КомментарийПолитика

«Маленький Орбан» или большая Европа

Румыния перед выбором: националисты могут прийти к президентской власти и потребовать «возврата земель»

«Маленький Орбан» или большая Европа

Протесты в Румынии, март 2025 года. Фото: AP / TASS

Повторные президентские выборы в Румынии 4 и 18 мая могут повлиять на судьбу не только этой страны. Здесь пройдут испытания национал-популистской модели новейшего времени.

Бухарест. Площадь Победы. Весенний вечер.

Город словно затаил дыхание. Сумерки медленно поглощают фасады министерств, но площадь живет своей жизнью — пульсирует, выбрасывая в воздух крики, флаги и фрагменты надежды.

Перед зданием правительства собралась большая толпа людей. Они держатся плечом к плечу, молодые и пожилые, офисные работники и фермеры, студенты и ветераны. У кого-то на плакате надпись: Democrația nu se negociază! — «Демократия не подлежит торгу!» У другого — старое фото румынской революции 1989 года, аккуратно прикрепленное к деревянной палке.

В воздухе запах кофе из термосов, сырой весенней земли и горелого воска от десятков свечей. На импровизированной сцене из транспортных поддонов громоздятся динамики. Выступает, как было объявлено, профессор социологии. Он говорит о падении доверия, о «новом авторитаризме в TikTok-обертке», о том, как легко можно потерять свободу, если принять ложь за порядок.

Раздаются крики: Fără extremiști! («Никаких экстремистов!»), Jos oligarhii! («Долой олигархов!»)

Толпа приветствует аплодисментами Аделу, 22-летнюю студентку факультета политологии. У нее сдавливает горло, но она старается говорить четко: «Я родилась в 2002-м. Мы — первое поколение без диктатуры. Я не позволю, чтобы наш выбор был отнят!» И — залп аплодисментов.

На окраине площади — ряды жандармов в полной экипировке, щиты опущены, но напряжение ощущается. Над толпой развеваются румынские триколоры и флаги Евросоюза. Кто-то запускает в небо китайский фонарик с плакатиком Lumina vine de la noi («Свет исходит от нас»).

И в этом мгновении — вся суть происходящего: не битва партий, не спор о личностях, а борьба за то, каким будет лицо Румынии после мая. Либеральная демократия или национал-популизм. Усталая, но упрямая Европа или новая угроза изнутри.

Протесты в Румынии, март 2025 года. Фото: AP / TASS

Протесты в Румынии, март 2025 года. Фото: AP / TASS

Как демократия попалась в интернет-сети

24 ноября 2024 года в Румынии прошел первый тур президентских выборов, и, казалось бы, все должно было закончиться традиционным подсчетом голосов, встречами с избирателями и ликующими речами победителей. Но в воздухе соткалось ощущение обмана. После неожиданной победы независимого кандидата с ультраправыми взглядами Кэлина Джорджеску, который набрал 22,94% голосов, Конституционный суд Румынии постановил пересчитать голоса, ссылаясь на необходимость исключить подозрения в мошенничестве.

Причина оказалась, как и можно было ожидать в эру цифровых технологий, вполне современной: оправдались подозрения в том, что на исход избирательной кампании Джорджеску влияли из-за рубежа. Данные спецслужб показали, что за спиной этого кандидата стояли армии фальшивых аккаунтов, раскачивающих TikTok и Telegram. «Румынский выбор» оказался атакован технологиями, способными вмешиваться в политические процессы, маскируясь под обычные цифровые привычки. Вместо стандартной агитации — десятки тысяч виртуальных голосов, созданных не людьми, а ботами. Высший совет национальной обороны Румынии заявил о возможных кибератаках со стороны «некоторых государственных и негосударственных субъектов, в частности Российской Федерации». МИД Румынии также проинформировал союзников о попытке иностранного вмешательства в выборы со стороны «государственного субъекта».

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия не вмешивается в выборы в других странах, включая Румынию, и назвал подобные обвинения беспочвенными и голословными. Официальный представитель МИД России Мария Захарова также отвергла обвинения, назвав их «бездарно состряпанной ерундой» и «грязнейшей фальшивкой».

Кроме того, в ходе расследования выявились странности в финансировании кампании. Неизвестно, где Джорджеску взял деньги на рекламу и агитацию, не задекларировав часть расходов. С учетом всех обстоятельств Конституционный суд Румынии аннулировал результаты первого тура, а сам Джорджеску оказался отстранен от участия в выборах 2025 года на основании другого решения Конституционного суда, который признал его кандидатуру не соответствующей демократическим принципам страны. Суд указал, что Джорджеску не признаёт основные демократические ценности, в том числе высказывался за упразднение политических партий и критиковал членство Румынии в ЕС и НАТО, закрепленное в Конституции. Кроме того, против Джорджеску были выдвинуты обвинения в антиконституционных действиях, предоставлении недостоверной информации о своих финансах и участии в деятельности ксенофобских и антисемитских групп.

Сам Джорджеску отверг обвинения, назвав отмену результатов выборов «госпереворотом», и заявил, что верховенство закона в стране находится в «искусственной коме». Однако правительство Румынии встало на сторону суда, подчеркивая важность защиты национальных интересов и безопасности. Премьер-министр Марчел Чолаку заверил общественность, что страна не станет терпеть вмешательства в ее внутренние дела, будь то вмешательство цифровых миров или внешних сил.

В конечном итоге повторные выборы были назначены на май 2025 года, и в Румынии заговорили о необходимости укрепления демократических процессов. Так или иначе, эти события поставили страну перед лицом новой реальности, где демократия не просто ставится под угрозу — она становится частью стратегической игры.

Кто следующий

В майских выборах участвуют 11 кандидатов, однако на данном этапе, согласно последним опросам общественного мнения, фаворитом на победу в первом туре считается Джордже Симион, лидер крайне правого «Альянса за союз румын» (AUR) — на отмененных декабрьских выборах он занял четвертое место. Этот 38-летний политик всего за шесть лет сумел превратить свою партию из периферийной антиваксерной группы времен пандемии во вторую по величине силу в румынском парламенте. Стремясь извлечь выгоду из разочарования населения в традиционных политиках, Симион позиционирует себя как непоколебимый сторонник Джорджеску.

Кэлин Джорджеску (в центре), Джордже Симион (справа). Фото: IMAGO / Vlad Bereholschi

Кэлин Джорджеску (в центре), Джордже Симион (справа). Фото: IMAGO / Vlad Bereholschi

На последнем этапе предвыборной гонки он усилил риторику против западных «культурных войн», то есть идеологических, ценностных и моральных конфликтов внутри общества, которые касаются таких тем, как права ЛГБТ*, гендерная идентичность, аборты, а также иммиграция и расовая справедливость. Угроза «культурных войн» используется для мобилизации националистической или консервативной аудитории, когда «традиционные ценности» противопоставляются «западному разложению».

Симион любит говорить об «эрозии» суверенитета Румынии со стороны Европейского союза. Во внешней политике он также придерживается взглядов Джорджеску, выступая против помощи Украине и ставя под сомнение легитимность ее границ.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В то же время он активно выступает за воссоединение Румынии и Молдовы — давнее националистическое стремление, которое находит отклик у части электората, но остается спорным и сложным геополитическим вопросом. Политик ратует за восстановление границ Румынии, существовавших до Второй мировой войны, которые включают территории, находящиеся сейчас в Болгарии, Молдове и Украине, в результате чего он был объявлен персоной нон-грата в двух последних странах.

Перекрестное наблюдение

За подготовкой к президентским выборам в Румынии внимательно следят как в Брюсселе, так и в Вашингтоне.

Румыния является членом Европейского союза с 2007 года, и ее внутренние политические процессы имеют важные последствия для стабильности региона. Брюссель как центр ЕС интересуется тем, как проходят выборы, поскольку они влияют на развитие демократических институтов, соблюдение прав человека, верховенство закона и другие ключевые принципы, которые лежат в основе ЕС. Кроме того, Румыния граничит с Украиной, а также находится в непосредственной близости от стран, которые испытывают внешнее давление со стороны России. Для ЕС важно, чтобы в Румынии сохранялась стабильная демократическая власть, способная реагировать на вызовы, такие как миграционные потоки, геополитические напряженности и экономические кризисы. Брюссель не хочет, чтобы выборы стали поводом для дестабилизации и позволили внешним силам вмешиваться в дела страны.

Джордже Симион. Фото: AP / TASS

Джордже Симион. Фото: AP / TASS

США также активно следят за выборами в Румынии, особенно в контексте геополитической борьбы с Москвой. Румыния является важным партнером США в НАТО, и ее политическая стабильность критична для всей системы безопасности на Балканах и в Восточной Европе. Внешнее вмешательство в выборы, будь то в виде цифровых атак, пропаганды или финансовых вливаний, может вызвать серьезные последствия для отношений Румынии с Западом. Вашингтон заинтересован в том, чтобы Румыния оставалась демократическим и проевропейским государством, которое не поддается воздействию враждебных для США сил.

На марафонской пятичасовой пресс-конференции в минувшую пятницу Джордже Симион заявил, что он единственный кандидат, который может остановить потенциальный вывод американских войск из Румынии (как известно, в Европе широко распространены опасения по поводу возможного сокращения численности американских войск и будущего НАТО). «Мы естественные союзники, мы идеологически совпадаем с Республиканской партией, с движением MAGA», — подчеркнул он.

Более чем прозрачное заявление, если учитывать, что лозунг Дональда Трампа Make America Great Again превратился в название целого политического движения, сочетающего правый популизм с консервативными и националистическими взглядами.

Что будет, если победит Симион

При несомненном росте популярности ультраправых в Румынии последствия победы Джордже Симиона на президентских выборах могут быть весьма тревожными.

Прежде всего стоит ожидать усиления националистической риторики. AUR и лично Симион давно строят свою кампанию на лозунгах «защитим румын» и «против внешнего влияния». Это может означать ужесточение позиции по отношению к этническим и религиозным меньшинствам, особенно к венграм и ромам (цыганам). Нельзя исключать и попыток вмешательства в работу СМИ, ограничения правозащитной деятельности и даже давления на судебную систему — все это мы уже видели в соседних странах с похожим политическим вектором.

Особенно опасно то, что такой разворот может усилить внутреннюю поляризацию. В регионах вроде Секуйского края, где компактно проживает около 1,3 млн венгров, возможны протесты и обострение напряженности. Это прямой путь к дестабилизации.

Что касается внешней политики, то Симион может попытаться вести себя как «маленький Орбан». В его риторике уже давно присутствуют намеки на «воссоединение» с Молдовой. Это может вызвать напряжение в отношениях с Кишиневом, а учитывая близость к Украине, не исключено и ухудшение диалога с Киевом, особенно в контексте спорных исторических территорий.

С Брюсселем отношения тоже, скорее всего, испортятся. AUR критикует евроинтеграцию в том виде, в каком она сейчас существует, и выступает против либеральных норм, которые продвигает ЕС, — прав ЛГБТ, миграционных квот, вмешательства в национальное законодательство.

Если Симион действительно поселится в Котроченьском дворце (официальной резиденции президента Румынии), вполне вероятно, что Еврокомиссия начнет процедуру замораживания фондов, выделенных для Румынии, как это было с Венгрией и Польшей.

Если говорить об экономике, то, как известно, инвесторы не любят популистов. Экономически ультраправый поворот всегда означает рост неопределенности. Румыния пока активно получает европейское финансирование, но при правлении Симиона это может измениться. А вместе с этим — и желание инвесторов заходить в страну. Особенно если пойдут нападки на международные компании и прозападные бизнес-структуры. Экономика Румынии во многом держится на экспорте и внешней поддержке — потерять это будет слишком дорого.

Итак?..

Важно, однако, понимать: даже если Симион победит, у президента Румынии все-таки ограниченные полномочия. Он может влиять на внешнюю политику, назначать премьера (если есть парламентская поддержка), быть гарантом Конституции, но без лояльного парламента его возможности ограничены.

Так что многое зависит от того, как пройдут парламентские выборы в 2028 году, при условии, что не произойдет досрочных. Если AUR получит большинство, тогда мы действительно увидим радикальный поворот. Если нет — будет политический клинч.

* Властями РФ «Международное движение ЛГБТ» признано экстремистской организацией, чья деятельность на территории России запрещена.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow