17 апреля стало известно об очередных кадровых перестановках в музейной сфере: на этот раз пост покинул бессменный директор музея современного искусства «Гараж», основанного Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем, Антон Белов. Он руководил институцией с момента ее основания в 2010 году.
Его место заняла Дарья Котова — менеджер из команды самого «Гаража», также работающая в музее с первых лет его существования. Как сказано на официальном сайте, она начала карьеру в 2010 году в качестве ассистента отдела по связям с общественностью, еще будучи студенткой факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2014 году возглавила департамент развития, маркетинга и рекламы, а с 2021 года руководит эндаумент-фондом музея. Среди ее инициатив — реструктуризация программы лояльности, запуск системы частного патронатства, реализация ряда маркетинговых кампаний и партнерских проектов.
Практически все, что известно о ней сегодня, исходит из неформальных бесед с бывшими сотрудниками «Гаража». Но и здесь картина остается фрагментарной: на мой запрос многие из них категорически отказывались от любых комментариев, особенно если речь заходила о новом статусе Котовой. Эта настороженность симптоматична и говорит о многом.
Такой отказ от публичности среди бывших работников указывает на одну из примечательных особенностей институциональной культуры «Гаража»: даже спустя годы после ухода его сотрудники, как правило, продолжают следовать негласному кодексу лояльности. Корпоративная этика здесь основана не только на внешней репутации, но и на внутренней дисциплине молчания — все, что происходит внутри музея, как бы остается внутри него. Эта закрытость, с одной стороны, формирует имидж монолитной и слаженной структуры, а с другой — порождает отсутствие прозрачности.
Сценарий, при котором директором становится человек из внутреннего круга институции, уже реализовывался в похожей ситуации: перед началом боевых действий в Украине Тереза Мавика покинула пост гендиректора Дома культуры ГЭС-2, передав руководство юристу фонда VAC Артему Бондаревскому — личности, до этого мало кому известной. Подобные кадровые решения, характерные для музейных институций, связанных с крупным капиталом (в случае «Гаража» — Абрамович, ГЭС-2 — Михельсон), выглядят как временные меры, призванные сохранить статус-кво в условиях неопределенности. Но не исключено, что «временное» может оказаться как минимум долговременным.
Директорами музеев становятся преимущественно управленцы, не имеющие культурного капитала, — Антон Белов был как раз такой фигурой.

Антон Белов. Фото: соцсети
Это порождает проблему: музеи, традиционно являвшиеся хранителями культурной памяти и пространствами смыслов, начинают функционировать по законам коммерческих структур. Во главу угла ставятся не научные или просветительские задачи, а показатели посещаемости, привлечение спонсоров и создание проектов, ориентированных на широкую аудиторию. Музей больше не осмысливает, не ставит вопросы — он «упаковывает» и продает.
В условиях жесткой цензуры и политического давления музейная институция к этим условиям адаптируется, утрачивая возможность полноценно развиваться. Например, судя по информации New York Times,
из открытой библиотеки все того же «Гаража» было тихо убрано около тысячи книг (которые могли затрагивать темы ЛГБТ*, наркотиков или другие чувствительные вопросы), чтобы избежать возможных проблем с властями.
Пример «Гаража» в этом смысле вообще показателен: до 2022 года он активно позиционировал себя как международную институцию, на его площадке выставлялись признанные художники, архитекторы, кураторы. С 24 февраля международное сотрудничество по понятным причинам было почти полностью прервано, а музейная повестка сместилась в сторону безопасных, нейтральных тем.
Но сначала «Гараж» все-таки занял пацифистскую позицию: 26 февраля 2022 года музей объявил о приостановке работы над всеми выставками до прекращения «человеческой и политической трагедии» в Украине. В официальном заявлении подчеркивалось: «Мы не можем поддерживать иллюзию нормальности на фоне происходящих событий». На данный момент это заявление отсутствует как на сайте, так и на официальных страницах музея в социальных сетях.

Музей «Гараж». Фото: соцсети
После этого деятельность музея начала постепенно адаптироваться к новым реалиям, сделав акцент на архивные исследования и создание форматов, отражающих как внутреннюю историю институции, так и современное искусство. Одним из таких проектов стал цикл выставок и инициатив, посвященных как раз архиву.
В рамках выставки «Гараж: раз/архивирование» музей представил чертежи, макеты, видеозаписи и другие документы, иллюстрирующие его историю с момента его основания. Потом выставочная деятельность продолжилась, но в гораздо более камерном формате: программа называлась Garage Archive Commissions, и она позволила современным художникам создавать работы, исследующие материалы архива музея.
В 2024 году было объявлено о создании коллекции музея. Она была наспех собрана и показана впоследствии на выставке «Открытое хранение. Пролог», которая открылась в том же году и была выстроена как процесс, где зритель может наблюдать за тем, как коллекция формируется, как в нее добавляются новые работы и как эти произведения вступают в диалог друг с другом.
Отзываясь о кадровых перестановках в «Гараже» и о его ориентированности на работу с архивами, галерист Марат Гельман** говорил, что
уникальная функция, которую выполнял «Гараж» до СВО, перестала существовать после февраля.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Раньше музей аккумулировал международное художественное сообщество, привозил в Россию признанных зарубежных мастеров. После закрытия границ это стало невозможно, а выставочную деятельность продолжать хотелось, и тогда музей сосредоточился на архивах. Это направление оказалось для музея успешным, но возможности для «Гаража» работать так, как раньше, Гельман пока не видит.
Несмотря на аккуратную политику, которую проводило руководство музея, полностью избежать конфликтов с властями ему все-таки не удалось. 26 апреля 2024 года в «Гараже» прошли обыски, вызвавшие бурную общественную реакцию. Обыски тогда затронули как архивное помещение музея в парке Горького, так и здание Наркомфина на Новинском бульваре, где тоже реализуются проекты «Гаража».

Обыски в зданиях музея современного искусства «Гараж» . Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ
Официальной причиной стало расследование уголовного дела в отношении художника-акциониста Петра Верзилова**, известного своей деятельностью в составе группы Pussy Riot и в роли издателя независимого медиа «Медиазона»**. По версии следствия, Верзилов в рамках своей деятельности якобы мог использовать связи с культурными учреждениями, в том числе с музеем «Гараж», что и стало основанием для проверки.
В сентябре 2024 года в музей современного искусства «Гараж» в Москве пришли Z-активисты. Поводом для их визита стало открытие новой экспозиции «Открытое хранение». Активисты выразили недовольство тем, что в экспозиции не нашлось места для портретов участников специальной военной операции, а само искусство, представленное в музее, по их мнению, не способствует «консолидации общества». Кроме того, они начали задавать сотрудникам музея вопросы о политических взглядах его руководства и распространяли мнение о том, что это руководство уехало из страны.
После инцидента с визитом Z-активистов стали появляться слухи и сообщения о возможной продаже музея. Искусствовед и бывший старший PR-менеджер «Гаража» Ксения Коробейникова сообщила, что сооснователь музея Роман Абрамович рассматривает вариант продажи площадки. По ее словам, переговоры по этому поводу велись уже дважды.
«Мне говорят люди, которые ведут с ним переговоры о покупке, что он уже полностью утратил интерес к институции. Ранее интерес утратила и сооснователь музея Дарья Жукова — сейчас у нее совершенно другая жизнь в других странах. Видимо, Роман Абрамович решил избавиться от токсичного актива. Токсичного, потому что он приносит много проблем», — заявила Коробейникова в разговоре с Bfm.ru.

Белов, Жукова и Абрамович. Фото: соцсети
Тем не менее пресс-служба Романа Абрамовича отрицает факт проведения переговоров о продаже музея. «Музей не выставлен на продажу, и никаких переговоров не ведется», — говорят представители миллиардера, добавляя, что «Гараж» продолжает функционировать в обычном режиме.
На протяжении долгого времени управление музеем современного искусства «Гараж» осуществлялось через фонд развития и поддержки искусства «Айрис» (Iris Foundation), единственным учредителем которого была Дарья Жукова. Вероятно, музей и по сей день функционирует при участии этого фонда, несмотря на формальное изменение структуры. В 2014 году для «Гаража» было зарегистрировано новое юридическое лицо — частное учреждение культуры «Музей современного искусства «Гараж». Но публичной информации о перераспределении ролей или структурных изменениях внутри фонда «Айрис» с тех пор не появлялось. Это позволяет предположить, что ключевые фигуры, включая Антона Белова, могли сохранить свои управленческие позиции, но уже в рамках менее прозрачной и опосредованной структуры — через фонд, действующий не публично.
Смена директора в музее современного искусства «Гараж» вряд ли спровоцирует принципиально новое его развитие, поскольку на самом деле в основе кадровых перестановок лежит не столько переход к совершенно новой модели управления, сколько укрепление уже существующей внутренней структуры, сформированной в рамках команды Антона Белова.
Дарья Котова, являясь частью этого коллектива с момента основания «Гаража», не представляет собой внешнего кандидата, который мог бы привнести новые идеи или изменить направление работы музея.
Скорее наоборот — она является продолжателем прежней линии, потому что на протяжении своей карьеры в «Гараже» зарекомендовала себя как классический «эффективный менеджер», исполняющий все требования своего руководителя и оправдывающий все его ожидания.
С точки зрения внутренней динамики Котова — это не только продолжательница дел Белова, но и в некотором смысле его идеологическая последовательница. Она занимала ключевые позиции в организации, включая управление департаментом маркетинга и развития и управление эндаумент-фондом, что позволило ей не только продвигать корпоративные инициативы, но и глубже влиять на внутреннюю политику музея. Все ее действия были направлены на поддержание существующего порядка и укрепление бренда, в том числе через запуск программ лояльности и установление партнерских связей с крупными спонсорами. Так что переход Котовой на пост директора — это не революция, а скорее консолидация уже устоявшихся методов управления.
* Верховным судом РФ «Международное движение ЛГБТ» признано экстремистской организацией, чья деятельность в России запрещена.
** Власти РФ считают «иноагентом».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68