Масштабные сбои в системе электронных больничных листов начались из-за перехода сервиса Социального фонда России на «Единую централизованную цифровую платформу в социальной сфере». Во всяком случае, в публичном пространстве назвали именно эту причину. Проблему обещали устранить оперативно, но что-то пошло не так. Перебои в работе платформы фиксировали и в декабре, и позже. Медицинские организации не могли передать больничные работодателям, выплаты за период временной нетрудоспособности задерживались. Эксперты говорили, что подобные сбои указывают на необходимость более тщательной подготовки к старту новых цифровых платформ. А мы вспомнили: людям обещали, что на этих платформах предоставление социальной поддержки станет проще и быстрей.
Сбой и… тишина
На электронные больничные страна полностью перешла с 2022 года. Оказалось, что это удобно и эффективно. А потом систему решили сделать еще лучше, и она засбоила. В соцсети выплеснулось массовое негодование, люди писали о проблемах, которые им подкинула всеобщая цифровизация.
— Руководство постоянно звонит и уточняет: пока не увидят информацию по больничному, то ставят прогул в графике. Как же достали эти нововведения!
— Не могу закрыть больничный, денег нет, чтобы купить дорогие лекарства.
— Работодатель не видит открытого электронного больничного. Значит, должен ставить прогулы или проявлять понимание.
— Пол-России не может получить свои выплаты, и тишина, никто ничего не предпринимает.
— Лежу в больнице, мне ставят прогулы.
Самарская, Волгоградская, Нижегородская, Саратовская, Челябинская, Ленинградская области, Краснодарский край, Подмосковье — это лишь малая часть регионов, которые затронул технический сбой.
Сообщение о том, что Социальный фонд России (СФР) переходит на государственную «Единую централизованную цифровую платформу в социальной сфере», появилось на официальном сайте ведомства в сентябре прошлого года. А уже в декабре возникли проблемы. Нервозности добавил тот факт, что приближались новогодние праздники, а они у нас, как известно, долгие.
Люди гадали, оплатят ли им больничный до конца года? Если нет, то когда? Чиновники не спешили вносить ясность. То ли все силы бросили на «починку» платформы, то ли сказать было нечего.
А врачам и пациентам настойчиво советовали писать жалобы в разные инстанции — от Роструда до местных департаментов здравоохранения и поликлиник, которые, к слову, сами стали заложниками ситуации.
«Местный СФР предлагает почему-то идти разбираться в больницу. Звонила на горячую линию ФСС (Фонда социального страхования. — Ред.) долго и упорно, но безрезультатно», — писала одна из пострадавших. «Больше всего бесит что на сайте СФР и в каналах коммуникаций — ВК, ТГ нет никакой инфы! Неужели трудно написать, что проблемы устранятся такого-то числа, беспредел просто! Жалобы оставила на СФР и на горячую линию Президенту». К моменту, когда в одной из соцсетей появилось это гневное сообщение, пошла уже вторая половина декабря. Адвокаты по трудовым спорам советовали обращаться к работодателю, фиксировать тот факт, что больничный не был закрыт из-за сбоя в системе. А это веская причина.
Если начальство не реагирует, рекомендовали писать в Роструд — он регулирует все трудовые отношения и может наложить на работодателя административный штраф. Реально ли в данном случае получить компенсацию от СФР, имея в виду, что претендовать на нее может любой гражданин, чьи права нарушены?
— Если социальный фонд, несмотря на этот сбой, исполнил свои обязательства по выплате пособия в надлежащие сроки, то нет никаких оснований считать, что права были нарушены, — констатирует Дмитрий Перминов, гендиректор Московской аудиторской компании «СтолыпинЪ». — Если нет, претензия может быть предъявлена. Выстраивается следующая цепочка: врач закрывает больничный в системе, информация моментально поступает в СФР и работодателю. Одновременно с этим социальный фонд делает запрос работодателю об истребовании недостающих сведений. В течение трех дней работодатель должен их предоставить. Затем в течение 10 рабочих дней соцфонд обязан: а) рассчитать пособие, б) выдать.

Фото: Марина Молдавская / Коммерсантъ
Допустим, эти сроки нарушены в самом начале. Скажем, 10 декабря больничный был закрыт, но информация об этом в систему поступила только 20 декабря. Даже если дальше все сроки были исполнены, эта просрочка говорит о несвоевременности выплаты. Можно в этом случае попытаться зафиксировать нарушение прав на своевременное получение пособия из СФР.
— И как действовать дальше?
— Предъявить жалобу самому фонду. Сразу обращаться в суд оснований нет. Надо соблюсти досудебный порядок. Поскольку наш способ общения с госорганами — жалоба, то надо пожаловаться на несвоевременную выплату и обозначить сумму претензий в виде материального ущерба по пользованию твоими денежными средствами.
— Почему с такой формулировкой?
— Потому что пособие, которое должно было быть выплачено десятью днями раньше, грубо говоря, считается уже твоим. И вот за эту просрочку можно требовать возмещения.
Болеть нельзя работать
Декабрьское молчание чиновников понять сложно. Особенно если учесть, сколько людей затронула проблема. И речь не только о «сидевших» на больничном. Врачам, которые работают с этим документом, энтузиазма происходящее не добавило точно. Зато именно в этот период активизировались авторы разнообразных идей по части оптимизации процесса. Но не на этапе сбоя, а в широком смысле. Законодатели и чиновники от здравоохранения озаботились вопросом, как бы нам так болеть, чтобы это было рационально.
По части общих положений пришли к следующему: необходимо повысить эффективность использования соцгарантий, усилить профилактику заболеваний, своевременно выявлять хронические (хотя при чем тут «своевременно», если речь идет о хронике), работодателей заинтересовать в радении за здоровье сотрудников, последних стимулировать заботиться о собственном организме — и все это под знаком оптимизации (куда же нынче без нее).
Подробней стоит остановиться на конкретных предложениях. Именно в декабре в публичном поле появилась информация о новой инициативе депутатов Госдумы, которые предложили предоставлять наемным работникам выбор: уходить на больничный с потерей денег или работать онлайн, не теряя в зарплате. Правда, от этого выбора сразу отсекаются те, кто трудиться дистанционно не может. Да и не все работодатели готовы к такой схеме.
Еще законодатели предложили брать с пациента письменное согласие на оформление больничного — уже в обязательном порядке.
Согласие как жанр, похоже, становится непременной частью едва ли не любого процесса в здравоохранении: на медицинское вмешательство, на потенциальные манипуляции и возможные последствия, а теперь еще и на оформление листка нетрудоспособности.
Что примечательно, Трудовой кодекс позволяет решать подобные вопросы в частном порядке между двумя сторонами. Непонятно, зачем улучшать или даже просто менять алгоритм, который и так работает. Причем гибкость проявляют даже в госучреждениях, которые по сути своей консервативны.
Наша собеседница Марина представляет административно-управленческий персонал «Почты России».
— Больничный практически никогда не беру. Если недомогаю и мне нужно пару дней отлежаться, то договариваюсь с работодателем на удаленку. Ее подтверждают по электронной почте.
— То есть руководитель по почте должен дать согласие?
— Договариваюсь я устно. Если все о'кей, пишу руководителю письмо: прошу такого-то числа отпустить на удаленку. Он подтверждает. Это чтобы себя прикрыть и руководителя, если возникнут вопросы.
— Такое правило распространяется на всех?
— Руководители разные, не все разрешают. Некоторые отпускают только на больничный или за свой счет. У кого гибридный график, могут в учетной системе поменять себе конкретные дни (с офиса на онлайн) и отправить заявку руководителю на согласование.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В международных компаниях иная практика. На «поболеть» без всяких документов человек имеет несколько дней, и это закреплено договором. О такой практике рассказал россиянин Антон — сотрудник одной из ведущих консалтинговых компаний мира, филиал которой находится в Бостоне. «У нас в фирме есть 6 или 8 дней в году, чтобы болеть и получать зарплату. Но я их никогда не беру, обычно просто работаю из дома. Спросил у ребят из других контор: единого больничного листа нет, есть записки от врача (сертификаты) или иные подтверждения, что на работе не был, так как ходил на прием. В нашей компании для короткого (до трех дней) отсутствия этого не требуют».

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Любой сотрудник любого предприятия по закону имеет право на больничный лист. Почему это право хотят сделать выбором, можно только гадать. Есть и другие неясности. Например, в каком случае можно рассчитывать исключительно на переговоры с работодателем, а когда идти в больницу. Эксперты, например, считают, что реально оценить состояние конкретного человека (и, следовательно, решить, работать ему в офисе или на дому) может только врач. Законодатели же предлагают оставить это на откуп заболевшему. Больничные при таком раскладе, надо полагать, будут двух типов — листок временной, но полной нетрудоспособности, и больничный, позволяющий легальным образом перейти на онлайн-режим. А как быть с теми, чья профессия предполагает физическое присутствие на рабочем месте, между чем и чем будут выбирать они? И почему из практики, которая подходит для отдельных категорий, хотят сделать общую норму? Вопросы можно задавать и дальше, но очевидно, что легких путей народные избранники не ищут.
Между тем формат, который они предлагают обсудить, давно и успешно работает. Более того, есть и другие эффективные алгоритмы. Управляющий одной из точек столичной сети кафе (в подчинении у него почти полсотни сотрудников) объяснил, как это работает.
Нас интересовали офлайн-сотрудники: повара, официанты, бармены, уборщики. «Если человек почувствовал недомогание, — рассказывает собеседник, — он может замениться по договоренности с коллегой. Причем замена может быть с любой другой точки. Главное, чтобы человек работал на равнозначной позиции. Для коммуникаций у нас есть специальный чат. Замениться можно не только по болезни, но и по личным причинам. Достаточно просто самостоятельно найти сотрудника на замену и уведомить руководство. Это правило работает у нас как часы. И люди чаще заменяются, чем берут больничные».
Болеть можно, но недолго
Еще одну идею выдвинул Минздрав, который предлагает изменить сам порядок оформления больничных. Нововведения планируют запустить уже осенью.
И тогда людям, не выходившим на работу по болезни четыре и более раз за полгода, новый листок нетрудоспособности врачи смогут выдавать лишь на три календарных дня.
Каждый случай, требующий длительного лечения, будет рассматриваться врачебной комиссией в индивидуальном порядке (сейчас болеть, не теряя в заработке, можно в течение 120 дней, после чего бюллетень продлевается только через МРЭК). Пока непонятно, как станет работать комиссия: на постоянной основе или по поводу? И кем ее укомплектуют — врачами поликлиники, к которой пациент прикреплен, или приглашенными специалистами?
«С одной стороны, Минздрав вроде прав, потому что это делается в интересах пациента, — говорит президент «Лиги пациентов» Александр Саверский. — Если человек болел четыре раза за полгода, значит, назначенное лечение не очень-то ему помогает. Следовательно, надо смотреть, что можно сделать. Но чисто технически я не понимаю, как это будет работать. Вот врач выписал больничный лист на три дня. Больничный закончился, его нужно продлить. Значит, больному надо физически явиться на заседание комиссии, она же не пойдет к нему домой. Уже неоднозначный момент.
Непонятно, как будет работать и сама комиссия: каждый день заседать? Но у всех еще есть основная работа, кстати говоря. Если же заседать, скажем, через неделю, а продлить больничный надо сегодня? Человек попадает в дурацкую ситуацию — своевременно сделать пролонгацию невозможно. В итоге все будет заканчиваться трехдневным больничным, а дальше иди работай. Начинание вроде благое, но технические проблемы могут сделать пациенту только хуже».
Действительно, не получится ли так, что люди будут вынуждены возвращаться на работу, не долечившись? Положим, для ОРВИ трех дней, может, и достаточно. А если речь о более серьезном заболевании? Это может привести к проблемам, требующим того самого длительного лечения и созыва комиссии. Какая-то алогичная конструкция. Однако предложение Минздрава должно побудить работодателей и сотрудников активней заниматься профилактикой заболеваний — подобная тема звучит буквально во всех комментариях. Ренессанс производственной гимнастики и выездные дни здоровья — это, безусловно, прекрасно. Но не получится ли так, что сотрудников начнут подводить под увольнение из-за системных заболеваний? Зачем нужен хроник, если можно нанять здорового.

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ
Законодательство, конечно, запрещает запрашивать какие-либо физические данные. Но инсайд никто не отменял. Процветает же в трудовых отношениях сегрегация по возрасту, при этом отрицаемая публично и даже запрещенная. Кто гарантирует, что теперь к ней не добавится отказ в приеме на работу (или увольнение) из-за проблем со здоровьем? Как ни крути, а вероятность того, что сотрудники начнут чаще переносить болезни «на ногах», весьма высока.
И это уже происходит. Портал Hh.ru провел исследование, в рамках которого выяснилось, что почти половина из двух тысяч опрошенных не берет больничные. В каждом пятом случае это просто запрещено руководством.
— Совершенно очевидно, — добавляет Александр Саверский, — что люди больные ходят на работу. Мы с вами их видим в тех же торговых центрах — на кассах и чихают, и кашляют. Понятно, что такое происходит не от хорошей жизни. Но это в России повсеместно. И никакие исследования не нужны, все и так очевидно. После ковида (и массового перехода на онлайн) идут очень сложные процессы. Поведение работодателей в этом смысле трудно просчитать. Возможно, они будут освобождать места, которые заполнят какие-то технологии, искусственный интеллект. Он стоит дешевле и бывает иногда надежней, чем люди. А вся ситуация с больничными может служить поводом для увольнений. Люди, понимая это, стараются не уходить на больничный. Дальше государству придется тратить на лечение гораздо больше денег, чем могло бы потратить на оплату больничного.
А был ли «мальчик»?
На одном из тематических сайтов человек, которому «нарисовали», как он сам выразился, две недели прогулов, спрашивал: «А что делать мне — ходить доказывать, что не индюк, что не я прогуливал, а система ваша, умники, не работала?»
Ходить-доказывать в отдельных случаях, боюсь, придется. Это такая старая привычная бюрократия, замешанная на издержках современной цифровизации. Прогул, как известно, может повлечь за собой дисциплинарные меры — вплоть до увольнения. В этой связи хочется понять: мог ли работодатель в нештатной ситуации не проставлять прогулы болевшему сотруднику?
— Я вам больше скажу, он не имел права ставить прогулы в сложившейся ситуации, — констатирует Дмитрий Перминов. — Поясню: прогул — это отсутствие на рабочем месте без уважительной причины. Ситуаций, в принципе, всего две: человек либо на работе, либо нет.
Если он, допустим, болеет, а у работодателя есть информация любого толка на этот счет, он ему вправе не поверить до получения подтверждающего документа. Но оснований однозначно считать, что это прогул, тоже нет.
Работодатель может поставить в табель учета рабочего времени (в нем фиксируется статус работника) аббревиатуру «НН» — неявку по невыясненным причинам. А когда соцфонд пришлет информацию о начале больничного, должен сразу внести изменения и проставить букву «Б» (болен).
Кроме того, в статье 214 ТК закреплена обязанность работника известить непосредственного начальника об ухудшении здоровья. Желательно, конечно, письменно. Но Роструд допускает в том числе сообщения в мессенджерах. И если такая информация от сотрудника пришла, то — еще раз повторю — оснований ставить прогул нет. Позже, когда поступят доказательства того, что он действительно болел: то есть медучреждение закроет больничный, социальный фонд осуществит все необходимые процедуры, работодатель, даже если он успел зафиксировать прогул, должен его отменить.
Эксперт добавил, что трудовое законодательство всегда на стороне работника. У работодателя нет презумпции невиновности. А недавний опрос SuperJob выдал такую картину: каждый девятый россиянин считает, что ТК в основном защищает интересы наемных работников. 30% граждан уверены, что трудовое законодательство в большей степени на стороне работодателя. А 31% утверждает, что интересы работодателя и сотрудника защищены в равной степени.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68