Госдума заднюю не дает. На днях на пленарном заседании она приняла во втором и сразу же в третьем чтении законопроект о введении требований к уровню локализации автомобилей, которые можно использовать как легковые такси. Тот самый законопроект, который критикуют и таксисты, и пассажиры, поскольку он неминуемо приведет к росту тарифов на перевозки. Зато позволит заработать владельцам отечественного автопрома.
Вместо принятия мер по повышению качества российских автомобилей и снижению на них цен депутаты поехали по старой проверенной дороге, узаконив принудительные закупки продукции АвтоВАЗа и Ко. Это ударит по карману простых граждан, зато позволит получить прибыль собственникам автоконцернов.
Кто эти люди в Госдуме, рулящие процессом принятия подобных законопроектов, «Новая газета» разбиралась вместе с исследовательским проектом «ДумаБинго».
Проекту «ДумаБинго» удалось найти несколько предложений парламентариев, которые (предложения) должны помочь отечественному автопрому в условиях санкций. Такие законодательные инициативы по большей части предлагали депутаты, связанные с автопромышленностью.
1. Владимир Гутенев и АвтоВАЗ: депутаты рулят

Владимир Гутенев. Фото: соцсети
Особенно активно в Госдуме продвигают интересы АвтоВАЗа — крупнейшего производителя легковых автомобилей (в основном многочисленных «Лад») из Самарской области. На сентябрь 2024 года 32,3% акций компании принадлежит Ростеху.
С Ростехом и АвтоВАЗом наиболее тесные связи у председателя думского Комитета по промышленности и торговле Владимира Гутенева.
С 2007 года он занимает должность первого вице-президента ОООР «СоюзМаш России» — крупнейшего объединения промышленных предприятий страны. Президентом организации является Сергей Чемезов, генеральный директор Ростеха. Одна из задач «СоюзМаш России» — лоббирование интересов российского машиностроительного комплекса в законодательных и исполнительных структурах государственной власти всех уровней.
На протяжении всей своей 14-летней карьеры в Госдуме Гутенев не раз публично отчитывался о том, что он сделал для АвтоВАЗа — предприятия региона, от которого он избран в Госдуму. Например, депутат выступал за отечественное производство автокомплектующих, лоббировал перенос сборки автомобиля «Лада Веста» из Ижевска в Тольятти.
В действующем созыве именно Гутенев вместе с сенатором Кутеповым внес тот самый законопроект об установлении требований к локализации автомобилей, используемых в качестве легковых такси. Цель инициативы — «обеспечить баланс между потребностью рынка в поддержании и обновлении транспортных средств, используемых в качестве легковых такси, и необходимостью поддержки и развития отечественной автомобильной промышленности как одного из ключевых секторов экономики». Проще говоря, по задумке авторов, со временем весь таксопарк будет обновлен машинами, произведенными на территории России.
По словам Гутенева, в случае принятия законопроекта будет сформирован значительный рынок сбыта для отечественных автопроизводителей — примерно 50 тысяч автомобилей в год.
Депутат Павел Федяев огласил еще более амбициозные цифры: для потребностей такси в случае принятия инициативы отечественный автопром сможет производить аж более 100 тысяч машин в год. При этом, по словам председателя Комитета по промышленности и торговле, принятие такой инициативы не повлечет роста цены на машины: «Чем больше будет произведено автомобилей, чем больше мы сформируем спрос, тем медленнее будут расти цены и тем лучше будет качество автомобилей».
Инициатива Гутенева и Кутепова также предполагает, что каждый регион сможет устанавливать свой уровень локализации, но не ниже того, который определит правительство. И в первую очередь, со слов автора, это коснется регионов, в которых есть автопроизводители, например Самарскую область. Региональные власти установят такой уровень локализации, чтобы стимулировать такси покупать именно машины АвтоВАЗа.
Инициатива вызвала жаркие споры и критику, но все равно была принята.
При комитете Гутенева работает экспертный совет по технологическому суверенитету в автомобилестроении. Возглавляет его Максим Соколов — президент АвтоВАЗа, а также сопредседатель Комитета по развитию кооперации и локализации производства в автомобильной промышленности и коллега Гутенева по Бюро Союза машиностроителей России.

Владимир Путин и Максим Соколов. Фото: Гавриил Григоров / ТАСС
Экспертный совет должен заниматься консультированием депутатов по законодательным инициативам, относящимся к его тематике. Законопроект о локализации такси, который напрямую выгоден АвтоВАЗу, обсуждался как раз в этой думской структуре и был ею поддержан.
Тот же совет весной 2024 года также обсуждал вопрос постепенного повышения утилизационного сбора для автомобилей. Утилизационный сбор — это единовременный платеж при покупке автомобиля из-за границы за утилизацию транспорта в будущем.
Необходимость данного повышения, по словам Максима Соколова, — это «реализация комплекса мер по защите внутреннего рынка автомобилей». А именно — ослабление желания россиян покупать популярные иностранные марки взамен отечественных из-за возрастающего утилизационного сбора. За повышение сбора, помимо АвтоВАЗа, также выступали, например, КамАЗ и УАЗ.
Как итог — совет Соколова рекомендовал Гутеневу передать в правительство параметры повышения утильсбора на легковые и грузовые авто, электромобили, прицепы и полуприцепы. 10 мая депутат направил письмо в кабмин, а уже 13 сентября правительство утвердило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 года для автомобилей в России, использовав параметры, представленные АвтоВАЗом.
2. Альфия Когогина и КамАЗ: удачно припарковались

Альфия Когогина. Фото: соцсети
Второй машиностроительный гигант, который может получить поддержку, благодаря деятельности депутатов, — это КамАЗ. Он, как и АвтоВАЗ, входит в структуру Ростеха, но производит тяжелые грузовые автомобили. Завод расположен в Набережных Челнах Республики Татарстан. Работа КамАЗа охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей — от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.
КамАЗ также является одним из крупнейших поставщиков армии (от грузовиков общего назначения до бронеавтомобилей «Тайфун»), и выполнение государственного оборонного заказа — один из главных приоритетов компании.
В целом можно констатировать, что законодательные изменения на благо оборонно-промышленного комплекса также будут выгодны КамАЗу. И наоборот. Например, в 2015 году на заседании Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям глава Ростеха Чемезов отметил роль Гутенева в подготовке и принятии закона «О промышленной политике в Российской Федерации», который был выгоден всей отрасли оборонно-промышленного комплекса, но также касался и отрасли автомобилестроения.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Одна из проблем, которую депутаты пытались решить для автогиганта, касалась дефицита рабочей силы.
У КамАЗа сейчас наблюдается потребность в кадрах, поэтому завод наравне с властями Татарстана предлагал считать работу в ОПК альтернативной службой, чтобы сохранить персонал. Такой законопроект разрабатывался в 2023 году депутатом от республики Айратом Фарраховым. Инициатива предполагала предоставление отсрочки от армии до 12 месяцев работникам, пришедшим на оборонный завод после окончания вуза, техникума или колледжа, а также возможность прохождения призывниками альтернативной гражданской службы в организациях ОПК. Однако законопроект не был внесен в Госдуму из-за отрицательного отзыва правительства.
Вторую попытку помочь предпринял Владимир Гутенев. В сентябре 2024 года он внес на рассмотрение Госдумы законопроект о предоставлении отсрочки от армии для работников оборонно-промышленного комплекса. Однако и эта инициатива также не стала законом. Еще раньше Гутенев выступал за повышение зарплат работникам предприятий гособоронзаказа.
Если Гутенев вносит законопроекты, связанные с оборонной деятельностью, то Альфия Когогина в Госдуме занимается деятельностью, связанной с инновационным развитием предприятия.

Альфия Когогина. Фото: соцсети
С 2002 по 2005 год Альфия Когогина была директором департамента лизинга КамАЗа, а позже гендиректором Лизинговой компании КамАЗ. Ее муж, Сергей Когогин, — акционер и действующий генеральный директор ПАО «КамАЗ». Также он возглавляет Объединение автопроизводителей России, целью которого является отстаивание интересов отрасли в органах госвласти, и входит в экспертный совет по машиностроению комитета Гутенева.
В 6-м созыве Госдумы Альфия Когогина стала автором поправки о «промышленных технопарках» (законопроект № 1018052-6). У КамАЗа есть парк «Мастер», стратегической целью которого обозначено создание наиболее благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, осуществляющего свою деятельность в реальном секторе экономики. Камский индустриальный парк «Мастер» предоставляет в аренду производственные и офисные помещения, большинство помещений сдано предприятиям, ориентированным на обслуживание машиностроительного кластера Республики Татарстан.
В действующем созыве Когогина как раз занимает должность первого заместителя председателя Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству (МСП) и вносит многочисленные инициативы, поддерживающие предпринимателей. Поддержка и улучшений условий МСП благоприятно сказывается и на парке КамАЗа.
Также Когогина продолжает заниматься темой парков, входя в экспертный совет по развитию промышленной инфраструктуры (индустриальные парки, технопарки, экотехнопарки и кластеры). Одна из задач этой думской структуры — подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства по вопросам развития промышленной инфраструктуры.
За время работы Госдумы 8-го созыва Когогина привела к повышению социальной значимости автогиганта. Например, депутат совместно с предприятием разработала идею детского лагерного отдыха и присутствовала на передаче заводом гуманитарного груза на нужды СВО (на сайте «Единой России» используется формулировка «Альфия Когогина передала очередную партию груза»).
3. Наталья Назарова и ГАЗ: вдарили по газам

Наталья Назарова. Фото: соцсети
Законодательные инициативы, которые могут помочь заводу «ГАЗ» (сейчас — «НАЗ»), часто поддерживала Наталья Назарова. Назарова не только избрана в парламент от Нижнего Новгорода, где располагается завод, она также работала на предприятии больше 20 лет (в 1979–2004 годах). Коллектив завода депутат называет большой дружной семьей.
ГАЗ производит легковые авто, грузовики, микроавтобусы и военную технику. Самыми известными моделями завода считаются «газельки».
С ГАЗом связан миллиардер Олег Дерипаска, который в 2000 году стал владельцем ГАЗа, а в апреле 2018 года Минфин США включил Дерипаску и аффилированный с ним ГАЗ в санкционный список. На 2025 год имена собственников компании скрыты.
Формально Назарова не стала автором законопроектов, которые могут улучшить дела ГАЗа, но ее деятельность сказывается на автогиганте благоприятным образом.
К примеру, депутат лично просила Миинпромторг взять под контроль ситуацию с ущербом, нанесенным ГАЗу компанией Volkswagen. «СМИ пишут, что Volkswagen выбирает себе покупателя в России, который предложит лучшие условия сделки, даст побольше цену, выплатит его долги. Разве мы можем позволять западной компании, которая содействует антироссийским санкциям, выторговывать себе тепличные условия ухода из страны, в то время как эта же компания наносит удар по российской компании, одному из ведущих автопроизводителей страны, находящемуся под санкциями США?» — отметила Назарова.
При этом в ее законотворчестве имеется проекты, которые могут поддержать другой бизнес Дерипаски — En+ Group. Назарова стала соавтором законопроекта о разрешении на проектирование и строительство ТЭС и АЭС с прямоточными системами технического водоснабжения (№ 486735-8). En+ Group занимается производством алюминия и электроэнергии. Один из активов компании — Иркутская ГЭС.
***
В 2023 году председатель Госдумы Володин заявил, что отечественному автопрому нужна дополнительная поддержка. Одной из мер, направленных на повышение узнаваемости российского автопрома и увеличение выпуска отечественных автомобилей, стало решение о пересадке депутатов на отечественные марки, такие как «Москвич», «Лада», «Аурус». В конце 2024 года в пользование Госдумы поступило 17 машин марки «Лада Аура», на которых должны ездить председатели комитетов и комиссий, а ранее парламентариям были предоставлены «Лада Веста». Это событие широко освещалось, и известно, что депутаты Олег Морозов, Александр Демин, Ярослав Нилов и Виктор Пинский получили эти автомобили.

Фото: Эрик Романенко / ТАСС
Помимо этого, депутаты пиарят автопроизводителей, когда передают машины на фронт. Например, так было с машинами УАЗа «буханкой» и пикапом.
Однако главное продвижение российских производителей автомашин со стороны Госдумы происходит при помощи законопроектов. За которые депутатский корпус с подачи автомобильного лобби голосует почти единодушно.
Эти люди на такси не ездят…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68