путь журавля», не то «Пара аистов». Зимой куртки, летом сарафаны, попадается и леопард со стразами, но не доминирует. По большей части ее ассортимент — хорошо отшитый ноский трикотаж. На первый взгляд — не магазин, а бедлам, но швы у каждой майки, извлекаемой из тюков, сделаны на совесть, а краска не полиняет при стирке.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

— Фабричный Китай! — хвалит товар хозяйка — Не кустарщина, не из подвалов. Я качественные вещи вожу, сама выбираю. И покупатели у меня одни и те же, всех по именам знаю. Вы спортивки-то померяйте, я вот сама такие ношу, они хорошие очень, тянутся.

Откровенной подделкой под условный Dior не торгует — брезгует.

В этой торговой точке — в самом центровом месте села — Наталья недавно, всего пять лет. Только накопила, арендовала, переехала — и ковид начался.

— Закрывали нас надолго, почти на полгода. Уже все села вокруг открыли, а мы еще по домам сидели, — вспоминает она локдаун. Сама переболела тяжело. Особой помощи от государства в ковид не припомнит.

Село в целом крепенькое, есть ферма. Молодые, кто нашел себя в частном бизнесе, живут более-менее. Те, кто остался на зарплате, сводят концы с концами. Новость сезона — подорожание билетов в общественную баню аж до 250 рублей. Народ не тянет. Еще обсуждают закрытие отделения хирургии в райбольнице — хирурги-то есть, а вот анестезию делать некому. Теперь всех возят в город, а это два-три часа, не всякий и доедет. Особенно без анестезии.

— А вот таких шапок нет у вас? У меня продырявилась, — заходит в «бутик» местный алкаш, теребя в руках выцветшую кепку.

— У нас только для женщин магазин! — неожиданно строго отбривает Наташа. — Для мужчин — только носки. На рынок идите.

Рынок рядом — туда возят белорусский трикотаж и сомнительную обувь. Некоторые палатки отданы под нишевый гардероб: камуфляж и берцы. Часть торгует исключительно трениками либо поддельной джинсой винтажных фасонов. С 90-х ассортимент почти не изменился, вместе с эпохой ушли только лотки с аудиокассетами, от Михаила Круга до Элтона Джона, обеспечивавшие музыкальный фон ярмарки. Музыкой почему-то всегда торговали не с прилавков, а с капотов машин, застеленных одеялом. Все остальное сохранилось, даже интонации: «Ой, как хорошо вам! У меня муж такие же носит!», «Мы пойдем еще походим, потом вернемся». Калоши, фуфайки, «абибас», грабли и саженцы… На картонках народ меряет куртки и штаны. Невдалеке можно купить домашней колбаски и яиц.

— Разве на рынке будет качественная вещь? — рассуждает Наташа, которая сама закупает товар на рынке, хоть и оптовом. — Нет, я не спорю, там тоже хорошее бывает. Но вот, знаете, приходит ко мне молодая женщина, плачет. Говорит: «Почему я такая толстая? Почему я такая некрасивая?» Оказывается, на рынке ничего не нашла, ничего не было по размеру. А ей ведь и так плохо — муж погиб на СВО. Я ей говорю: «Да просто не там ищете! Накидала ей платьев, маек, свитеров, все на нее, все красивое, так она и плакать перестала, всего набрала, все ей к лицу!» И все у нее с тех пор наладилось — уже снова замуж вышла, и беременная ходит.

На СВО из села ушло немного. Год назад на кладбище было шесть могил с флагами и военной атрибутикой. Сейчас 13. Первыми уходили молодые, на свежих могилах — лица со следами возраста и нелегкой жизни.

На дверях сельпо висит реклама контрактной службы. В сельпо продают трусы и холодильники. Цены выше, чем в городе. Есть керамика — тарелки с вишенками и внезапно набор для чайной церемонии.

— В эти выходные что-то на базар мало народу приехало. Даже цветы для кладбища не привезли, хотя и Пасха была. Плохая торговля, овощи сумасшедших денег стоят, — удивляется Наталья. — А вот платья гляньте, новые, вы не видели, Кыргызстан — взяла на пробу. Вроде смотрится — и недорого. Вы если не возьмете, я себе оставлю. А то польских ведь нет уже, не возят. Евро как подорожал, так и все. Сейчас вроде снова упал, но для нас цены не падают.

Так Киргизия и Китай незаметно заняли место популярной в начале 2000-х «польской моды». Собеседница тем временем понижает голос:

— Я в последний раз, когда ездила в Москву, целые линии пустовали, где мы закупаемся. Происходит что-то, закрываются все. Свои роллеты закрывают и уезжают. Даже товар оставляют. Очень много уехало. Идешь по линии, где, к примеру, резинками для волос торговали, было там штук 10 точек, а осталось две или три. Даже в пандемию так не закрывались. Облавы, что ли, какие-то? Или это все из-за «Честного знака»?

В селе облав на мигрантов нет — потому что нет и самих мигрантов. Тут ни стройки, ни еще какой работы. Заборы красят и могилы копают силами местных, кто трудоустроен в жилкомхоз.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Строят разве что коттеджи для дачников, но их, как лего, собирают одни и те же обученные бригады.

Так что представить масштаб антимигрантской кампании на большой земле Наташе трудно. А вот «Честный знак» — такая же проблема для нее, как для крупного бизнеса. Только крупный за себя еще поборется, а Наташа уже нет.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

С 2017 года производитель или ритейлер обязаны лепить на товар, будь то кроссовки или футболка, бутылка молока или коробка сока, особую марку с Data Matrix-кодом, перейдя по которому, можно увидеть историю: где произведено, когда и откуда ввезено… За нарушение требований маркировки грозит крупный штраф с конфискацией товара, а для производителя или ИП, как Наташа, — уголовное дело. Идеологи системы уверяют, будто она спасает от контрафакта. При этом марки нужно покупать не у государства, а у частной конторы.

Наталья называет новую систему так: «Закон о борьбе со спекуляцией». Она уверена, что «знак» доведет ее до тюрьмы.

Каждый продавец должен зарегистрироваться, заключить договор, подать заявление на изготовление марок, оплатить, внести информацию в личный кабинет, напечатать бирки, прикрепить к каждой вещи и каждую вещь зарегистрировать в системе. Вручную. А при продаже сделать отметку о выводе из оборота.

Вообще, марки должен лепить производитель (с 1 сентября прошлого года в Россию запрещено ввозить практически всю одежду без маркировки «ЧЗ»), но многие заграничные фабрики делать это отказываются — хлопот много, а рынок сравнительно невелик теперь. И новые челноки беспрепятственно везут одежду, как и прежде, без всяких наклеек, и продают ее оптом. А конечная ответственность ложится на продавца.

— Проще было бы, если б нам уже продавали с «Честным знаком». Но нет. В этот раз Турция сказала: одинаковых футболок купишь на 50 тысяч — будет на них маркировка. А куда мне их? Сколько лет я их продавать буду?

Мелкие коммерсанты говорят: потянуть работу в системе смогут только сетевые магазины, которые возьмут оборотом. Ведь хоть одна марка и стоит всего 60 копеек, к этой цене нужно прибавить покупку оборудования, программ, а в идеале — и работу человека, который обучен взаимодействовать с этой системой. И все это умножить на число единиц товара. А в медиа полно рассказов о реальных затратах на «Честный знак», от которых страдает и бизнес покрупней (например, директор молокозавода подсчитал, что в месяц тратит на работу с кодами 50 млн рублей).

Наклейки. Фото: ribbons.ru

Наклейки. Фото: ribbons.ru

— Да, сами наклейки дешевые. А сколько я должна заплатить, чтоб мне все ввели в систему? Оплата почасовая! — возмущается Наталья. — Это надо еще ехать в город с накладными, чтоб ввели. Я сама не могу, и те, кто товар мне возил, у них тоже не получилось. Подруга сделала один раз — суммарно в 100 тысяч ей обошлось вместе с оборудованием.

Бизнес сравнивает «Честный знак» с «Платоном». Система тоже не государственная. Кому она принадлежит, достоверно неизвестно — согласно постановлению правительства, структура собственности не раскрывается. Как и в случае с дорожными поборами, многочисленные протесты против «знака» услышаны не были.

— Сделали мораторий на проверки до августа. А потом не знаю, что будем делать. Да и сейчас по жалобе проверить могут. А донос кто угодно может написать — кому что-то не понравится. И все. — Наташа скрещивает пальцы решеткой.

Это не преувеличение. По подсчетам журналистов, только за первое полугодие 2024 года было вынесено 53 приговора за отсутствие наклеек «ЧЗ», в основном мелким предпринимателям. Самая крупная история — дело против основателя обувного бренда Zenden Андрея Павлова*, который вскоре после критики «Честного знака» оказался в «иноагентах», а потом фигурантом уголовного дела об отсутствии маркировки «ЧЗ».

Наташа возмущается и честно говорит: она наклеек не клеит и надеется, что до ее села проверка не доедет. А если доедет — придется закрыть бизнес. 

— С этим знаком не выживешь. Вот платье 1600 стоит, а будет 2 с лишним тысячи стоить. А оно столько не стоит, кто его купит за такие деньги? Не для людей это!

Официально ЦРПТ заявил в 2024 году, что маркировка товаров пополнила российский бюджет на 470 млрд рублей за счет того, что легальные производители якобы вытеснили нелегалов. Центр настаивает, что к росту цен это не привело. При этом только в 2023 году бизнес заплатил почти 24 млрд рублей за обязательную маркировку товаров.

За окнами Наташиного «бутика» собираются тучи. Она тут же напоминает, что в продаже есть зонтики. Их маркировать пока не нужно.

Комментарий


Пресс-служба национальной системы маркировки «Честный знак»

Система маркировки «Честный знак» — это эффективный инструмент для борьбы с фальсификатом и контрафактом на рынке. Код маркировки — это уникальный идентификатор, который состоит из двух частей: видимый код, который наносится на товар или упаковку в виде кода маркировки, и криптографическая защита, которая хранится в государственной системе «Честный знак». Именно эта часть делает код невозможным для подделки, так как она обеспечивает надежную проверку подлинности товара.

Для того чтобы выпустить товар в оборот, производителю необходимо нанести на товар код маркировки и загрузить информацию о товаре в систему. Импортеры могут маркировать товар либо на своем производстве за рубежом, либо на таможенных складах. За оборот товаров без маркировки предусмотрена административная и уголовная ответственность, которая накладывается в зависимости от выявленного объема товаров с нарушениями.

Также незаконной считается схема серого импорта — данная продукция является контрабандой, так как по ней не уплачиваются налоги в бюджет и таможенные платежи. Важно отметить, что оборот серого импорта запрещен в отношении любой продукции.

Благодаря маркировке уже удалось обелить не только большое количество производителей, но и импортеров. Так, например, за время работы маркировки количество легальных импортеров БАД увеличилось в 10 раз, а число импортеров ветпрепаратов выросло в 2,3 раза.

Что касается информации о возможностях приобретения нелегальных кодов маркировки в интернете, то имеет место подмена понятий, так как де-факто речь идет не о приобретении кодов, а о заказе через посредника услуги IT-сопровождения работы в системе маркировки. В рамках этой услуги коды заказываются официально в системе — с электронной цифровой подписью компании, на чью продукцию заказываются коды, что соответствует требованиям системы. То есть в этом случае предприниматель передает на аутсорс поставщику услуг задачу промаркировать свою продукцию. Таким образом, факт нелегальной покупки в системе кодов отсутствует.

Более того, на данный момент система «Честный знак» интегрирована с 25 ведомствами, которые могут отслеживать информацию о товарах в режиме реального времени.

В 2024 году система маркировки «Честный знак» помогла выявить более 560 млн нарушений при продаже товаров, а благодаря интеграции «Честного знака» с государственной системой «Меркурий» удалось сократить количество фальсификата в молочной продукции до рекордных 0,01%. Более того, в 2025 году точность проверок Роспотребнадзора составила 97%.

Касаемо малого и среднего бизнеса, сегодня в системе маркировки зарегистрировано 890 тыс. компаний, из них ИП составляют 65%. И все они успешно работают в системе благодаря поддержке «Честного знака».

Оператор ЦРПТ активно развивает программы поддержки для бизнеса. Например, в большинстве товарных групп малые производители могут получить компенсацию 50% затрат на оборудование для маркировки.

Также для участников отрасли легкой промышленности ЦРПТ была разработана дополнительная мера поддержки: для розницы ЦРПТ запустил программу компенсации 50% затрат на услугу по подготовке к маркировке, благодаря которой компания получает помощь от партнеров ЦРПТ с маркировкой «под ключ» — без лишних сложностей и затрат. За данной программой обратилось более 1500 участников отрасли.

Оператор системы всегда на связи с участниками отрасли и оперативно реагирует на любые запросы. В случае необходимости специалист готов выехать на место, чтобы оказать поддержку непосредственно в зоне решения задачи.

Также «Честный знак» предлагает малым и средним производителям готовые технические решения, которые помогают сэкономить на работе с маркировкой или упростить сам процесс: приложение «Маркировка.Просто», позволяющее заказывать коды маркировки, печатать этикетки и управлять товарооборотом, «Честный ЗНАК.Бизнес» — приложение, которое выполняет функции сканера и дает возможность управлять товарами с телефона, и бесплатный сервис электронного документооборота ЭДО Лайт.

Важно отметить, что инициатором введения маркировки чаще всего является сам бизнес, который устает от борьбы с серым рынком. Система маркировки «Честный знак» уже является эффективным инструментом по борьбе с контрафактом и фальсификатом. Например, рынок нелегальной парфюмерии снизился в пять раз, а нелегальный оборот шин снизился в два раза, более того, маркировка помогла выявить 44 тыс. упаковок запрещенных ветпрепаратов.

Сами инвестиции в подготовку к маркировке всегда являются разовыми на каждую группу товаров и в дальнейшем быстро окупаются. Это происходит благодаря вытеснению нелегальных производителей с рынка, которые, в свою очередь, освобождают нишу для легальных представителей. Так, по данным НИУ ВШЭ, в оптово-розничном звене легкой промышленности финансовый результат предприятий значительно улучшился — совокупный рост прибыли производителей в реальном выражении составил 90%, несмотря на кризис торговли и пустые торговые центры в 2022 году. Также рост рентабельности в производстве обуви был двукратный, в производстве одежды — на 30% за период действия обязательной маркировки. При этом стоимость кода установлена правительством и составляет 50 копеек.

Стоимость затрат на введение маркировки для малых компаний варьируется от 1,3 тыс. до 33,9 тыс. рублей. В стоимость входят принтер (если его нет — от 14 тыс. руб.) и сканер (от 3,5 тыс. руб.), которые уже могут быть в наличии у компании, перепрошивка кассового ПО (от 0 до 5 тыс. руб.), которая является обязанностью, прописанной в 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники (то есть это не требование маркировки), привлечение IT-специалистов (от 0 до 10 тыс. руб.) при необходимости, а также расходные материалы (1 тыс. руб.).

Также важно отметить, что, по данным НИФИ Минфина, введение маркировки практически не влияет на стоимость конечной продукции. Доля маркировки в общей структуре себестоимости занимает 1%. Средние затраты производителей на маркировку составляют от 63 копеек до 1 рубля.

Обращаем внимание — оборот и реализация контрабандной и контрафактной продукции влечет за собой административную и уголовную ответственность

Фото: scanport.ru

Фото: scanport.ru

Комментарии участников отрасли:

Индивидуальный производитель Семенов Сергей Александрович, производство в России, бренд VORSH: «Я считаю, что внедрение маркировки в сферу легкой промышленности является важным шагом для развития бизнеса.

На начальном этапе у меня было практически все оборудование, поэтому расходы на подключение маркировки практически равнялись нулю. В результате мы убедились, что подключение к маркировке стало правильным решением для нашей компании. После преодоления начальных вопросов все процессы были оптимизированы, и мы уже ощутили положительные изменения в нашем бизнесе. Поэтому считаем, что те, кто выступает против маркировки, скорее всего, преследуют свои интересы, связанные с нелегальной деятельностью, которую давно пора искоренить.

Стоит отметить, что в системе все логично и интуитивно понятно — достаточно лишь внимательно изучить ее возможности. Многие небольшие компании, такие как наша, успешно прошли этот путь и промаркировали свою продукцию. Непонятно, почему другие должны испытывать сложности из-за тех, кто отказался уделить этому внимание. Ведь пренебрежение к правилам может привести к обесцениванию труда добросовестных участников рынка».

Сергеев Денис Дмитриевич, руководитель отдела маркировки «Карго Транс»: «Как крупная логистическая компания, мы всегда заранее готовимся к каждому этапу внедрения маркировки, что позволяет нам без особых трудностей адаптироваться к новым требованиям, например, мы начали готовьте к третьей волне расширенной маркировки в 2025 году еще летом 2024 года. Мы подключились к системе маркировки еще в 2018 году и с тех пор наблюдаем, как этот инструмент положительно влияет на рынок, постепенно вытесняя недобросовестных игроков. ЦРПТ всегда оказывал нам поддержку, организуя отдельные рабочие встречи для оперативного решения возникающих вопросов. Это помогло нам уверенно интегрироваться в систему и продолжать развиваться. Для нас, как компании, предлагающей качественные услуги, важно подчеркивать наш уровень, в особенности маркировки товаров.

С помощью ЦРПТ мы полностью автоматизировали свои процессы маркировки, чтобы клиенты получали только достоверные данные о товаре через приложение «Честный ЗНАК», что способствует дальнейшему развитию честного рынка».

Статья расходов | Стоимость

  • Принтер (уже может быть), наносят этикетку с информацией о товареот 14 000 руб.
  • Сканер (уже может быть), если торгуют другой маркированной продукцией от 3500 руб.

Перепрошивка кассового оборудования

  • Обновление кассового ПО не является требованием маркировки — эта обязанность прописана в 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. От 0 до 5000 руб.

Привлечение ИТ-специалистов (при необходимости)

  • Большинство партнеров добавляют функционал для работы с маркировкой в свои решения автоматически, но в случае очень старого ПО может потребоваться настройка силами внешних специалистов. От 0 до 10 000 руб.
  • Расходные материалы 1000 руб.
  • 300 кодов маркировки 300–400 руб.

Итог:

От 1300 до 33 900 руб.

Если у вас возникли вопросы по работе «Честного знака», вы можете связаться с компанией через их официальный сайт и получить консультацию.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow