В России под угрозой преследования оказались все, кто отправлял пожертвования Фонду борьбы с коррупцией* после того, как эту структуру Алексея Навального в июне 2021 года власти признали «экстремистской организацией». Именно с этого момента донаты ФБК стали уголовно наказуемым преступлением. Вскоре представители фонда заявили, что нашли безопасный способ переводить деньги: через американский платежный сервис. Но оказалось, что в первых платежах название «ФБК» все же упоминалось. Летом 2022 года российские силовики начали уголовное преследование отправителей. Сейчас возбуждено несколько десятков дел. Тем временем суды продолжают выносить один приговор за другим. 25 февраля реальный срок за донаты ФБК получил волонтер «Немцова моста» Виктор Леваков.
«Дважды на одни и те же грабли не наступлю!»
Уголовное преследование 58-летнего активиста началось с задержания и обыска у него дома в августе 2024 года. Как вспоминал обвиняемый на суде, к нему в 6 утра вломились восемь сотрудников правоохранительных органов. На следующий день суд ему назначил меру пресечения в виде домашнего ареста. Левакову вменили четыре доната на общую сумму в 3500 рублей (ст. 282.3 УК — «финансирование деятельности экстремистской организации»). Три доната в размере 1000 рублей он перевел ФБК в рамках оформленной подписки и еще 500 рублей — был разовый перевод.
Дело Левакова рассматривалось в Мещанском суде Москвы под председательством судьи Оксаны Горюновой. Со стороны гособвинения — прокурор Екатерина Чепи-Ипа. Всего четыре заседания потребовалось судье, чтобы решить судьбу Левакова. Он частично признал вину и подтвердил факт пожертвований, но настаивал на том, что, когда донатил, не знал о попадании ФБК в список «экстремистских организаций». При этом он оговорился, что когда узнал об этом — незамедлительно отписался от пожертвований.
— Скажите, пожалуйста, а какие методы борьбы с коррупцией предлагал ФБК? Для чего переводились деньги, указывалось, что они будут с ними делать? — спросила судья на допросе Левакова.
— Что они будут делать? Они будут опубликовывать данные о коррупционерах, о людях, которые…
— А деньги-то им зачем? Деньги им зачем в таком количестве?
— Для производства роликов, для содержания помещения, для закупки техники…
Выслушав это, судья участливо спросила у обвиняемого, указав на увесистую, размером с целый том уголовного дела пачку банковских выписок с тысячами платежей в разные благотворительные организации за несколько последних лет:
— Вот вы так давно и столько времени занимаетесь благотворительной деятельностью, деньги всем переводите направо и налево, мы все это приобщили к делу. А вы вообще… когда-нибудь интересуетесь отчетностью? Сейчас же очень много мошенников развелось, которые собирают деньги, в том числе, якобы на пожертвования, не знаю, кошкам и собакам. А на самом деле… И если бы вы единожды это сделали, ну еще понятно, но вы же постоянно деньги кому-то переводили, вы же должны были понимать, куда ваши деньги уходят.
— Я переводил тем, кому доверял, да, я им доверял, — растерянно ответил подсудимый. — Хотя, бывало, и мошенникам переводил… Ну и проверял, старался, когда была такая возможность, а если ее не было, то не проверял.
— А с чем вообще связано, что вот и ФБК захотели помочь? — поинтересовался адвокат Алексей Першин у подзащитного.
— Ну-у-у, ФБК, он как бы позиционировал себя как «Фонд борьбы с коррупцией». А коррупция в стране имеет отрицательное воздействие, поэтому я решил поддержать эту организацию в деле борьбы с коррупцией… Ну и, значит, стал помогать им финансово…

Виктор Леваков на оглашении приговора. Фото: Дарья Корнилова
Также по просьбе своего защитника Леваков отметил, что ранее привлекался к административной ответственности за «нахождение в районе проведения несанкционированного митинга», имеет ряд хронических заболеваний. Он напомнил, что его отец, Евгений Михайлович Леваков, четвертый год находится в больнице — в лежачем состоянии, на паллиативном уходе. В феврале Левакову-старшему исполнилось 85 лет. Позже в беседе с «Новой» Леваков признался, что отец, которого он с разрешения судьи навещает строго не чаще одного раза в неделю, конечно же, не знает об уголовном преследовании, это стало бы для него настоящим ударом.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Вы же больше не будете переводить никому свою зарплату, не убедившись, чем действительно занимается та или иная организация? — в завершении допроса уточнил адвокат у Левакова.
— Дважды на одни и те же грабли не наступлю!
Несколько своих вопросов задала и прокурор:
— Откуда ссылочку на оплату [донатов] взяли?
— Вероятно, из письма, что пришло на почту… Письмо было с просьбой помочь. И вот я открыл письмо и помог…
— И вы, будучи подписаны на такие-то телеграм-каналы, среди них — «Команда Навального», не знали, что ФБК признан экстремистской организацией?
— Нет, не знал!
— А почему, согласно протоколу осмотра ваших устройств и интернет-браузеров, посты в этих каналах вами прочитаны, где писали о данном вступившем в законную силу судебном решении?
— Потому что тот же телеграм имеет такое свойство — пролистываешь, не глядя, ленту новостей, и все сообщения автоматически считаются прочитанными, хотя фактически это может быть не так. А у меня, как я уже сказал, в то время голова была занята совсем другим…

Виктор Леваков у здания Мещанского суда Москвы. Фото: Елена Мильчановска
Прокурор не приняла аргументы подсудимого и посчитала его позицию как полное непризнание им вины. На прениях она предложила назначить Левакову четыре года лишения свободы. В своем последнем слове активист просил назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы: «Чтобы перечислять какой-либо организации деньги, быть ее убежденным сторонником необязательно. Прошу суд не лишать меня свободы. Да, я совершил ошибку. Впредь повторять ее не намерен».
Однако судья Горюнова согласилась с позицией обвинения. Она приговорила активиста к 3,5 года в колонии общего режима. Также по решению суда в пользу государства у подсудимого конфискованы планшет и смартфон, с помощью которых он оформлял донаты, а также сумма, равная общей сумме пожертвований, — 3500 рублей. Левакова заключили под стражу в зале суда. Сейчас он находится в СИЗО.
Грубая прореха
На февраль 2025 года известно о нескольких десятках уголовных дел, возбужденных из-за донатов ФБК, — в реальности их может быть гораздо больше. Первым обвиняемым в перечислении денежных средств ФБК стал бывший редактор data-отдела «Новой газеты» и сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин**. В августе 2022-го Басманный суд Москвы определил ему в качестве меры пресечения запрет определенных действий, в октябре того же года он уехал из страны, и суд по существу в его отношении так и не состоялся. В материалах его уголовного дела значилось еще несколько человек.
Судьбу двоих из них удалось отследить: предпринимателей Сергея Ширяева из Москвы и Алексея Коновалова из Магаданской области. Обоих приговорили к штрафу в 500 тысяч рублей. Любопытно, что в материалах дела Левакова, которые оказались и в распоряжении «Новой», при доказывании его вины следствие ссылается на материалы ОРД (оперативно-разыскной деятельности) и приговоры в отношении Ширяева и Коновалова: «Перечисляемые указанным способом денежные средства поступали на банковский счет-мерчант с идентификационным номером V2NI29SJROMGYKY в банке Wells Fargo bank (Веллс Фарго банк, США). Данный факт подтверждается материалами ОРД в отношении граждан РФ Ширяева С.В. и Коновалова А.Г., которые приговорами Коптевского районного суда города Москвы от 26 декабря 2022 года и Магаданского городского суда Магаданской области от 24 января 2023 года осуждены по ст. 282.3 УК РФ за осуществление финансирования экстремистской деятельности ФБК».
Впервые о том, что именно по этому уникальному идентификационному номеру V2NI29SJROMGYKY, он же мерчант ID, доказывают факт донатов ФБК, уже писали журналисты, объясняя, почему так много дел заведено за эти пожертвования и почему их продолжают заводить. Как полагают журналисты, ФБК в 2021 году после якобы долгого тестирования системы донатов допустил грубую прореху в безопасности, о сути которой не сообщил до сих пор. Этот промах обнаружили российские силовики — номер уникального идентификатора получателя средств, мерчант id, который в связке с кодом эквайера (банка) позволяет однозначно идентифицировать любого донатора. Эти данные доступны в банковских выписках. Из-за этой прорехи в распоряжении силовиков оказалась база донаторов «экстремистской организации» почти за семь месяцев, с августа 2021-го по февраль 2022-го.
Новые дела, приговоры, штрафы, сроки
Отделались штрафами за «финансирование экстремистской деятельности»:
- 68-летний Юрий Бобков из Тольятти — 300 тысяч рублей за шесть донатов на сумму 1800 рублей. С июля 2024-го находился под подпиской о невыезде.
- Антон Гришин из Москвы — 350 тысяч рублей за семь донатов на сумму 3500 рублей. Решение вынес в феврале 2025 года Гагаринский суд Москвы.
- 38-летний Вячеслав Герцберг из Сыктывкара — 300 тысяч рублей.
- 40-летний врач-невролог Антон Гончаров из Бийска Алтайского края — 500 тысяч рублей.
- 26-летний программист Антон Зидерер из Санкт-Петербурга — 300 тысяч рублей.
- Равиль Искалиев из поселка Ленинский Саратовской области — по совокупности преступлений 140 тысяч рублей.
- 34-летний Антон Коврик из Омска — 300 тысяч рублей.
Как и многим другим, эти уголовные дела исчисляются уже десятками. Некоторым, как и Левакову, повезло меньше. Так, к реальному лишению свободы приговорили:
- 46-летнего врача-кардиохирурга Ивана Тищенко из Москвы — к четырем годам в колонии общего режима за семь донатов на сумму 70 долларов. Решение в декабре 2024 года вынес Перовский суд Москвы. С сентября 2024-го находился под домашним арестом, с декабря того же года находится в СИЗО.
- 37-летнего риэлтора Павла Нацаренуса из Калиниграда — к восьми месяцам в колонии общего режима за семь донатов на сумму 1400 рублей. Решение в декабре 2024 года вынес Ленинградский райсуд Калининграда. В срок этого заключения зачли содержание фигуранта дела под стражей с августа 2024-го из расчета один день нахождения в СИЗО за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии. Фактически все время с момента задержания Нацаренус, который на апелляцию не подавал, провел в СИЗО и освободился в январе 2025-го.
- 29-летнего программиста Алексея Маляревского из Ростова-на-Дону — по совокупности преступлений к семи годам в колонии общего режима. Решение в апреле 2024 года вынес Долгопрудненский городской суд Московской области. С октября 2023-го находился в СИЗО, с декабря 2024-го отбывает наказание в ИК-1 Оренбурга.
- 30-летнего хакера Андрея Коваленко из станицы Тамань Краснодарского края — по совокупности преступлений к пяти годам в колонии общего режима и штрафу в 200 тысяч рублей. Решение в декабре 2023 года вынес Темрюкский райсуд Краснодарского края. Количество и сумма донатов, место отбывания наказания, как и дата лишения свободы, неизвестны (мера пресечения — заключение под стражу), судебный процесс по нему начался в мае 2023-го.
Пока одни осуждены — других еще только судят. В эти дни судебный процесс проходит в отношении 67-летнего разработчика суперкомпьютеров, доктора физико-математических наук, члена-корреспондента РАН, главного научного сотрудника Института программных систем имени Айламазяна Российской академии наук Сергея Абрамова из Ярославской области. Дело рассматривает Переславский районный суд. С апреля 2023-го обвиняемый находился под домашним арестом, с ноября того же года находится под подпиской о невыезде.
Кроме этого, почти каждую неделю приходят сообщения о новых уголовных делах. В частности, фигурантами дела о донатах ФБК стали 33-летний Дмитрий Дыба из Краснодара. Ему вменяют семь донатов на сумму 1050 рублей. С февраля 2025-го находится под подпиской о невыезде. Еще один фигурант — 59-летний специалист по фольклору обско-угорских народов Валерий Ледков из Ханты-Мансийска. Ему вменяют один донат на сумму 300 рублей. С декабря 2024-го находится под домашним арестом.
* Организация признана «иноагентом», экстремистской, запрещена и ликвидирована по решению суда.
** Внесен Минюстом РФ в реестр «иноагентов».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68