КомментарийОбщество

Донос без срока давности

Священник Николай Савченко, не выступавший против СВО и читавший «патриаршую молитву о победе», арестован в Петербурге

Донос без срока давности

Отец Николай Савченко. Фото: pravmir.ru

Клирик храма святителя Петра на Роменской улице в Петербурге священник Николай Савченко был задержан 22 марта прямо в храме. Его доставили в отделение полиции, а затем — в суд, который назначил священнику 14 суток административного ареста за «демонстрацию символики нацистской организации» (ст. 20.3 КоАП РФ).

По мнению полиции и суда, государственный флаг Украины с нанесенным на него государственным гербом Украины является символом Организации украинских националистов (ОУН), которую в прошлом году Минюст России включил в перечень нацистских и террористических организации — в соответствии с нормами закона «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» — и запретил.

Примечательно, что фото, на котором о. Николай держит флажок, было размещено в соцсетях 1 мая 2014 года — в тот день, когда по Невскому проспекту прошел Марш мира, в котором участвовали и православные. Священник уже понес церковное наказание за тот свой «проступок».

В последние годы о. Николай занимал лояльную позицию: никогда прямо не высказывался против СВО и, по свидетельству прихожан, читал без изменений «патриаршую молитву о победе» (обычно священников РПЦ преследовали за отказ от чтений этой молитвы или за замену в ней слова «победа» на слово «мир», о чем рассказывала «Новая»).

Однако никто не забыт и ничто не забыто. Репрессии начинают настигать тех, кто в далеком прошлом посмел намекнуть на несогласие с системой. Не важно, что тогда это не нарушало правил. И ряса с крестом уже не служат защитой. Не важно даже, что за те старые намеки уже принесено покаяние и отбыто наказание. Если заканчиваются очевидные жертвы, наступает черед неочевидных, этот конвейер не может остановиться…

Отец Николай Савченко. Фото: pravmir.ru

Отец Николай Савченко. Фото: pravmir.ru

«Так говорит Господь…»

Тогда, почти 11 лет назад, о. Николай подписал фото: «Так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими». Эта заповедь звучит в Библии дважды: в Третьей книге Царств и во Второй книге Паралипоменон. Прямые параллели с российско-украинским конфликтом эта заповедь вызывает у тех, кто считает русских и украинцев «одним народом». Дело в том, что пророк Самей передал эту заповедь в связи с разделением единого еврейского царства в Х в. до н.э. на Израиль и Иудею. Если об этническом тождестве украинцев и русских еще ведутся споры, в том числе на вполне академическом уровне, то Иудею и Израиль населял один и тот же еврейский народ. Однако царя Ровоама, который хотел восстановить государственное единство своего народа, остановил голос пророка, возвестившего волю Бога.

Объясняя свое участие в Марше мира, о. Николай ссылался на разрешение властей на проведение Марша — и на Евангелие: «Миротворческие действия не есть действия политические. Иначе пришлось бы признать слова Христа «блаженны миротворцы» политическим выступлением. Конечно же, это не так». По словам священника, группа православных не вливалась в колонны других участников марша, а прошла несколько сотен метров по тротуару и сфотографировалась с флажками Украины. В 2014-м за это не арестовывали и не запрещали в служении, но сверхосторожный митрополит Варсонофий (Судаков), занимавший тогда еще и пост управделами Московской патриархии, издал 20 мая указ об увольнении о. Николая из Преображенского храма в Лесном, где он прослужил два года, и направлении его «на исправление» в Свято-Троицкую Сергиеву пустынь в Стрельне, без сохранения священнической зарплаты.

Будучи многодетным отцом, о. Николай вынужден был тогда пойти на светскую работу, исправно приезжая служить в пустынь по субботам и воскресеньям.

Как тогда, так и теперь о. Николай подчеркивал свою «аполитичную» позицию, заявляя о себе как о «стороннике законной монархии в лице главы Дома Романовых» и отказываясь от разбора «политических разногласий нашего времени».

Считать государственный флаг и государственный герб Украины, за которые покарали о. Николая, «символикой ОУН» — мягко говоря, большая натяжка. Существуют четыре символа этой организации, точнее — двух ее ответвлений — бандеровского и мельниковского. Флаг Украины не входит в число этих символов, а герб — Тризуб — использовался мельниковцами в весьма стилизованной форме. РФ признает Украину как суверенное государство, более того — как соучредителя ООН, и на официальном сайте МИД РФ размещены те же самые государственный флаг и государственный герб Украины, за которые арестовали о. Николая. Опальный диакон Андрей Кураев* обратил внимание, что флаг Украины демонстрируется даже на официальном сайте Кремля . Понятно, что государственная символика признанного Россией государства по определению не может быть признана «экстремистской» или «нацистской» в России.

Отец. Андрей (Кураев). Фото: википедия

Отец. Андрей (Кураев). Фото: википедия

Выбор пути

Священник Николай Савченко родился в Санкт-Петербурге 1 ноября 1972 года, его предки имели украинское происхождение. Будущий пастырь усердно учился — сначала в специализированной английской школе № 213 (даже посещал США как один из лучших учеников), затем в Политехническом университете Петра Великого, на отделении технической кибернетики. Будучи студентом, в начале 1990-х присоединился к Русской зарубежной церкви (РПЦЗ), приходы которой тогда активно открывались в Петербурге (в основном на квартирах), вошел в редсовет православного журнала «Вертоград», критиковавшего РПЦ. Однако в процессе юрисдикционного распада РПЦЗ на фоне попыток ее поглощения со стороны Московского патриархата будущий священник поддержал официальное священноначалие, взявшее курс на подписание «Акта о каноническом единстве» РПЦ и РПЦЗ.

Епископ Торонтский Михаил (Донсков). Фото: википедия

Епископ Торонтский Михаил (Донсков). Фото: википедия

В конце 2000 года епископ Торонтский Михаил (Донсков) рукополагает Савченко в сан диакона, а спустя три года о. Николай становится консультантом комиссии РПЦЗ по диалогу с Московским патриархатом, учрежденной Архиерейским собором Русской зарубежной церкви сразу после «исторического визита» в ее синодальный офис в Нью-Йорке Владимира Путина и о. Тихона (Шевкунова). Наградой за «работу по воссоединению церкви» стало рукоположение о. Николая в сан священника в феврале 2004 года.

Спустя два года, в 2006-м, он выступил с докладом о необходимости «воссоединения» (фактически — подчинения) с РПЦ на IV Всезарубежном соборе РПЦЗ в Сан-Франциско.

Доклад состоял из многочисленных примеров «преодоления расколов» как из Библии, так и из церковной истории. О. Николай довольно сентиментально призывал участников собора отречься от «личных интересов», «принять унижение» и называл грехом любое разделение.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Его аргументация не слишком убедила соборян, которые, по сути, приняли резолюцию против немедленного «воссоединения», напомнив Москве о традиционных условиях со стороны РПЦЗ (осуждение союза с советской властью, выход из экуменического движения и признание всех новомучеников ХХ в.). Однако год спустя Архиерейский собор РПЦЗ переступил через эту резолюцию и все-таки подписал «Акт о каноническом единстве» с Московским патриархатом. Оба подписанта этого «Акта» — патриарх Алексий II и митрополит Лавр — умерли в течение следующего 2008 года.

Отец Николай Савченко. Фото: pravmir.ru

Отец Николай Савченко. Фото: pravmir.ru

Среди многочисленных «ветвей», на которые тогда разделилась РПЦЗ, о. Николай выбрал официальную, подчинившуюся Москве, и отправился служить настоятелем Успенского храма в Лондоне, однако в 2010-м британские власти не продлили ему ВНЖ. Священнику пришлось вернуться в Петербург и служить на квартирном «подворье» РПЦЗ, которое, согласно «Акту о каноническом единстве», прекратило свое существование в 2012 году. О. Николай, наконец, перешел в Санкт-Петербургскую епархию РПЦ и поступил в местную духовную академию, где писал диссертацию об истории советского «Союза воинствующих безбожников» 1920–1940-х годов. Однако известные уже читателю события 2014 года помешали ему защитить диссертацию и получить степень кандидата церковной истории. Уже находясь в «ссылке» в Стрельне, священник продолжал сотрудничать с обществом «Мемориал»* и Ассоциацией жертв репрессий, но ближе всего ему был историко-культурный центр «Белое дело», деятельность которого сошла на нет в середине 2010-х. Именно на сайте «Белого дела», ныне заблокированном, о. Николай опубликовал большинство своих работ — как научных, так и публицистических, в том числе против участия РФ в военных действиях на Донбассе и в Сирии.

В последние годы о. Николай редко выступал на публике и, похоже, свернул свои исследовательские проекты. В прошлом году его имя фигурировало среди участников петербургской конференции «Церковь и Государство: вместе и врозь», но не в качестве докладчика, а как священника, отслужившего молебен перед началом форума.

«Наказание Божье»

«Ссылка» в Стрельну, фактический запрет на публичную деятельность в РПЦ и даже на научные исследования нанесли заметный психологический удар о. Николаю. Подводя итоги двух лет своей «ссылки», он писал в «Живом журнале»: «Сторонники *** против Украины требовали большего наказания мне. Ярость их порой была запредельна <…>. Ни разу за эти два года не слышал я звона ни единой монеты из стран далеких, в чем меня так сильно и напрасно подозревали». Спустя еще некоторое время он жадно и наивно улавливал признаки «воцерковления нацлидера», которое, наконец приведет нас к миру: «Президент России старается быть ближе к Церкви, чем раньше. Вначале поездка на Афон, потом на Валаам, где он причастился на виду у всех. Мне кажется, что к нему приходит понимание, как нас всех и нашу страну, и его в том числе, наказывает Господь… Это наказание Божье за *** против Украины, за всю ненависть с телеэкранов, за всю пропаганду войны и вражды, за угрозы ядерным оружием на весь мир, <…> за брошенных в тюрьмы противников ***, за оправдание сталинизма. А еще наказывает Господь за молчание на наших амвонах, за согласие и соучастие». Правда, почти сразу о. Николая посещают сомнения в искренности церковной жизни президента: окно алтаря храма Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне выходит прямо на резиденцию Путина у Константиновского дворца.

«Много раз президент приезжал в свою резиденцию, — рассказывает священник, — много раз слышал колокольный звон монастыря… но пока ни разу еще не заезжал в монастырь… При этом президент Украины (тогда Петр Порошенко. — А. С.) часто бывает на службах и всем показывает свою религиозность.

А у нас, кичащихся своей праведностью, по-прежнему Ленин у Кремля, коммунистические монументы и названия повсюду».

Анатолий Артюх. Фото: liveinternet.ru

Анатолий Артюх. Фото: liveinternet.ru

Десять лет назад издание «Правмир» указывало, откуда священнику стоит ждать опасности: «За призывы к миру на Украине [он] регулярно получает угрозы от членов Санкт-Петербургской ячейки движения «Народный собор». 8 февраля 2015-го несколько человек во главе с лидером движения Анатолием Артюхом пришли к нему на службу в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом и начали угрожать. В интернете за подписью Артюха распространяются угрозы написать доносы на отца Николая на имя Святейшего Патриарха и в силовые ведомства и вынудить его уйти за штат и уехать из России».

В доковидные времена Анатолий Артюх был известен своей активной борьбой с «раскольниками» и «сектантами» в Петербурге, а в последнее время переключился на «культурный фронт», где, в частности, защищает певца Шамана от «наездов» со стороны ревнителей православия. В прошлом «Народный собор» (не путать со Всемирным русским народным собором во главе с патриархом), представляющий собой конгломерат православно-монархических групп в разных регионах России, уже выступал инициатором преследований искусствоведов, кинопрокатчиков, ученых, запретов выступлений Мадонны и выставок Марата Гельмана*.

Если арест о. Николая стал, как говорят его близкие, результатом доноса, то почерк этого доноса выдает его старинных оппонентов из «Народного собора».

«Война, — говорил о. Николай в 2015 году, — разжигает самые низменные человеческие страсти, надолго ссорит народы, семьи. Война отталкивает нас от других православных народов… Война перечеркивает намерения нашей страны взращивать в своей жизни христианские нравственные принципы, ведь настоящая христианская нравственность не имеет ничего общего с ненавистью, насилием, гонением или войной».

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow