Совет ЕС утвердил 17-й пакет санкций против РФ, ввела санкции и Британия. В санкционный список вошли почти 200 кораблей так называемого теневого флота. Это танкеры третьих стран (чаще весьма старые), транспортирующие углеводороды всех типов из российских портов.
Подобная схема торговли — головная боль всех органов западных стран, которые должны контролировать исполнение санкций. Она основана на международном морском праве, гарантирующем неприкосновенность корабля в нейтральных водах (за несколькими экстраординарными исключениями), и обойти его пока ни у кого не получилось.
В сутки через Ла-Манш в среднем проходит 15 танкеров из российских нефтяных портов. Очередная пара сотен танкеров, угодивших под санкции, — от силы пятая часть от общего количества. И рынок подержанных кораблей немалый. Но танкерная война идет уже давно.
Одновременно с принятием санкций Россия 18 мая задержала в Балтийском море вышедший из эстонского порта Силламяэ нефтяной танкер Green Admire под флагом Либерии, шедший через российские территориальные воды. Это был показательный ответ на задержание Эстонией танкеров, идущих под погрузку в Усть-Лугу.

Танкер Green Admire. Фото: телеграм-канал «SHOT»
14 мая ВМС Эстонии пытались в нейтральных водах остановить направлявшийся в Россию танкер «Ягуар» под флагом Габона. В операции участвовали самолет, вертолет и патрульный катер «Райу». Военные моряки хотели заставить судно изменить курс и войти в воды Эстонии.
Экипаж проигнорировал требования, а российский истребитель Су-35 вошел в воздушное пространство Эстонии и не позволил перенаправить танкер. Позднее для поддержки союзника на место прилетели польские истребители МиГ-29, но народ уже разошелся. Эстония выразила протест временному поверенному в делах России по поводу того, что российский военный истребитель нарушил воздушные границы страны. Но и попытка задержания в нейтральных водах — нарушение морского права.
Впрочем, это не был первый акт драмы. Еще 11 апреля эстонские ВМС задержали танкер Kiwala на пути в Усть-Лугу из Индии. Государство может задержать судно для проверки в своих территориальных водах. А Kiwala как раз допустил ошибку — вошел в воды Эстонии.
Танкер вел китайский капитан и экипаж из мавританцев. Тут же выяснилось, что судно находится под санкциями ЕС, Швейцарии, Канады и Великобритании одновременно. Короче, китаец оказался изрядным смельчаком, наглецом или дураком — выбирайте что нравится.
Эстония — страна маленькая, и операция потребовала напряжения сил. Руководил ею командующий ВМС Иво Вярк в романтическом звании коммодор. Глава МИД Эстонии рассказал журналистам, как эффективно борется она с «теневым флотом» России. Но 29 апреля танкер Kiwala отпустили в Усть-Лугу — никто не понимал, что с ним делать дальше. Из Усть-Луги танкер, загрузив 100 тысяч тонн нефти, уйдет в порт Вадинар в Индии. И это касается вообще всех подобных судов в любой акватории — дешевле отпустить восвояси, чем оплачивать стоянку. Вот так морское право и финансы вмешиваются в планы политиков.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Танкер Kiwala. Фото: Департамент транспорта Эстонии
Но и это еще не первая страница в истории современных танкерных боев. Сначала взорвали «Северный поток». Потом Россия обзавелась «теневым флотом». 23 декабря прошлого года в Средиземном море взорвали и пустили на дно российский транспорт Ursa Major с дорогим оборудованием на борту.
В течение зимы в портах Средиземноморья и в самой Усть-Луге были совершены подрывы мин, по одинаковой схеме установленных на корпусах танкеров неизвестными диверсантами. Вышли из строя Seacharm, Grace Ferrum, Seajewel, Koala — все мины сработали в районе машинного отделения. И тот, кто это делал, отлично понимал, что ставит побережье курортов Средиземноморья и Балтики под угрозу разлива нефтепродуктов и последующей экологической катастрофы.
С наступлением весны диверсии против кораблей прекратились. Вероятно, их признали неэффективными, кто бы ни устраивал эти диверсии.
Параллельно балтийские страны принялись за танкеры (никто и не настаивает, что это каким-то образом пересекающиеся или взаимосвязанные события). Парламент и правительство Эстонии ищут правовые основания для задержания кораблей в нейтральных водах.
Ответ не заставил себя ждать. Задержание Green Admire, который вез сланцевую нефть из Эстонии в Роттердам, показало, что борьба идет по нарастающей. И стороны не склонны тщательно продумывать свои действия.
Ведь Green Admire шел через российские территориальные воды, потому что идти такому огромному кораблю (водоизмещение более 150 тысяч тонн) через эстонские воды просто опасно. Можно, но с опытным капитаном и большим риском — таков рельеф балтийского дна.
В свое время безопасный маршрут через российские воды был согласован между Россией, Эстонией и Финляндией. Об инциденте с Green Admire известили союзников по НАТО: «Россия продолжает вести себя непредсказуемо», — заявил министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна.
Пока в противостоянии участвуют небольшие силы. Но дай срок — придут и эскадры. И уровень вероятности военного столкновения резко возрастет.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68