«НОВАЯ ГАЗЕТА. ЖУРНАЛ»Общество

Положите трубку, наконец!

Сотрудник спецслужб и специалист в области платежных систем объясняют, почему невозможно техническими средствами решить проблему телефонных мошенников

Положите трубку, наконец!

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

В конце января в Таганском районном суде Москвы прошла серия судебных заседаний, в ходе которых были удовлетворены ходатайства следствия о продлении срока содержания под стражей Дмитрия Леонтьева, Анжелы Цырульниковой, Андрея Основы и Артура Каменецкого.

Все четверо обвиняются в совершении мошенничества в особо крупном размере в составе организованной группы в отношении народной артистки России Ларисы Долиной. 13 августа прошлого года о случившемся рассказала сама певица: «Я стала жертвой мошенников. В отношении меня совершены очень изощренные и спланированные мошеннические действия. По данному факту возбуждено уголовные дело, я признана потерпевшей, а на мою квартиру наложен арест. Предварительным следствием установлено, что мошенники находятся на территории Украины…»

Вот как развивались события. В апреле прошлого года Долиной позвонили с неизвестного номера. Позвонивший представился сотрудником ФСБ. Назвал свое имя, фамилию, должность. И сообщил об оперативной информации, согласно которой, преступники заинтересовались банковскими счетами и пятикомнатной квартирой Долиной. В связи с чем ФСБ готовит оперативное мероприятие, чтобы арестовать преступников с поличным, но без помощи Долиной не обойтись. Потому что только сама певица может перевести свои деньги на «безопасный счет». И только она может продать свою квартиру, а деньги, полученные от покупателя, положить на тот же «безопасный счет».

Звонивший предупредил, что операция секретная и за разглашение информации о ней предусмотрена уголовная ответственность…

25 килограммов денег

Это главный прокол всех без исключения телефонных мошенников: ни один сотрудник правоохранительных органов, будь то ФСБ, МВД, СКР или прокуратура, никогда, ни при каких условиях не будет ни с кем договариваться по телефону о проведении оперативного мероприятия. Закон «Об оперативно-разыскной деятельности» определяет, что участие в нем может быть только добровольным. Его участники подписывают обязательство о неразглашении секретных сведений, однако эти документы оформляются исключительно в личном присутствии человека, привлеченного к оперативному мероприятию.

9 декабря прошлого года ФСБ разместила на своем официальном сайте официальное сообщение, в котором констатировало рост случаев хищения денег россиян:

«…с использованием подменных телефонных номеров, идентичных номерам телефонов ФСБ России. Представляющиеся сотрудниками органов безопасности (иных правоохранительных органов) мошенники убеждают потенциальную жертву перевести личные или кредитные денежные средства на «безопасный счет» или срочно обналичить их с последующей передачей курьеру якобы с целью обеспечения их сохранности, а также для оказания помощи оперативным сотрудникам в предупреждении и раскрытии преступлений экономического характера».

В том же сообщении подчеркивалось:

«Если в речи позвонившего вам человека используются слова «ФСБ», «МВД», «Следственный комитет», «представитель службы безопасности банка», «безопасный счет», «единый расчетный счет Центрального банка России», «ваш гражданский долг», «сообщите код из СМС / данные вашей карты/паспорта/СНИЛС», вас убеждают срочно продать недвижимое имущество или транспортное средство — положите трубку. За это в действующем российском законодательстве не предусмотрено ни уголовной, ни административной ответственности».

Прекращение разговора и блокирование номера — главное правило телефонной гигиены, которое может оградить от аферистов. Но Лариса Долина этим правилом пренебрегла. Поверила на слово, что она участвует в оперативном мероприятии, и продала квартиру. Официально продала. Через риелторскую фирму.

Пятикомнатная квартира площадью 236 квадратных метров в центре Москвы ушла за 112 миллионов рублей. Рассчитались с Долиной наличными. 112 миллионов рублей — это 224 пачки пятитысячных купюр. Большой чемодан или огромный баул денег, который вместе с «тарой» весит порядка 25 килограммов. Деньги Долина передала курьеру.

Лариса Долина. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Лариса Долина. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

О том, что она стала жертвой телефонных мошенников, народная артистка поняла лишь в августе, когда объявились новые жильцы и потребовали освободить квартиру. Долина обратилась в полицию. В тот же день было возбуждено уголовное дело.

В результате расследования были установлены как минимум четыре человека, причастные к преступлению. Официальный представитель МВД Ирина Волк уже 13 августа прошлого года проинформировала страну: «Уголовное дело возбуждено в день обращения заявительницы. В течение суток задержана курьер, которая забирала у потерпевшей часть денежных средств и переводила их мошенникам».

Курьером оказалась 52-летняя фитнес-тренер Анжелика Цырульникова. Она не признает вины и утверждает, что тоже стала жертвой мошенников. По ее словам, задание она получила по телефону от человека, которого никогда не видела. По версии следствия, Цырульникова является не жертвой, а соучастницей — членом преступной группы, совершившей мошенничество. Поэтому уже почти полгода Анжелика находится в СИЗО.

Читайте также

Сеанс с разоблачением

Сеанс с разоблачением

Как «инспектор Росфинмониторинга» и два «капитана ФСБ» разводили меня на деньги в несуществующем банке

Полиция также быстро установила личность звонившего Ларисе Долиной, который и убедил певицу перевести все ее сбережения на «безопасный счет». По версии следствия, им оказался 43-летний Дмитрий Леонтьев, проживавший в Республике Марий Эл. В его биографии уже несколько судимостей — за кражи и причинение тяжкого вреда здоровью. Леонтьев исполнял роль дроппера — покупал мобильные телефоны и сим-карты, предоставлял свои счета для переводов украденных денег. По одному из эпизодов именно Леонтьев получил на свою карту три миллиона рублей со счета Долиной. Правда, он утверждает, что кому-то перевел эти деньги, оставив себе за посредничество 30 тысяч рублей.

В общем, дотянуться до скрывающихся на территории Украины организаторов мошеннической атаки на Ларису Долину, про которых в августе прошлого года упомянула жертва преступления, следствие пока не смогло. Да и едва ли сможет.

Анжела Цырульникова, Дмитрий Леонтьев и Андрей Основа. Фото: официальный Telegram-канал Московских судов общей юрисдикции

Анжела Цырульникова, Дмитрий Леонтьев и Андрей Основа. Фото: официальный Telegram-канал Московских судов общей юрисдикции

«Налог на коррупцию»

У опытных оперативников большие сомнения, что телефонные преступления, в схеме которых появляются курьеры, забирающие у деньги у жертв, вообще возможно организовать с территории Украины.

Офицер Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий на условиях анонимности рассказал «Новой»: «Курьеры — это, как правило, маргиналы, которые, получив пакет, а то и сумку, набитую пятитысячными купюрами, могут скрыться. Поэтому их обязательно «ведут» соучастники преступления, они присматривают за курьером от самого подъезда жертвы. Стоит курьеру отклониться от маршрута, к нему тут же подойдут парни спортивного телосложения и предупредят, что за «крысятничество» можно сильно поплатиться здоровьем».

Мой собеседник убежден, что телефонные мошенники, работающие с курьерами, — это члены ОПГ, действующей на территории России под патронажем криминальных авторитетов.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

У которых, в свою очередь, хорошие завязки в правоохранительных органах. «А с территории Украины в массе своей работают аферисты, которые ограничиваются выцыганиванием кодов из эсэмэсок. Там речь про хищение не миллионов, а десятков или сотен тысяч рублей. Правда, количество таких преступлений исчисляется тысячами».

Что верно, то верно. Тысячи подобных преступлений не то что не раскрыты — по ним даже уголовные дела возбуждаются со скрипом. Потому что там и жертвы преступлений не такие знаменитые, как Лариса Долина, и навар телефонных мошенников поскромнее. Хотя это тоже очень большие суммы для простых россиян. А в целом по стране это сотни миллиардов рублей.

Такую цифру еще в сентябре прошлого года на экономическом форуме во Владивостоке назвал зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов. Он озвучил прогноз, согласно которому, при текущей динамике количества преступлений телефонных мошенников по итогам 2024 года потери россиян от них составят 300 миллиардов рублей. Из которых 20%, то есть 60 миллиардов рублей, — это «налог на коррупцию», то есть взятки жуликоватым сотрудникам правоохранительных органов. Поэтому-то и неудивительно, что раскрываемость преступлений телефонных мошенников очень низкая. И как ни печально, количество обманутых россиян, похоже, будет только увеличиваться.

Иммунитет не образуется

15 лет назад программист, специалист в области платежных систем Дмитрий Артимович вместе со своим братом провел хакерскую атаку на сайт продажи билетов «Аэрофлота». В результате с 15 по 24 июля 2010 года клиенты «Аэрофлота» не могли купить в интернете билеты на авиарейсы компании. За это преступление Артимовича приговорили к двум с половиной годам колонии-поселения. После освобождения он занялся просветительством и написал несколько книг. В том числе учебник «Электронные платежи в интернете» и бестселлер «Я хакер».

В разговоре со мной Дмитрий Артимович очень скептически оценил перспективы прекращения деятельности телефонных мошенников техническими средствами. По его мнению, телефонное мошенничество — это не техническая проблема, а вопрос социальной инженерии, то есть игры на доверии:

— Раньше был популярен так называемый кардинг, то есть копирование пластиковых карт или данных карт. Вот кардинг — это как раз техническое мошенничество. В США очень эффективно боролись с кардингом, заставив банки компенсировать украденные деньги по заявлению клиента. В Штатах банк должен либо вернуть деньги, либо доказать, что потратил их именно ты. Отсюда появились системы 3D Secure, пин-коды — когда ты подтверждаешь транзакцию. Подтверждение через код в эсэмэске защищает не тебя, а банк от твоих претензий. Поэтому ни один сотрудник банка никогда не будет просить продиктовать цифры, отправленные банком СМС-сообщением. Если кто-то просит продиктовать цифры, надо тут же обрывать разговор. Это мошенники.

По мнению Дмитрия,

главное, что развязывает руки мошенникам, — это безграмотность населения.

Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ

Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ

Мошенники при помощи методов социальной инженерии — то есть банально провоцируя на эмоциональные, невзвешенные решения — буквально вытаскивают из жертвы код, пришедший в СМС. То есть убеждают подписать транзакцию.

Артимович считает, что самый эффективный способ борьбы с телефонными мошенниками — это просвещение. Начиная со школы людей необходимо учить, что такое банковский счет. Что пока деньги лежат на счете в банке, ответственность за них несет банк. Что не существует никаких особых «безопасных счетов»: все счета, открытые в банках, безопасные. И не надо никуда переводить свои деньги, подписывая перевод кодом, полученным из банка при помощи СМС.

Вероятно, действительно начинать финансовое просвещение населения нужно со школы, никак не позже.

Потому что поразительную безграмотность проявляют даже те люди, у которых, казалось бы, по долгу службы должен бы выработаться иммунитет к действиям мошенников. Вот совсем свежий — январский пример.

21 января пресса и телеграм-каналы сообщили про 71-летнюю Ольгу Серову, которая до выхода на пенсию трудилась руководителем Корпорации развития Самарской области и помощницей на тот момент губернатора области Владимира Артякова.

В одном из офисов банка ВТБ Ольга Серова сняла со своих счетов 350 миллионов рублей и 800 тысяч долларов, почти центнер наличных денег. Менеджеры банка два дня уговаривали женщину отказаться от этих действий, но она настояла на своем. Получив деньги на руки, она передала все средства злоумышленникам.

После визита в ВТБ Серова отправилась в Сбербанк. Но там она не смогла снять деньги. Специалистам Сбербанка удалось убедить пенсионерку, что она стала жертвой мошенников. В итоге Ольга Серова обратилась в полицию с заявлением о преступлении.

Этот материал вышел в шестом номере «Новая газета. Журнал». Купить его можно в онлайн-магазине наших партнеров.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow