СюжетыОбщество

«В целях возможной гибели»

Сирот обманом женили и заставляли идти на украинский фронт, чтобы поделить их денежное довольствие и выплаты в случае гибели

«В целях возможной гибели»

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Против сотрудников воинской части приморского села Камень-Рыболова возбудили уголовные дела за то, что они обманом заставили, по меньшей мере, двух человек подписать контракты на отправку на СВО и жениться на сотрудницах части. При этом прапорщик хлопотал о том, чтобы парней, у которых не было (до женитьбы, конечно) наследников первой очереди, отправляли в штурмовые батальоны и авторы всей этой схемы смогли получить «гробовые» выплаты. Оба парня пока живы, и их делами заинтересовалось военное следствие. Но, возможно, жертв обмана было больше. Об этом сообщил ряд Z-каналов, в том числе с сотнями тысяч подписчиков, некоторые даже выложили некие документы.

Действующие лица и исполнители

  • Александр Полищук, прапорщик воинской части № 16871. С февраля текущего года служит в составе расчета (орудия) гаубичного самоходного артиллерийского взвода, военнослужащие в составе расчета называются «номерами».
  • Дарья Полищук, его жена, индивидуальный предприниматель.
  • Ксения Скрябина (Андрушевич, Тасун), сержант, оператор по математическому моделированию оперативного отделения штаба.
  • Бухгалтер Наталья Сударева.

И их предполагаемые «жертвы»:

  • Василий Выприцкий (в постановлении ошибка, настоящая фамилия — Выприцких; далее все же называем его так, как указано в документе СК), рядовой в должности «механика-радиотелефониста радиостанции взвода управления батальона». Подписал контракт в августе 2024 года.
  • Сергей Иванюк, с января 2025 года проходит военную службу по контракту в звании рядового и должности «номер расчета (орудия) гаубичного самоходного артиллерийского взвода гаубичного самоходно-артиллерийского дивизиона».

Прапорщик Александр Полищук. Фото: соцсети

Прапорщик Александр Полищук. Фото: соцсети 

Как пишет замруководителя военного следственного отдела СК РФ по Спасск-Дальнему гарнизону подполковник юстиции Минашкин в постановлении о возбуждении уголовного дела, летом 2024 года Александр Полищук замыслил завладеть денежным довольствием и выплатами по страховке и для этого придумал сколотить организованную группу из своей жены, а также незамужних Скрябиной и Сударевой.

Чета Полищуков искала в Ханкайском и Хорольском муниципальных округах холостых мужчин без родственников (а точнее, без наследников первой очереди) и при этом «ведущих маргинальный образ жизни». Нашли Иванюка и Выприцкого.

Александр Полищук, в частности, собирал все документы для подобранных кандидатов и сопровождал их в различных организациях (банк, ЗАГС, больница, пункт отбора) до подписания контракта. А когда они убыли в зону СВО — обеспечивал «через неустановленных должностных лиц войсковой части 16871 в пункте временной ее дислокации на территории Донецкой народной республики и Запорожской области направления в штурмовые подразделения», где бойцы с высокой долей вероятности могли погибнуть.

Говоря простым языком — малоприспособленных к жизни молодых людей убедили заключить контракты и отправили в штурмбаты, где шансы выжить минимальны.

Жалование Иванюка и Выприцкого и «гробовые» в случае гибели любого из них на фронте решили делить на три равные части.

Скрябина и Сударева, как сказано в документах, должны были вступить с мужчинами в фиктивные браки (чтобы потом претендовать на «гробовые» в качестве наследниц первой очереди или, по крайней мере, получать за новоявленного мужа довольствие и выплаты хотя бы в случае ранения). Но занимались они не только этим.

Ксения Скрябина готовила для мужчин отношения от имени командира воинской части (то есть ходатайство о принятии кандидата на военную службу по контракту в эту воинскую часть). Иначе говоря, лично участвовала в судьбе супруга.

Наталья Сударева согласовывала приказы командира части о включении в списки в/ч подобранных кандидатов, которые подписали контракт в пункте отбора в Уссурийске. И контролировала, чтобы им вовремя платили довольствие и начисляли все надбавки.

Василий Выприцких (в документах следствия — Выприцкий). Фото: соцсети

Василий Выприцких (в документах следствия — Выприцкий). Фото: соцсети

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Первая жертва

На 24-летнего Василия Выприцкого выбор пал неслучайно. Дарья Полищук знала его с детства и была в курсе, что мать Василия лишена родительских прав (на него и старшую сестру Веру, причем ей за неуплату алиментов на детей суд назначал обязательные работы). Об этом в документах следствия не говорится, но, как удалось выяснить, учился Василий в интернате в Находке, потом жил в селе Дворянка в Ханкайском районе вместе с матерью Еленой Выприцкой, которую не бросил и, как мог, стремился помогать деньгами. Именно это и стало одним из аргументов Полищуков, когда те уговаривали Василия подписать контракт, — с хорошим денежным довольствием и свои материальные проблемы можно решить, и мамины. Особенно если, как убеждали гости, служить в тылу.

Выприцкий поверил (в том числе и в то, что службу будет проходить в тыловых частях) и поехал с Дарьей и Александром в Камень-Рыболов, где немногим больше недели прожил у них дома до того, как убыть в воинскую часть. Там же ему под контролем Полищуков открыли счет в Сбербанке. И наплели, что надо обязательно жениться — якобы для того, чтобы будущая супруга, сержант Скрябина, денежки военнослужащего Васи получала и его маме всячески помогала. Тот снова поверил и «одним днем», 28 августа минувшего года, женился на Скрябиной. В загсах так делают, если указать, что супруг в скором времени убывает на СВО, и приложить копию контракта (ее принесли через пару дней). Пошлину, кстати, платил Полищук. Стоит также отметить, что 14 августа на страничке Василия в соцсети появилось фото поцелуя с девушкой.

А после свадьбы Ксения Скрябина получила от Василия Выприцкого банковскую карточку, на которую позже стали приходить выплаты, установила себе на телефон приложение Сбера, привязала свой номер к этой карте.

И поехали они на пункт отбора, где жена заполнила за мужа все документы (тот только подписал) и представила отношение от командира в/ч, реквизиты счета и копию свидетельства о браке. На следующий день мужчина прошел медосмотр в Ханкайской районной больнице. А еще через день принес на пункт отбора и приобщил к личному делу копию решения Ханойского районного суда о лишении Елены Выприцкой родительских прав (чтобы в случае гибели сына ей выплаты не шли).

Итак, 30 августа Василий Выприцкий подписывает годовой контракт, ему присваивается должность «механик-радиотелефонист радиостанции взвода управления батальона связи», и уже 11 сентября Полищук доставляет бойца в часть. Там бухгалтер Сударева незамедлительно берет его в оборот, обеспечивает необходимые процедуры и внесение сведений о нем в спецпрограмму, с помощью которой ведется учет личного состава.

24 сентября Василий Выприцкий убыл на СВО и пока еще жив (по крайней мере, на момент возбуждения уголовного дела). А Ксения Скрябина до 17 января получила с его карты, как сказано в документах СК, 1 977 300 рублей. Треть оставила себе и еще по трети перевела Сухаревой и Полищукам.

Если бы Выприцкий погиб, как это, собственно, и планировалось, сержант Скрябина и ее подельники получили бы 3,27 млн рублей страховки от СОГАЗа, 4,9 миллиона — как единовременное пособие от того же СОГАЗа и 5 миллионов от Минобороны («президентские»).

Более 13 миллионов — только федеральных выплат, а есть еще и краевые, и льготы, в том числе за полученную на фронте инвалидность.

Но и это еще не все. Поскольку мать Выприцкого лишена родительских прав, а сам он воспитывался в интернате, ему положено жилье от государства. В Приморье для этого сиротам выдают жилищные сертификаты. Полищук, по версии следствия, об этом узнал и сообщил Ксении Скрябиной, предложив той оформить доверенность с правом представлять интересы нового мужа во всех госорганах, чтобы можно было и квартиру получить в наследство в случае, если военнослужащего убьют. И снова Василия убедили, что доверенность оформить просто необходимо.

Сертификат Выприцкого новая жена «отоварила» — купила квартиру в Уссурийске.

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Вторая жертва

После удачной схемы с Выприцким сотрудники воинской части решили продолжать. До декабря Полищуки искали кандидатов, но все если сначала и соглашались подписать контракт, то потом отказывались. Нашли в итоге в поселке Ярославском Хорольского района Сергея Иванюка. Из родственников у него был только брат, так что Сергей под схему подходил идеально.

В жены Иванюку «определили» бухгалтера Наталью Судареву, которая, кстати, до 24 сентября 2024 года состояла в официальном браке, но развелась. Во всяком случае, формально.

И все повторилось — Сергею Иванюку пообещали службу в тылу, подготовили на него отношение и помогли заполнить все документы, отвезли на медкомиссию, проконтролировали открытие карты. И в самом начале 2025-го Иванюк подписал контракт на год. 13 января Иванюка познакомили с Сударевой и убедили, что ему очень нужно на ней жениться. Выгоду пообещали обоюдную: мол, Сухаревой необходимо дочь в вуз пристроить (для детей участников СВО положены льготы при поступлении), а она за супруга будет «решать все необходимые его вопросы административного и иного характера на период нахождения в зоне СВО, на что Иванюк С.С., будучи обманутым, согласился».

13 января Ханкайский загс также «одним днем» зарегистрировал брак, и снова пошлину платил Полищук, он же потом принес в загс контракт Иванюка. А Сударева, как до этого Скрябина, забрала у нового мужа банковскую карту, установила себе приложение и стала ждать выплат.

Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

Сергей Иванюк 20 января прибыл в войсковую часть 16781 на должность «номер расчета (орудия) гаубичного самоходного артиллерийского взвода гаубичного самоходно-артиллерийского дивизиона», а 24-го числа уже убыл на СВО. На момент написания следователем постановления о возбуждении уголовного дела он тоже был жив.

В отличие от Выприцкого, в штурмбат Иванюк не попал, хотя прапорщик Полищук «предпринимал попытки через неустановленных лиц перевести его в штурмовые подразделения в целях скорейшего наступления возможной гибели Иванюка С.С. в ходе боевых действий». Кроме того, Сергей — очевидно, догадавшись о схеме — заблокировал своей новой супруге доступ к банковскому счету.

Против Александра и Дарьи Полищуков, Ксении Скрябиной и Натальи Сударевой возбуждены уголовные дела по нескольким статьям УК РФ, в частности — по мошенничеству, совершенному группой лиц, и по мошенничеству при получении выплат.

Z-каналы активно публикуют фото прапорщика в наручниках, однако пишут, что женщины не под арестом.

Приморье

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow