МТС закрывает «убийцу» TikTok, а VK терпит гигантские убытки… Создание хоть сколько-нибудь успешных конкурентов западным сервисам заранее обречено на провал. И дело не в деньгах. Попытки плясать на костях не могут быть успешными. И только экономический кризис остановит этот бесконечный марафон.
Несмотря на то, что истории разные, их многое объединяет. Желание построить продукт на изолированном рынке и много лишних денег. И то, и другое в результате оказалось бесполезным для рынка и вредит самим компаниям.
Если начать с МТС, то вот вам факт: в мире очень мало примеров, когда внутри большой корпорации появлялся бы успешный продукт. Слон не может родить единорога по определению. Все, что мы знаем, включая тот же YouTube, — это результат успешного шопинга. Такова природа крупных компаний. Там невозможно создать атмосферу стартапа, даже если сделать департамент с более свободными правилами и переселить его в отдельное здание. Это слишком разные сущности.
Второй момент — вопрос мотивации и смыслов, как бы пафосно это ни звучало. А давайте сделаем то же самое, раз конкурента заблокировали, — не работает. За последние годы были, наверное, десятки попыток от крупных и не очень компаний. Яркие пресс-релизы, большие инвестиции. Все это давно покрыто новостным потоком, и уже никто не сможет вспомнить названий, даже если все это сопровождалось бурными рекламными кампаниями.
Не выходит каменный цветочек, потому что одна из составляющих успеха — это желание изменить мир, а не украсть идею. Увы, наемный менеджмент умеет только последнее.

Фото: Евгений Разумный / Коммерсантъ
Что это было с МТС — тайна за семью печатями. Но как раз за разом получается убедить совет директоров потратить в общем-то немаленькие деньги на проекты, которые еще на стадии презентации можно было бы выкинуть на помойку, — загадка. Самое удивительное, что это будет продолжаться снова и снова. Пока есть лишние средства, мы будем получать новости про то, как они списаны на никому не нужный проект.
С VK история чуть пообъемнее. Для начала менеджмент. Компанией управляют Владимир Кириенко и Степан Ковальчук. Известные фамилии мягко намекают, что эти назначения — не только результат профессиональных заслуг. Первый — сын замглавы Администрации президента РФ, второй — внук друга президента. Поделив кое-как между собой обязанности, ребята наверняка пообещали родителям покончить с ненавистным YouTube.
Тут имеет смысл сделать небольшое лирическое отступление и очень поверхностно взглянуть на рынок видеоконтента. Мировой рынок вроде большой, а вроде и нет. С одной стороны, его заняли крупные платформы Netflix, Amazon (и с недавнего времени Apple), являющиеся не только дистрибьютором библиотек, но и крупными заказчиками собственного контента. С другой — большие студии типа Disney, каталог которых может иметь бизнес-смысл, и с третьей стороны, те, кто уже исторически был на рынке: от ветеранов видеохостинга типа Hulu до телевизионных компаний, переживших цифровую трансформацию.
Пользователь не сказать, чтобы счастлив. Для наслаждения всеми радостями одного сервиса недостаточно. Несколько подписок плюс эпизодические покупки на других сервисах — и вот ежемесячный расход только на аудиовизуальный контент составляет под сотню долларов. С коммуналкой не сравнимо, но все же.
Битва за зрителя продолжается и стоит компаниям натурально миллиарды. А вопрос возврата инвестиций все еще сомнителен.
И да, не забудьте подписку на YouTube, где также, помимо пользовательского контента, можно арендовать для просмотра традиционное кино.
В случае России все примерно так же, плюс давление мирового рынка. Допустим, есть «Амедиатека». Компания мало того что имеет дружественное производство, так еще и историческую дружбу с международными компаниями. Которая, кстати, накрылась из-за санкций. Еще есть IVI, Okko, Kion, Premier, «КиноПоиск», Start.ru и наверняка кто-то еще, кто претендует на деньги несчастного зрителя.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
При этом, если исключить элемент удобства, никакой мотивации платить за подписку нет. Все популярное кино теперь можно смотреть онлайн без регистрации и SMS. Да, часто с рекламой букмекеров, да, иногда не очень стабильно. Но все еще в хорошем качестве и с большим выбором звуковых дорожек.
Отдельно — но в этой же нише — существуют сервисы вроде как пользовательского контента. Те самые конкуренты YouTube. Это Rutube, который также конкурирует за бюджетные деньги в попытке добиться успехов своего мирового аналога, это «Одноклассники» и Видео Mail.ru, входящие с VK в один холдинг.
При этом последние окончательно забили на авторские права и стали главными каталогами пиратки для бедных. Чем, кстати, сильно вредят своим вроде как легальным соседям по рынку.
И на этом фоне младшие представители влиятельных семей хотели добиться успеха. Основной тезис, видимо, состоял в том, что YouTube смотрят из-за популярных блогеров, а не потому, что там уникальный рекомендательный алгоритм и крупнейшая инфраструктура. Бред, но бюджеты берут свое. Были скуплены все, кто был готов продаваться, — как отдельные персонажи, так и студии. Была массивная кампания рекламы, в том числе и на улицах российских городов. И единственный результат — куча мусорного трафика за счет ворованного контента. Создатели, как только им перестали платить, радостно вернулись обратно. Как ни накручивай, VK не может конкурировать с YouTube. Даже если потратить миллиарды.

Фото:Алексей Смышляев / ТАСС
Возвращаясь к мотивации. Паразитировать на проблемах плохо для кармы, и результат очевиден. Возможно, в каких-то случаях протекционизм уместен. Но на одной изоляции страны успешный бизнес не построить. Давайте построим крутой сервис для обмена видео — хорошо. Давайте убьем TikTok — плохо.
Так получилось, что YouTube на сегодняшний день незаменим, и даже потенциальных конкурентов ему не видно. То же касается Instagram* и TikTok, который пришлось разблокировать в США, несмотря на торговую войну с Китаем. Пользователи решают. И хотят пользоваться глобальными продуктами, а не сидеть в своем болоте. Ну нельзя в России построить аналог. И точка. Но вот вопрос: если возрастные владельцы бюджетов могут этого не понимать, то какова квалификация их потомков, которые могут так явно вводить своих родителей в заблуждение?
Посмотрим, насколько долго будет продолжаться эта вакханалия. Насколько хватит средств финансировать подобные инициативы, строить коней в вакууме, обещая похоронить все крупные западные сервисы разом. В конце концов, деньги тоже имеют свойство заканчиваться. Другой вопрос, что и последствий серьезных не будет. Совет директоров спишет, родственников не уволит, программисты и прочие сотрудники, испорченные токсичной работой, пойдут искать других лопухов, которых разведут, пообещав построить аналог YouTube или TikTok. Сервис, названия которого мы даже и не вспомним. Ах да, сервис МТС, на который было потрачено 6 миллиардов рублей, назвался Nuum. Слышали о таком? Что и требовалась доказать.
* Соцсеть входит в компанию Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68