КомментарийОбщество

В IT уж больше не пойти

Индустрия переживает этап крупных сокращений: и людей, и инвестиций. Потому что не до чудес

В IT уж больше не пойти

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

IT-сектор России переживает крупные сокращения. Сбер, ВК и другие вовсю сбрасывают «балласт» и сокращают персонал. Интегратор Fork-Tech говорит о сокращении рынка на 20% до конца года. Сфера, еще недавно казавшаяся самой перспективной, начинает схлопываться. Айтишник больше не элита.

Во времена какого-то очередного финансового кризиса в России появился анекдот: «Вы кто?» — «Топ-менеджеры». — «Идите отсюда». —Топ-топ-топ».

Ждем актуальной версии про айтишников.

С момента массового распространения интернета рынок в широком его понимании переживал несколько скачков. Сначала айтишниками считались системные администраторы и дизайнеры сайтов на популярных системах управления контентом. Программист был редким явлением. И пусть в этой категории были абсолютно разные сущности, в глазах обывателя — это тот, кто может настроить компьютер.

Популярность «Одноклассников» и появление «ВКонтакте» породили бум социальных сетей. Что дало и инвестиции — все хотели повторить феноменальный успех и вскочить в последний вагон.

Свои социальные сервисы пытались делать все — от Google и «Яндекса» до неизвестных компаний. Попытки построить достойных конкурентов бесконечно проваливались, но так или иначе сопровождались потоком инвестиций, казавшихся бесконечными.

Помимо непосредственно разработки, новые сервисы породили новые профессии. Типа менеджеров, занимающихся продвижением в социальных сетях. Рекламные сети — таргетологов. И так далее. Так как интернет пролез во все сферы жизнедеятельности, причислять себя к айтишникам могли представители очень разных специальностей. Внутри интернета появилось множество отраслей. От геймдева (разработчиков игр, над которыми работают не только программисты, но и дизайнеры и писатели) до рекламщиков: гибридные рекламные компании — это тоже IT.

Дальше — больше. Массовые сервисы с высокой нагрузкой, большие данные, видеохостинги, трансформирующиеся в онлайн-кинотеатры. Мессенджеры. И коммуникационные сервисы. Бесконечные b2b-продукты. От систем управления предприятием до автоматизации первой линии поддержки. Умные устройства. Все, чем вы так или иначе пользуетесь дома или на работе, так или иначе касается современных технологий.

Фото: Ростислав Нетисов / Коммерсантъ

Фото: Ростислав Нетисов / Коммерсантъ

Чтобы понять, что IT — это не только программисты, достаточно посмотреть на структуру абстрактного бизнеса. Программисты — они разные. Часть программирует «морду» — фронт-энд, часть — невидимый пользователям бэк-энд. Все это происходит на серверах, которые кто-то настраивает. Этими людьми надо руководить, ставить им задачи, писать технические задания. Это все тоже отдельные профессии. Все это хозяйство должно как-то выглядеть и иметь смысл. И тут одним человеком не обойдешься. Менеджеры продуктов, специалисты по интерфейсу. И это тоже не конец. Всем надо платить зарплату и думать, как отбивать затраты. Так, включая уборщицу и офис-менеджера, небольшая IT-компания — это 50 человек, содержание которых обходится в копеечку.

Но как же бесконечные стартапы, которые делают пять человек? Все они используют публичную инфраструктуру — от облачных сервисов до сред разработки, над которыми, в свою очередь, работают тысячи.

Все перечисленное (а список далеко не полный) — это люди и деньги. Последние — это не только заоблачные цифры венчурных и институциональных фондов, но и внутренние деньги компаний. Даже если вы продаете шаурму, у вас есть расходы на IT. И чем меньше бизнес, чем тщательнее вы взвешиваете, на что их тратить и как возвращать. С крупными компаниями в чем-то проще: миллион туда, миллион сюда, тут не получилось — списали в убытки и забыли (если, однако, не стоит вопрос выживания).

Если первый бум в индустрии был основан на частных инвестициях, которые строги к тратам, то приход государства начал портить поляну. Бесконечные вливания в никому не нужные проекты разогревали рынок, шопинги компаний, близких к государству, и породили целое направление бизнеса: «создать компанию и продать «Сберу». Все это создавало рабочие места и заливало рынок деньгами. Местами имелся выхлоп — в стране появилась масса удобных и хороших сервисов. Но и шальные деньги имеют свойство заканчиваться.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Читайте также

Чип Шредингера

Чип Шредингера

Компания Microsoft анонсировала новый чип, который создан из новой материи. Разбираемся, что это

Теперь про людей. Понятно, что такие вливания требовали потока кадров. Запрос совпал с ростом популярности онлайн-образования, и все эти сервисы с бесконечными курсами — это тоже IT-инфраструктура, которую кто-то создал. Из рекламных роликов посыпались обещания золотых гор и бесконечного счастья. Выучи Python за месяц или стань дизайнером за два и получи баснословную зарплату, трудоустройство гарантировано. Заводы стоят — одни айтишники в стране. Но и эта история имела две стороны медали. С одной стороны, достойные схемы образования позволили многим получить профессию и работу — в массе компаний были задачи, для которых требовались специалисты такого типа. От написания плагинов для существующих сервисов до рисования кнопок. С другой — чудес все равно не бывает. И список позиций младшего персонала не бесконечен, и профессионалом за короткий срок не стать.

В теории схема, конечно, рабочая. Мы все больше погружаемся в виртуальную реальность, все больше процессов переходит в цифровое пространство, это ведет к появлению новых рабочих мест, новых профессий и к бесконечному потоку инвестиций, направление которого меняется с текущими трендами. Да, исчезают старые специальности:

кассира заменяет терминал самообслуживания, курьера — робот, таксиста — автопилот. Но эти железки генерируют хорошую маржу, и на сдачу можно переучить, компенсировать и так далее.

На практике, как всегда, сложнее. Возвращаясь к деньгам — в конечном счете за банкет платит потребитель этих бесконечных услуг. Сколько-то за подписку, сколько-то за обслуживание. Может быть, и не платит, но смотрит рекламу. А рекламодатель надеется, что в кошельке у зрителя завалялась копеечка. Вечно субсидировать и делать скидки невозможно. С бизнесом такая же история. На интеграцию какой-нибудь сложной системы нужны деньги, чтобы она себя окупила — нужны продажи. Нет перспектив — нет инвестиций, нет развития. Не надо быть экономистом, чтобы понимать: падение благосостояния начинает рушить множество цепочек и бизнес-процессов. Чем меньше вы тратите в магазине, тем меньше получит разработчик системы логистики. И тоже меньше потратит в магазине.

С людьми, занятыми в IT-индустрии, похожая история. Даже не касаясь модной теории о том, что специальности типа младшего программиста, дизайнера или копирайтера сегодня успешно заменяет искусственный интеллект, в момент, когда рынок сдувается, компании начинают резать косты — и под нож попадает все необязательное, неочевидное, не приносящее деньги здесь и сейчас. Нет средств на развитие, нет средств на эксперименты. Задача — выстоять и не упасть. Притом что возможность — как финансовая, так и техническая — нормально оплатить условный ChatGPT или Photoshop либо доставить какой-нибудь сервер последней модели тоже радости не доставляет.

Интернет, IT-индустрия показались чудом благодаря бурному росту и интересу к сфере. В какой-то момент об айтишниках заговорили как об отдельной касте: еще бы, востребованная, высокооплачиваемая и небанальная профессия. Но если страна переживает экономический кризис, не до чудес, и это быстро начинают чувствовать все. Даже те, кто недавно считали себя избранными.

Этот материал входит в подписку

Виртуальный Меркуров

Тренды цифрового мира

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow