СюжетыПолитика

«Можем ли мы использовать IMSI-перехватчик в Германии?»

«Болгарскую шпионскую сеть» скоро расплетут. В Лондоне заканчивается судебный процесс над Русевым и Ко

«Можем ли мы использовать IMSI-перехватчик в Германии?»

Рисунок: Julia Quenzler

Центральный уголовный суд Англии и Уэльса, который находится в самом центре Лондона, недалеко от собора Святого Павла, специализируется на рассмотрении особо тяжких уголовных преступлений, таких как терроризм, жестокие убийства, коррупция и организованная преступность, а также дела о шпионаже.

Именно этот суд уже несколько месяцев ведет следствие о так называемой «болгарской шпионской сети», которая, как утверждает обвинение, занималась слежкой и вынашивала в 2021–2022 году планы похищения и/или убийства в Европе журналистов-расследователей, а как выяснилось позднее, готовила нападение на американскую военную базу недалеко от Штутгарта. Для своей деятельности группа использовала весь арсенал знакомый по шпионским фильмам: тайные гаджеты для слежки, различные технические средства для нападений и — как обойтись без этого — «медовую ловушку».

Первая информация о предполагаемой шпионской сети, связанной с гражданами Болгарии, появилась в начале февраля 2023 года, когда британские правоохранители арестовали первых подозреваемых. Сейчас по делу проходят пятеро граждан Болгарии:

  • 33-летняя Катрин Иванова,
  • 32-летняя Ваня Габерова,
  • 41-летний Тихомир Иванчев,
  • 43-летний Бисер Джамбазов,
  • 46-летний Орлин Русев.

Но лишь последние два признали свою вину в участии в заговоре с целью шпионажа, причем Русев считается лидером группы.

Орлин Русев, Катрин Иванова, Бисер Джамбазов. Фото: соцсети

Орлин Русев, Катрин Иванова, Бисер Джамбазов. Фото: соцсети

Самым таинственным предполагаемым ее участником является некто Ян Марсалек, который, предположительно, был координатором шпионской сети, но чей след был утерян еще в 2020 году.

Кто такой Ян Марсалек?

Ян Марсалек (правильно его фамилия произносится как «Маршалек») — австрийский гражданин, родившийся 15 марта 1980 года в Вене. Он в первую очередь известен как бывший главный операционный директор немецкой платежной компании Wirecard. Однако вскоре после скандала и банкротства Wirecard в июне 2020 года, связанного с таинственным исчезновением со счетов компании около двух миллиардов евро, Марсалек скрылся. Согласно расследованию немецкой Süddeutsche Zeitung, в 2021 году Марсалек, сменив несколько фамилий, якобы получил российский паспорт на имя Герман Баженов. При этом для связи с Орлином Русевым и для передачи ему денег (в деле фигурируют сотни тысяч фунтов) он пользовался еще одним именем — Руперт Тиц.

Журналисты предполагают, что Марсалек еще задолго до возникновения «болгарской сети» и краха компании Wirecard, используя свои связи в Западной Европе, будто бы занимался деятельностью, связанной со слежкой за лицами, неугодными Кремлю, и проведением иных операций.

Вскоре после исчезновения Марсалека Financial Times рассказала о том, что в 2018 году, общаясь с трейдерами из лондонского Сити, он, чтобы произвести на них впечатление, показывал им некие секретные документы, в которых фигурировала формула «Новичка», а также хвастался своими связями со спецслужбами. Что похоже на правду, так как в бегстве из Вены в Минск на частном самолете ему помогали бывшие сотрудники австрийских спецслужб. Судя по такому размаху его деятельности, «болгарская сеть» была лишь одним из ее эпизодов.

Ян Марсалек. Источник: Wirecard AG

Ян Марсалек. Источник: Wirecard AG

Косметология на службе разведки

Около десяти дней назад 32-летняя мастер по ресницам Ваня Габерова, которая отрицает свою вину в шпионаже, рассказала присяжным душещипательную историю ареста Бисера Джамбазова, которого полиция обнаружила голым в ее постели. На судебном заседании Габерова заявила, что это абсолютно «ничего не значит», так как у Джамбазова просто такая привычка — спать голым.

Далее перекрестный допрос подозреваемой превратился в подобие статьи из желтой прессы. О том, как она променяла свои отношения с более молодым художником и декоратором Тихомиром Иванчевым на роскошную жизнь с «уродливым», но при этом одновременно и «очаровательным» Бисером Джамбазовым. О том, как они останавливались в пятизвездочном отеле в Валенсии и обедали в мишленовском ресторане. О том, что ради нее Джамбазов расстался с другой обвиняемой по делу — Катрин Ивановой, о том, как он врал Габеровой, что является сотрудником Интерпола, показывая ей поддельные значок и удостоверение этой организации, и о том, что он болен раком мозга. О слезах и других эмоциях. При этом именно Ваню Габерову считают «медовой ловушкой», которой пытались соблазнить известного журналиста-расследователя издания Bellingcat* — Христо Грозева**.

Ваня Габерова. Источник: Metropolitan Police PA

Ваня Габерова. Источник: Metropolitan Police PA

Слежка за журналистами

В начале декабря прошлого года на одном из заседаний суда Олд Бейли прокуратура сообщила, что по команде Марсалека группа изначально нацелилась на журналиста-расследователя Христо Грозева из Bellingcat и пыталась заманить его в «медовую ловушку» при помощи Facebook***. Непосредственно в операции участвовала Катрин Иванова, Ваня Габерова и Тихомир Иванчев. За Грозевым и за главным редактором издания The Insider* Романом Доброхотовым** следили, используя специальные технические устройства, такие как очки с функцией видеозаписи, а также обсуждались варианты их компрометации. А в августе 2022 года даже планировалась операция по похищению Доброхотова.

Христо Грозев. Фото: Julien de Rosa / AFP / East News

Христо Грозев. Фото: Julien de Rosa / AFP / East News

При этом, согласно заявлению известной ее участием в резонансных и сложных делах, связанных с терроризмом, сотрудницы прокуратуры Элисон Морган, Марсалек якобы высказывал Русеву опасения, что Габерова может «влюбиться в него», на что Русев ответил: «Ваня очень, очень напористая и очень независимая. Настоящая сексуальная стерва».

Иванова, Габерова и Джамбазов следили за Грозевым в отеле испанской Валенсии, где Габерова сфотографировала его вместе с основателем Bellingcat Элиотом Хиггинсом, а позже вела за ним видеонаблюдение при помощи специальных очков на борту самолета, летевшего рейсом из Австрии в Черногорию.

Морган также сообщила присяжным, что Иванова «играла центральную роль» в 2021–2022 годах в слежке за Романом Доброхотовым. А Марсалек и Русев при этом обсуждали план «возможного похищения господина Доброхотова» в Великобритании, но потом отказались от него, решив, что это слишком опасно. В одном из сообщений, которое приобщено к материалам дела, Марсалек якобы написал Русеву: «Успешная операция на британской территории была бы потрясающей после всей этой хреновой истории со Скрипалем».

Одной из главных источников информации для следствия и суда стала переписка Орлина Русева (порядка 80 тысяч сообщений) и данные о его финансовых транзакциях, которые удалось получить в момент его ареста в феврале 2023 года и которые стали доступны прессе из-за того, что позднее они были представлены присяжным лондонского суда.

Кроме этого, в момент ареста были обнаружены поддельные документы, в частности паспорта Великобритании, Болгарии, Франции, Италии, Испании и других стран (Хорватии, Словении, Греции и Чехии).

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Роман Доброхотов. Фото: соцсети

Роман Доброхотов. Фото: соцсети

Группа действовала с размахом. Пятизвездочные отели, дорогостоящие перелеты, закупка оборудования для наблюдения… Конечно, эти суммы трудно сопоставимы с миллиардами, пропавшими из компании Wirecard, но все равно счет шел на десятки и сотни тысяч фунтов, что, вероятно, на некоторых из обвиняемых производило впечатление. Однако болгарский журналист-расследователь Атанас Чобанов, который изучил действия группы в Болгарии и обнаружил их «логистическую базу» в глухой деревне Кърпачево, считает, что как минимум ее руководители — Бисер Джамбазов и особенно Орлин Русев — действовали не столь из чувства авантюризма и меркантильных мотивов, сколь из идеологических.

В частности, из переписки Русева и Марсалека можно заключить, что группа вынашивала планы вмешательства в болгарскую политику, а Русев хвастался тем, что у него есть «прочные связи» в высшем руководстве Болгарии, включая президента Румена Радева и Корнелию Нинову — до недавнего времени председателя Болгарской социалистической партии, которая традиционно считается пророссийской.

В связи с этим депутат болгарского парламента от правоцентристской партии «Демократическая Болгария» и бывший директор Государственного агентства национальной безопасности Атанас Атанасов обратился к временно исполняющему обязанности премьер-министра Димитару Главчеву с просьбой разъяснить, какие меры были приняты в связи с возможным нарушением безопасности страны.

Сколь веревочке не виться

То, каким образом правоохранительные органы вышли на деятельность группы, следствием не раскрывается. Однако очевидно, что одно дело — слежка за неугодными журналистами и анонимная вербовка через интернет молодежи для проведения разовых провокационных акций вроде нанесения граффити и расклейки стикеров, чем Русев, судя по всему также занимался, а совсем другое — полноценная шпионская деятельность вроде наблюдения за военными объектами и планирования возможных диверсий против них.

Скорее всего именно на этом этапе деятельность группы и привлекла к себе внимание европейских спецслужб. В октябре 2022 года Марсалек в переписке, находящейся в распоряжении суда, якобы задал Русеву вопрос: «Можем ли мы использовать IMSI-перехватчик в Германии? Нам нужно следить за украинцами на немецком военном объекте». Стоит пояснить, что перехватчик IMSI — это высокотехнологичное устройство, способное отслеживать номера мобильных телефонов, находящихся поблизости от него. Ответ Орлина Русева был положительным. Он сообщил, что такое устройство для слежки у него есть и хранится в гараже.

Речь шла о наблюдении за американской базой «Пэтч Бэрракс» недалеко от Штутгарта. Этот военный объект особо строго защищен, так как является штаб-квартирой Европейского командования США (USEUCOM) и Африканского командования США (USAFRICOM). Это — центр разведки, кибербезопасности и стратегического планирования.

Именно на эту базу прибыли около 70 украинских военнослужащих для обучения работе с системой ПВО Patriot. И именно за ними требовалось следить.

Можно предположить, что слежка при помощи IMSI удалась, так как Марсалек в восторге будто бы написал Русеву: «После того как мы использовали IMSI в Германии, мы могли бы сделать то же самое в Великобритании». Марсалек также, по данным следствия, вроде как предложил запустить беспилотник над американской базой, чтобы «посмотреть, сколько месяцев им понадобится, чтобы его заметить». Однако позднее он, видимо, получив инструкции, резко сменил тон (из материалов дела): «Наши друзья, — написал он, — просили меня передать вам и вашей команде просьбу быть крайне осторожными (…)».

Возможно, это связано с тем, что в этот момент глава военной контрразведки Германии (Militärischer Abschirmdienst, MAD) Мартина Розенберг высказала свою обеспокоенность по поводу роста активности на территории Германии деятельности иностранных разведок, особенно со стороны России и Китая, и выразила опасения по поводу возможных диверсий. В ответ на что Орлин Русев, который оценил бюджет операции в 40–45 тысяч евро в месяц, хвастливо успокаивал Марсалека, сообщая в переписке, что они действуют максимально осторожно: «Мы опытные и умеем прятаться».

Мартина Розенберг. Фото: bundeswehr.de

Мартина Розенберг. Фото: bundeswehr.de

Так или иначе, но присяжным суда Олд Бейли на одном из заседаний были продемонстрированы записи оперативной видеосъемки одного из обвиняемых, идущего по лесистой местности вдоль забора, окружающего военную базу, очевидно, в попытке понять, как она охраняется, где установлены видеокамеры и так далее.

Поскольку оперативные данные засекречены, сейчас невозможно утверждать, была ли слежка за группой установлена до или после этой лесной прогулки, которая и привлекла к ней внимание контрразведки.

По данным суда, обвиняемые были арестованы за нарушение Закона о государственной тайне (Official Secrets Act) в интересах якобы некоего «российского агента». Этот закон предусматривает практически ничем не ограниченный штраф и тюремное заключение до 14 лет. При этом наказание может назначаться за отдельные эпизоды, а потом складываться. Катрин Иванова — кроме этого — обвиняется в использовании поддельных документов, удостоверяющих личность. Вердикт присяжных по делу ожидается в ближайшие дни.

Андрей Жвирблис, специально для «Новой»

* Признаны нежелательными организациями на территории РФ.

** Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».

*** Принадлежит компании МЕТА, признанной в РФ экстремистской, деятельность которой запрещена.

Этот материал входит в подписки

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Судовой журнал

Громкие процессы и хроника текущих репрессий

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow