КомментарийКультура

Реинкарнации не будет без свободы

Далай-лама XIV отказался перевоплощаться в Китае. О чем еще в книге лауреата Нобелевской премии мира и духовного авторитета современности

Реинкарнации не будет без свободы

Далай-лама XIV. Фото: AP / TASS

Далай-лама (не) от ЦК

Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо), который приближается к своему 90-летию (род. 6 июля 1935 года), пошел на обострение с Китаем, причем мистическое. В своей новой книге Voice for the Voiceless («Голос для безмолвных»), которая пока доступна только в США (релиз на европейских языках запланирован на 2025 год), он заявил, что его преемник, Далай-лама XV, родится за пределами Китая. «Новый Далай-лама родится в свободном мире, чтобы традиционная миссия Далай-ламы — быть голосом всеобщего сострадания, духовным лидером тибетского буддизма и символом Тибета, воплощающим чаяния тибетского народа, — продолжалась», — цитирует книгу Би-би-си.

Обложка книги Voice for the Voiceless («Голос для безмолвных»)

Обложка книги Voice for the Voiceless («Голос для безмолвных»)

Коммунистические власти КНР привычно усматривают в таких заявлениях «сепаратизм», называя Тибет, окончательно оккупированный в 1959 году, «неотъемлемой частью» своей территории и намереваясь назначить нового Далай-ламу постановлением ЦК Компартии. Скоро уже 66 лет как Далай-лама со своим правительством и монашеской общиной проживает в эмиграции — в индийском городе Дхармасала, штат Химачал-Прадеш.

Тензин Гьяцо и раньше заявлял о необходимости полной духовной независимости от КНР (от политической власти в эмигрантском правительстве Тибета он отошел еще в 2011 году), даже высказывал революционную идею упразднения института Далай-лам. Очевидно, в итоге

он выбрал более умеренную позицию относительно судьбы института, отчасти скомпрометированного атеистическими китайскими властями, которые решили назначать верховных лидеров мирового буддизма «своими силами».

17 мая 1995 года китайские власти выкрали второе лицо в иерархии тибетского буддизма, назначенное Далай-ламой, — панчен-ламу XI (Гедуна Чокьи Ньиму), которому тогда было всего шесть лет, и его родителей, увезя их в неизвестном направлении. Мир располагает лишь одной фотографией панчен-ламы XI, на которой изображен розовощекий апатичный мальчик. Если он жив (как заверяют китайские власти), сейчас ему 31 год. Вместо похищенного «истинного» панчен-ламы ЦК КПК назначил своего, «подставного» — Гьялцена Норбу (он же Чоки Гьялпо), признанного в этом качестве только «патриотической» Буддийской ассоциацией Китая.

панчен-лама XI (Гедун Чокьи Ньима). Фото: соцсети

панчен-лама XI (Гедун Чокьи Ньима). Фото: соцсети

Роль панчен-ламы — ключевая в тибетском буддизме, поскольку именно он окончательно определяет реинкарнацию Далай-ламы — то есть человека, в теле которого перевоплотился Далай-лама после смерти. Но не только определяет — он призван возглавить процесс обучения нового Далай-ламы, поэтому китайским властям так важна лояльность панчен-лам.

Как рассказали «Новой» монахи буддийского ордена «Ниппондзан Мёходзи», значительному числу современных буддистов, особенно вне тибетской традиции, сложившаяся несколько веков назад традиция «опознания реинкарнаций» Далай-ламы и панчен-ламы представляется анахронизмом, тем более в современных условиях, когда «можно научиться ее подделывать». Тут напрашивается аналогия с Благодатным огнем на Гробе Господнем в Великую субботу: пока российское телевидение уверяет, что он сходит прямо с небес, Иерусалимский патриарх и его клирики рассказывают о наличии в Кувуклии лампады, от которой в определенный церковным уставом момент и зажигается символический огонь Пасхи.

Далай-лама закладывает почву для более глубокого мировоззренческого разлома между буддизмом и китайскими коммунистами. Этот разлом связан уже не с вопросом оккупации независимой территории или атеистическим подавлением религии, но с самой сутью тибетского буддизма:

появление двух противостоящих друг другу далай-лам поставит вопрос об истинности самого буддийского учения о реинкарнации и духовном учительстве.

И это вполне реальная угроза, поскольку, несмотря на декларативный атеизм, нынешние китайские коммунисты способны сымитировать настоящие — «по всем канонам» — выборы нового Далай-ламы.

Три месяца назад в интервью Reuters Тензин Гьяцо заявил, что может прожить еще 20 лет — и кто знает, где, собственно, тогда будет «свободный мир», в котором он планирует переродиться.

Бывший представитель Далай-ламы в Калмыкии Тело Тулку. Фото: соцсети

Бывший представитель Далай-ламы в Калмыкии Тело Тулку. Фото: соцсети

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В своей новой книге Далай-лама пишет, что буддийские общины из разных стран обратились к нему с просьбой и в будущем «быть голосом всеобщего сострадания» — то есть продолжить линию преемственности и переродиться в качестве следующего Далай-ламы. Об отношении к этому обращению российских буддистов пока ничего не известно. Известно лишь, что все официальные лидеры российского буддизма, за исключением бывшего представителя Далай-ламы в Калмыкии Тело Тулку, снявшего с себя титул шаджин-ламы Калмыкии и покинувшего Россию в знак протеста против СВО, предпочитают помалкивать или даже бурно одобрять действия властей. Так, «Новая» цитировала характерное высказывание бурята Дамбы Аюшеева, главы Буддийской традиционной сангхи России, о своих соотечественниках: «Наши люди не жестокие, они просто вынуждены повторно и достойно защищать свою Родину от фашизма, как наши деды и прадеды». Взрывая обывательские представления о миролюбивом буддизме, Аюшеев в разгар СВО даже позировал в армейском камуфляже.

Владимир Путин и Дамба Аюшеев. Фото: соцсети

Владимир Путин и Дамба Аюшеев. Фото: соцсети

Ключ — в ненасилии. И в оптимизме

Значительную часть книги Далай-лама посвящает истории своей почти 75-летней борьбы с Китаем. Ему было всего 16, когда КНР вторглась в Тибет в 1950 году, 19 — когда он впервые встретился с Мао Цзэдуном в Пекине, и 23 — когда вынужден был бежать в Индию и стать лидером Тибета в изгнании. С тех пор риторика Китая в его адрес особо не менялась: «Далай-лама — политический изгнанник, который занимается антикитайской сепаратистской деятельностью под прикрытием религии и не имеет права представлять тибетский народ», — заявила недавно представитель МИД Китая Мао Нин.

Примечательно, что при этом Тензин Гьяцо никогда не поддерживал политических протестов у себя на родине, а в 1950-е годы приложил усилия к тому, чтобы партизанское сопротивление тибетцев китайской оккупации сошло на нет. Когда в Тибете начались волнения накануне пекинской Олимпиады 2008 года, Далай-лама не стал их поддерживать. Более того, тибетское правительство в изгнании под его руководством провело в 2002–2010 годах десять раундов дипломатического диалога с КНР, а в прошлом году Пенпа Церинг, сикьёнг (председатель) Центральной тибетской администрации в изгнании, заявил, что переговоры с Китаем продолжатся. Их возможная цель — широкая автономия Тибета в составе Китая, «по гонконгской модели».

Фото: Zuma \ TASS

Фото: Zuma \ TASS

Книга «Голос для безмолвных» — взгляд изнутри на усилия, предпринятые тибетцами в рамках буддийского Срединного пути, то есть доктрины ненасилия. Помимо размышлений о геополитике региона,

автор книги делится своим опытом того, как сохранить человечность на фоне масштабных потерь и проблем, которые угрожают самому выживанию родного народа.

Несмотря на поддержку множества иностранных государств, вооруженная борьба не принесла плодов, и в итоге тибетцы перешли к ненасильственному сопротивлению. Еще при президенте США Джозефе Байдене, в 2024 году, вступил в силу американский «Акт об урегулировании в Тибете» (Resolve Tibet Act). Документ поддерживает возобновление диалога между Китаем и тибетцами, наделяя Госдепартамент полномочиями по борьбе с китайской дезинформацией о Тибете. Он прошел через Конгресс благодаря серии двухпартийных голосований подавляющим числом голосов, включая единогласное одобрение сената.

Книгу завершают совет тибетцам не терять надежды и призыв к международному сообществу «не забывать о Тибете в это критическое и сложное время в долгой истории нашего народа».

Далай Лама. Фото: Zuma \ TASS

Далай Лама. Фото: Zuma \ TASS

Было бы уместно привести еще несколько цитат из «Голоса для безмолвных», которые звучат как своего рода «буддийская инструкция»: «Человеку свойственно впадать в уныние, когда он сталкивается с ужасными страданиями, конца которым не видно… Существует риск поддаться отчаянию и ненависти или ответить на насилие насилием. К сожалению, мы, люди, склонны повторять этот цикл. Ключ здесь в том, чтобы никогда не упускать из виду нашу человечность, общую для преступника, жертвы и нас самих».

Далай-лама напоминает, что в буддийских учениях «акцент делается на том, чтобы рассматривать своих противников — тех, кто создает вам неприятности, — как духовных учителей». И наконец — почти недостижимая задача: «Выбрать оптимизм в качестве основной точки зрения, как бы плохо все ни казалось. Проблема с его противоположностью — пессимизмом — заключается в том, что человек уже решил сдаться еще до того, как попытался». Что ж, будем пытаться…

Феликс Шведовский,

Александр Солдатов

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow