Заявление Комиссии Совета палаты за подписью заслуженного юриста России Генри Резника опубликовано на сайте палаты. В нем говорится: «Комиссия приходит к выводу о нарушениях профессиональных прав адвокатов Кобзева В.Д. и Липцера А.Е., выразившихся в прослушивании их свиданий наедине с осужденным Н. в исправительной колонии».
Члены комиссии считают, что профессиональные права защитников «осужденного Н.» (фамилия Навального в тексте экспертов комиссии не упоминается) были нарушены, когда Владимирский областной суд санкционировал прослушку личных свиданий адвокатов со своим подзащитным в колонии.
«Разрешение Владимирского областного суда на прослушивание свидания осужденного с адвокатами наедине беспрецедентно. За все время существования российского правосудия не известен ни один такой случай. Более того, они отсутствовали и в период существования Советского Союза», — отмечается в заявлении.
Прослушка адвокатов нарушила базовое международное право и «сущностный признак адвокатской деятельности» — обеспечение доверительных условий между подзащитным и адвокатом. Без уверенности в конфиденциальности общения не может быть доверия и, соответственно, не может быть оказана эффективная юридическая помощь.
Прямой запрет на использование технических средств прослушивания при встрече адвокатов с осужденными наедине закреплен в части 4 статьи 89 уголовно-исправительного кодекса РФ.
Эксперты палаты обращают внимание, что Владимирский облсуд попытался преодолеть этот категорический запрет, но они в принципе не предусматриваются.
В заключении представители комиссии объявили, что у государства «достаточно возможностей чтобы законными средствами изобличать адвокатов», в отношении которых есть подозрения в совершении преступлений.
Напомним, адвокатов Навального Вадима Кобзева, Алексея Липцера и Дмитрия Сергунина признали виновными в осуществлении экстремистской деятельности и приговорили к срокам от 3,5 до 5,5 лет колонии. Следствие обосновывало, что адвокаты якобы передавали информацию от Навального, полученную от него в колонии, — его сторонникам на воле, и таким образом «участвовали» в функционировании этого сообщества и помогали Навальному «осуществлять функции лидера».
Прослушка свиданий адвокатов с Навальным в колонии легла в основу их дела.