КомментарийКультура

«Искусство лицедейства сошлось с искусством жить»

16 марта великому, любимому страной артисту Сергею Юрскому (1935-2019) исполнилось бы 90 лет

Сергей Юрский смывает грим. Фото: Юрий Рост

Сергей Юрский смывает грим. Фото: Юрий Рост

16 марта 2005 г. Среда.

Не будучи вхож ни в домашний круг его близких друзей, ни в его творческую лабораторию, я просто люблю этого Человека, как любят его тысячи — нет, миллионы! — моих обыкновенных и необыкновенных соотечественников. За что?

Для меня Юрский — одно из двух самых сильных театральных впечатлений. Оба — питерские. Второе — два вечера первозданных додинских «Братьев и сестёр», когда зал скандировал в конце не «Браво!», а «Спа-си-бо!». Бесценный подарок Володи Невельского. А первое…

БДТ давал «Лисицу и виноград» (другое название — «Эзоп») в одном из больших ленинградских Дворцов культуры. Валя Бианки, бывшая тогда нашим («Комсомолки») питерским собкором, презентовала мне билет в первый ряд. Спектакль сам по себе был незабываемым. Но меня потрясло то, что было уже после финала. Когда Юрский вышел на аплодисменты. Почти рядом со мной — его лицо в капельках пота. Лицо человека, только что свершившего тяжёлую физическую, на вымот, работу, выжавшую его, как лимон, до полной опустошённости, все силы оставившего в только что оконченном действе. Но на этом лице сумасшедше, ошалело горели глаза какого-то нездешнего, не от мира сего существа. Глаза марсианина, что ли. Он был одновременно и здесь, на сцене, и не здесь, всё ещё где-то там, в совсем ином, шестом столетии до нашей эры.

Сергей Юрский в «Эзопе»

Сергей Юрский в «Эзопе»

А потом было сценическое прочтение им, Юрским, пушкинского «Евгения Онегина». У моего однокурсника Юры Апенченко в стихах есть такая строчка: «Искусство петь сошлось с искусством жить». В данном конкретном случае это было бы «искусство лицедействовать». Просто — две человеческие судьбы встретились и совместились в одну. И если совпадение личности Пушкина и личности актёра в легендарной Лицейской композиции Александра Кутепова я назвал бы предельным (и предел этот предопределён «зеркальным» отражением двух миров — Пушкина и Тынянова), то в моноспектакле Юрского это уже запредельное «зазеркалье».

P.S. 2025 г

Но вот вглядываюсь в разные грани бриллианта, которым предстаёт его разносторонний талант (а, может быть, вернее говорить о созвездии его личных талантов?), и, если на время абстрагироваться от других граней, любая может оказаться самодостаточной, самоопределяющей его личность. И та, где гениальное прочтение Пушкина. Но ещё — и Пастернака, Бродского, Бунина, Чехова, Хармса…

И та (это уж вне всяких сомнений!), где его актёрское творчество на театральных сценах и на киноэкране. Лично для меня особое место занимает в этом ряду его Викниксор из «Республики Шкид» режиссёра Геннадия Полоки.

Сергей Юрский в роли Викниксора в кинофильме «Республика Шкид»

Сергей Юрский в роли Викниксора в кинофильме «Республика Шкид»

Сегодня этот человек существует для нас в трёх ипостасях. Несколько шаржированный Викниксор из «Республики Шкид» Белых и Пантелеева (хотя сам Сорока-Россинский, когда ему дали прочитать рукопись перед публикацией, уважая право авторов на это шаржирование, попросил внести в текст только одну поправку: он никогда не называл Эланлюм, свою жену Эллу Андреевну Люминарскую, «на ты» — только «на вы»), блистательно-парадоксальный Юрский в одноимённом фильме и реальный Виктор Николаевич Сорока-Росинский, каким он предстаёт в воспоминаниях родных, учеников, коллег, в написанных им педагогических страницах.

Какой из них востребованнее для нас, сегодняшних? И тот, и другой, и третий. Просто нужно чувствовать и понимать разницу между реальным человеком и литературным или кинематографическим образом. Но для Юрского это был не просто кинематографический образ. Многое в нём было для него созвучно и даже в какой-то степени автобиогрфично. Когда в Питере отмечалось 100-летие Сороки-Росинского, на торжества пригласили Юрского. Приехать он не смог, но прислал такое письмо:

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Викниксор для меня явление типическое. И, к сожалению, тип это уходящий, если уже не ушедший. Какие черты мне прежде всего дороги в этом человеке? Воспитание нравственное через воспитание, выявление в человеке таланта. Ощущение творчества в любом виде человеческой деятельности. Истинный демократизм — благородное ощущение равенства людей. Отсюда доверие, отсюда серьезная уважительность в обращении с учениками. Отсюда и оптимизм…»

Первое издание «Республики ШКИД»

Первое издание «Республики ШКИД»

Единственное, с чем мне тут трудно согласиться, так это с тем, будто Викниксор — «уходящая натура». Как раз наоборот — с каждым годом острее становится необходимость появления у нас именно таких учителей, как Викниксор — исследователей (его изыскания по психологии и сегодня представляют не только научный, но и практический интерес), новаторов, полемистов, с порога не принимающих сублимированную ЕГЭ-педагогику, внутренне свободных (и в этом главное их родство с самим Юрским) мастеров педагогического эксперимента и гениев педагогического экспромта.

И ещё одна грань его личности: такая очевидная и такая, вобщем-то, до сих пор недостаточно оценённая. Он был одним из самых ярких, талантливых писателей и публицистов в России на стыке двух тысячелетий. Что было ясно уже по его персональной рубрике «Спотыкач» у нас в «Новой» (её публикации собраны потом вместе в одноимённой книге). А рядом — целая полка замечательных книг: «Кого люблю, того здесь нет» и «Игра в жизнь», «Попытка думать» и «Последняя роль Раневской», «Фонтанка. Моя автогеография» и «Жизнь», «Теорема Ферма» и «Выскочивший из круга», «Четвёртое измерение» и «В безвременье», «Врата» и «Мысли издалека»…

«…Чтобы убедиться в том, что Достоевский — писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа…» Знаменитые, ставшие обиходной поговоркой слова из «Мастера и Маргариты» Булгакова. Применяя этот принцип к творчеству Юрского, я взял всего одну страницу из одной его книжки. Но не совсем обычной — написанной для детей. А ежели по правде, то только ли для детей? Называется она «Я кот».

Сергей Юрский. Фото из личного архива

Сергей Юрский. Фото из личного архива

Из книги Сергея Юрского «Я кот»

Из книги Сергея Юрского «Я кот»

Ну что? Убедились, что Сергей Юрский — писатель? Удивительный, замечательный писатель! А если ещё и заглянете и углубитесь в его книги для взрослых, сколько найдёте поводов и для удивления, и для потрясений, и для озадаченности коловратностями нашего бытия.

Но всё же, есть ведь нечто такое, что пронизывает все эти грани, неразделимо соединяет их в единое целое? Когда задумываюсь над тем, почему мне так дорог этот Человек во всех его ипостасях, то не нахожу другого ответа, кроме: потому что он неистребимо интеллигентен, неистребимо, через край, жизнелюбив, неистребимо естественен и внутренне свободен. А перед глазами между тем всё стоит тот, удалённый уже на десятилетия его Эзоп и с нажимом повторяемое им: «Ксанф, выпей море!» И финальное: «Прочь с дороги! Где ваша пропасть для свободных людей?..».

Р.P.S. 2025 г.

Баллада о том, как кот Король стал котом Чудаком

В знак восхищения изумительными котами, обитающими в книге Сергея Юрского «Я кот».

Я знал котяру. Кличку Короля
Среди котов он получил недаром.
Но… валерьянки штоф… поддержки духа для…
Вспять закружилась для него Земля.
И вдруг он, просто так вот, с перегару,
Спьяна отдал полцарства за коня,
Вторую половину — за гитару.
С тех пор для всех котов он стал Чудак.
Сюжет в мяукающем царстве — старый.
Но и у нас, людей, бывает так.

К. С. 15.3.2025.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow