Канны 2025Культура

Кукольный дом, в котором живут Чехов и Вуди Аллен

Среди главных претендентов на «Золотую пальму» «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера

Кукольный дом, в котором живут Чехов и Вуди Аллен

Кадр из фильма «Сентиментальная ценность»

Четыре года назад Триер привез в Канны романтическую прозрачную драму «Худший человек на свете» о рефлексиях и трудном взрослении благополучной студентки Юлии. За эту роль Рената Реинсве была удостоена награды за лучшую женскую роль.

История нынешней семейной драмы разворачивается в старинном деревянном доме с резными наличниками в Осло — хранилище воспоминаний и боли, исчезнувших теней, детского топота, звона разбитой посуды, признаний в любви и нелюбви. Даже название фильма Триер «пишет» поверх трещины на стене дома.

Реинсве играет театральную актрису Нору. Мы встречаемся с героиней перед выходом на сцену, когда она находится в состоянии панической атаки — ее парализует страх сцены. И вот уже звучат на сцене жуткие аккорды из «Сияния», а она бежит в противоположную сторону: она не помнит роль!

Нора бросается на своего женатого любовника Якоба, требуя, чтобы он ее трахнул, нет — дал пощечину! Рвет застежку платья. Отказывается играть. И… выходит на сцену, чтобы блистательно сыграть Нору в «Кукольном доме» — пьесе Ибсена о крахе семьи и самопознании женщины.

Когда-то отец Норы и ее сестры Агнес (совершенно прекрасная Инга Ибсдоттер Лиллеаас) Густав Борг — знаменитый актер и режиссер (Стеллан Скарсгард) — оставил их с мамой после череды скандалов. Недавно их мать умерла. И стареющий эгоистичный отец Борг возвращается в опустевший дом, чтобы предложить Норе роль. Он написал очень личный сценарий, в котором и история семьи, и роль, вобравшая судьбы женщин дома, но прежде всего его матери, покончившей собой из-за ПТСР, приобретенного после пыток нацистов.

После категоричного отказа Норы, он предлагает роль голливудской звезде Рэйчел Кемп (Эль Фаннинг), которая влюбляется в его дарование. Потом она влюбится и в роль, с головой (буквально) в нее окунется и даже будет готова финансировать картину.

А дальше вместо истории кино про кино, в которой комедия перемежается с драмой, мы увидим тонким пером прописанную психологическую вязь взаимоотношений.

Стеллан Скарсгард, Рената Рейнсве, Эль Фаннинг, Андерс Даниэльсен Ли, Йоахим Триер, Инга Ибсдоттер Лиллеас в Каннах 22 мая 2025 года. Фото: Marechal Aurore / ABACA

Стеллан Скарсгард, Рената Рейнсве, Эль Фаннинг, Андерс Даниэльсен Ли, Йоахим Триер, Инга Ибсдоттер Лиллеас в Каннах 22 мая 2025 года. Фото: Marechal Aurore / ABACA

Норе самой себе трудно признаться в ревности: к Боргу? Роли? Дому?

Рэйчел, уставшая от одинаковых ролей, мечтает о профессиональном вызове и смене имиджа. Блондинка меняет цвет волос на темно-каштановый, пытается имитировать норвежский акцент и репетирует в их доме чужую роль — роль, предназначенную для Норы. Фаннинг ломает стереотип звезды, за экзальтированностью и наивностью вдруг просматриваются сомнения, чуткость и проницательность.

Здесь нет второстепенных ролей. Младшая сестра Агнес, которую Нора опекала в их непростом детстве, теперь ее незримо опекает ее. В отличие от Норы, она создала семью.

Но еще Агнес — профессиональный историк, которая перелистывает в архиве страницы дела ее бабушки с описанием пыток. Именно она, скромная тихая Агнес, становится ангелом-хранителем семьи.

«Ценности» из названия фильма вспоминаются, когда сестры разбирают семейный хлам в поисках дорогих для себя вещей, которые захотят сохранить перед возможной продажей дома. Вот эту вазу, например, которую Нора забирает из рук Агнес, а потом нелепо сбегает с ней через черный ход, чтобы не встретить отца.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Но сентиментальные ценности — их спрятанные в подкладку отношений внутренние связи, которые и держат их на плаву.

От Скарсгарда не оторваться. Он дарит герою свой природной магнетизм, самоиронию, усталость от бессмысленного существования в киноиндустрии. У Густава Борга больное сердце, и он запивает таблетки шампанским. Самодостаточный циник — внутри такой же уязвимый, подраненный травмами и неуверенностью в себе, как и его дочери. Он стесняется своей слабости и старости, которую наблюдает у сверстников.

Читайте также

Девушка с татуировкой на руке

Девушка с татуировкой на руке

Ближе к финалу в фестивальной программе обнаружилась тема семьи как последнего пристанища в разрушающемся, осыпающемся красным песком мире

Впрочем, сердце фильма, его живой пульс — Реинсве. Ее Нора — запутанный клубок противоречий из таланта, самоедства и неудовлетворенности. Но прежде всего — непреодолимого, неисправимого одиночества, ведущего прямой дорогой к депрессии, в которую она медленно погружается. И возможно, фильм — гипотетический фильм отца, этот сценарий, эта роль, впитавшая все кровные связи, даст надежду на исцеление.

Впрочем, в «Сентиментальных ценностях» нет никакой дидактики, стандартных ходов, связывающих напрямую будущий фильм и реальность. Это кружевное, тактильное, сложно устроенное, вдумчивое кино, в котором меланхолия дружит с иронией. К примеру, «добрый дедушка» Борг приносит на день рождения своему маленькому внуку (которого тоже планирует задействовать в «семейной кинодраме») подарок: новые DVD с такими «детскими» фильмами, как «Пианистка» и «Необратимость» Гаспара Ноэ.

Здесь все на нюансах, полутонах, внимании к деталям. И нерешаемых вопросах. Например, таком: искусство помогает переработать травмы или актерство способно окончательно разрушить хрупкую психику?

Согласованный сплав Чехова, Бергмана, Ибсена и… Вуди Аллена, из его фильма «Другая женщина» есть даже цитата: маленькие сестры подслушивают сеансы психотерапии, мама-психолог проводит их с пациентками.

После титров на премьерном показе фильм был удостоен рекордных по длительности аплодисментов.

P.S.

Когда я смотрела на совершенно блистательную, неотразимую Эль Фаннинг в серебряном инкрустированном платье бренда Sabina Bilenko на красной дорожке, думала о том, насколько же Триер в своем кино косплеит реальность. Вот сейчас американская звезда представляет норвежский фильм, в котором играет американскую звезду, снимающуюся в норвежском кино вымышленного режиссера Густава Борга. Практически в том же серебряном платье.

Больше о кино

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow