СюжетыОбщество

«Не запрашивает SOS, не идет на контакт»

Вокруг китайского балкера, который получил пробоины и сел на мель у берегов Сахалина, установили боновые заграждения

«Не запрашивает SOS, не идет на контакт»

Китайское грузовое судно, севшее на мель у берегов Сахалина. Фото: Пресс-служба правительства Сахалинской области / ТАСС

В Невельске у китайского навалочника «Анг Янг-2», потерявшего якорь и севшего на мель 9 февраля во время погрузки в шторм, начали устанавливать боновые заграждения. На его борту — около 100 тонн дизельного топлива, около 700 тонн мазута и 1000 тонн угля, которые успели загрузить. Ограничители, как ожидается, помогут предотвратить возможный разлив нефтепродуктов. Сейчас его нет, но уже известно, что грузовое судно 190 метров длиной и 32 метра шириной получило пробоины. Капитан на контакт не идет. В Невельске введен режим ЧС муниципального масштаба.

Огромный оранжевый балкер водоизмещением 56,7 тысячи тонн застрял метрах в 20–30 от берега, и подойти к нему с моря из-за погоды до окончания шторма не могли ни водолазы, ни плавсредства. Волны буквально захлестывали палубу. Как сообщил губернатор региона Валерий Лимаренко, судно стояло на погрузке угля. На борту, кроме этого, хватает и другого топлива, в том числе дизеля и мазута.

— Его бросили на рейде. Начался шторм. Ему нужно было спокойно выйти в открытое море в Татарском проливе. Получилось так, что экипаж не справился с управлением, и их выбросило на сушу. <…> Сидит он на мели, примерно 2,70 м. И перспектив отбуксировать его мы пока не видим. Более того —

китайское судно не запрашивает помощи, не объявляет SOS и каких-либо других сигналов. В этой ситуации мы действуем самостоятельно,

— сообщил Валерий Лимаренко.

При этом Морспасслужба с капитаном судна связаться смогла, он сообщил о двух пробоинах в балластных танках.

Власти Сахалинской области наладили связь с экипажем «Анг Янга-2», все 20 человек в порядке, у них есть еда, вода и электроэнергия. В Невельске под руководством зампреда регионального правительства Алексея Римши создан оперативный штаб, в него вошли спасательные службы, портовики, транспортная прокуратура. И МЧС, и власти, и волонтеры разлива нефтепродуктов на данный момент не видят. Однако из Корсакова передислоцировалась морская спасательная служба с боновыми заграждениями. Спасатели, после того как шторм утих, окружили судно бонами.

— Дальше по результатам обследования бортов судна и его корпуса будут приниматься решения о том, можно ли снять его с мели. Или провести какие-либо иные мероприятия по сливу топлива с него, — сказал Алексей Римша.

Региональное правительство обратилось в МИД РФ, погранслужбу, к властям порта с тем, чтобы установить контакт с капитаном судна. Фактически ждали только его разрешения на то, чтобы выкачать топливо и забрать с балкера все углеводороды. В итоге связались с судовладельцем. Областные власти говорят, что муниципальные специалисты обследуют площадку для размещения мазутовозов.

Как напомнил Лимаренко, в 2021 году в Холмске произошел аналогичный инцидент: китайский сухогруз Xing Yuan из-за неработающего двигателя выбросило на мель прямо у городской набережной.

Иностранная команда сошла на берег и разъехалась по домам. И судовладелец «сделал ручкой» — выкачивать топливо и утилизировать судно пришлось региональным властям за счет бюджета.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Утилизация началась только в октябре 2024 года (потому что судно еще надо было вывести из-под таможенного контроля, исключить из реестра порта Сьерра-Леоне, подтвердить невозможность дальнейшей эксплуатации, выкачать с него углеводороды). На первом этапе ликвидировано более 90 тонн металлолома, работы планируют завершить только в текущем году. И снова делать то же самое сахалинским властям не хочется.

В свою очередь экологические волонтеры обследовали судно и сделали свои выводы.

— Судно сидит на мели очень высоко над водой — это значит, что его выбросило в прилив по высокой нагонной волне, что практически не оставляет шансов снять его с мели, — пишет в своем канале сахалинский эколог Дмитрий Лисицын. — Абсолютно точно, что его придется разрезать и утилизировать, так бывает всегда. Но самая срочная задача — откачать мазут, дизтопливо и судовое масло. И поэтому к нему необходимо немедленно начать строить дорогу — другого способа нет. Важно: мы видим, что правый якорь у судна отсутствует, а якорная цепь свисает вниз. Это означает, что его ветром сорвало с якорной стоянки на внешней акватории порта Невельск — ровно так же, как в 2015 сорвало танкер «Надежда», в результате чего произошел самый крупный морской нефтеразлив в сахалинских водах. Ситуация идентичная. Этот «Анг Янг-2» и сейчас лежит на внешней акватории порта. И здесь уже возникает ответственность капитана порта.

По словам Лисицина,

китайский сухогруз мог бы избежать аварии, если бы покинул порт по требованию.

Поэтому сейчас необходимо понять: было ли такое требование (если нет — ответственность ложится в том числе и на капитана порта).

— Между прочим, от этой сидящей на мели очередной экологической бомбы до уникального лежбища краснокнижных сивучей на Южном брекватере всего лишь 700 метров. И первые сивучи туда уже пришли. Там же спасаются от шторма сотни беринговых бакланов и других морских птиц, — добавляет Дмитрий Лисицын.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow