КомментарийКультура

Про рок

На экраны выходит фееричный байопик «Пророк. История Александра Пушкина» — под современную музыку и с Юрой Борисовым в главной роли

Про рок

Кадр из фильма «Пророк». Источник: Кинопоиск

Я представляю, насколько оторопела принаряженная публика в Михайловском дворце, где прошла пышная премьера.

Самый необычный, хулиганский байопик о солнце русской поэзии, какой можно вообразить. Музыкальное шоу, нарядная феерия режиссера Феликса Умарова, которая точно разобьет аудиторию на сторонников и противников. Большой вопрос, посоветуют ли учителя, радетели традиций, бежать своим ученикам в кино. Или пушкинисты, которые найдут немало несоответствий с каллиграфическим каноном прописанной детально биографии, знакомой по «Родной речи». Или серьезные кинематографисты, которые словами побьют авторов, устроивших эту «дурновкусную вакханалию» — «тик-ток хроном в два часа»!

Не «величавый жрец высокого искусства», напротив, Пушкин в легких туфлях спрыгнул с пьедестала, двинулся к нам — не может быть! — пританцовывая. Как посмели? Но как спустя почти два века рассказывать про «наше все», отлитое в бронзе, вызубренное в школе до дыр.

Например, с помощью альтернативного — пусть неочевидного эксперимента. Например, с помощью мюзикла. Можно вспомнить в качестве референсов «Гамильтона» — где рэп и ар-н-би смешаны с бродвейскими привычными мелодиями. Или театральный «Мулен Руж». Или фривольную смешливую Марию-Антуанетту в кедах Софии Копполы. Хотя концентрированный неоромантизм обманчиво легкомысленного «Пророка» ближе «Ла-Ла Ленду» Дэмьена Шазелла.

«Пророк» хотя и кажется легкомысленным интертейментом, палп-фикшном и отрицает увядшие натуралистические тренды и шаблоны, кружит, как и положено в неоромантизме, вокруг личности непреодолимой силы.

Это история молодого страстного мятущегося героя, которого поцеловал Бог. Начало похоже на «Серебряные коньки», созданные тем же продюсером Петром Ануровым. В тех же локациях (костюмы, правда, более условные). Ну очень похоже…

Пока не появится Пушкин (Юра Борисов). И не завертится каруселью вокруг него «и бал, и плаха».

Ах, Пушкин, ах, душка! И книг уж не сыскать. Особенно новейший роман «Евгений Онегин»! Непонятно, как он успевает писать стихи, купаться в лучах славы. Толпа его обожает.

Вначале его носят на руках, им восхищены, его произведения — нарасхват. Потом…

Это еще и история звезды: востребованной — отвергнутой — воспетой. Публика нуждается в новых кумирах. «Лишь смерть любовь толпы пробудит». Летим над крышами Санкт-Петербурга в отрочество, в Первую главу. В Лицей. Туда, где дружеский союз, «Ненадобны питомцу муз / Ни золото, ни ленты». Здесь первая внезапная дуэль, и вызывающая дерзость — мсье тюремщик Пилецкий, ненавидимый студентами, ее заслуживает. И порыв впечатлить самого Гавриила Державина. Эпизод в классе напомнит «сцену собрания из «Стиляг».

Вроде бы по касательной пройдут все вехи «хрестоматии»: от «веселости» Царского Села до ссылки, от «южного романа» до встречи с Натальей Гончаровой (Алёна Долголенко) — на балконе очередного бала — как свидание Золушки с Принцем у Кошеверовой. Мистическое пророчество петербуржской ворожеи (Полина Кутепова) — беды «от белой головы». Томление в Михайловском и заяц пред коляской на дороге. Друзей аресты. В том числе бесценного Пущина, друга, отправленного на каторгу. Безденежье. Ревность. Дуэль как исполнение судьбы, предвещенной гадалкой.

Кадр из фильма «Пророк». Источник: Кинопоиск

Кадр из фильма «Пророк». Источник: Кинопоиск

И Петербург с его «нечистыми мостовыми», летящими в грязь листками с дивными виршами. Дамы, пачкающие полы нежных платьев. Повозки, кони, всполохи огней в металлических чашах. Кукольный театр. Золотая мишура балов, напоминающих то приемы в «Великом Гетсби», то современные пати (например, после премьеры фильма «Пророк»), то буквальную иллюстрацию: «Балы, гусары, золото аллей, / Красавиц юных сладкие напевы. / И тайну легкую чарующих ночей». Шампанское рекой, стихи и бражничество — неразрывны. И пифия Авдотья Ивановна Голицына (Светлана Ходченкова) — королева бала, княгиня полуночи в чем-то небесно-голубом и перьях. Ее сиятельство, пленившая юное дарование. Условный Юг с развевающимися флагами. Головокружительная альковная связь — «растопленный сургуч» с Елизаветой Воронцовой (Анна Чиповская) в чем-то алом, будуар ее в цветах с фикусом до потолка. И ревнивым мужем, генерал-губернатором, уж приготовившим донос свой Бенкендорфу (Сергей Гилев играет концентрированный строгий, вполне современный образ жандарма всех времен).

Поэт и толпа. Поэт и книгоиздатель. Поэт и царь. Поэт и главный цензор. Поэт и страсть. Поэт и любовь.

Конкретика и символ меняются цилиндрами. Как и положено на театре: а свою условность фильм всячески подчеркивает.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Поэт и ссылка. Дуэль — морошка. Погиб поэт, невольник чести.

Картина как возмутительный анахронизм. В каком-то смысле да, интертеймент, подчиненный желанию сократить дистанции огромного размера меж классиком и новыми поколениями, «пакующими» пушкинскую строфу в рилсы и сторис. Ритм — микс ямба с инди, попом, рэпом. Фильм под сердцебиенье разной тяжести битов с вторжением французского аккордеона, шелеста бумаг в Канцелярии, перестука печатей: жалоб, прошений и доносов. Композиции в разных музыкальных стилях сочинены современными авторами, среди которых группа The Hatters, «Ёлка». Райан Оттер написал сквозную инструментальную музыку, соединяющую мелодику традиции и нынешнюю какофонию.

Влюбленность, роковая страсть — топливо для поэзии, резерв для вдохновенья. И невостребованные ныне мысли о свободе. «Где непокорность там опасность». Это самый сложный противоречивый мотив фильма. Пушкин идет писать Пугачева. В стихах воспеть «Свободу миру, / На тронах поразить порок». Но он же произносит царапающую кричащим противоречием фразу о декабристах: «При всей преступности замысла, стоял бы рядом с другом» («Союз спасения» здесь вспомнится невольно).

Прощай, свободная стихия?

Пушкин Юры Борисова — рок-н-ролл в салоне. Поэт и не Поэт. Нет, больше впечатленье от Поэта. Никакого портретного сходства. И грима тоже нет. Лишь парик с кудряшками. Борисов норовит поймать в зрачок кипящую энергию, азарт и отрешенность, созвучие «веленью божию». Но узнаваемого обаятельного Борисова в Пушкине слишком много. Не хватает отдельного, неудобного, колючего и язвительного магнетичного «свободы сеятеля пустынного», ведомого лишь интуицией, внутренним же беспредельным ощущением правды. Уж слишком сам Юра мил, добросердечен.

В пару поэту — вне мертвого канона — Наталья Гончарова, вовсе не писаная красавица пушкинской эпохи. Скорее сбежавшая с дискотеки наша современница. Не слишком образованна, шампанское украдкой. И замуж поскорей, как маменька велит.

Феликс Умаров после этой премьеры проснется знаменитым. Ему исполнилось всего 30. Модный режиссер, сформировавшийся в рекламном кино и клиповом видео — оттуда и его быстрый, подчиненный музыке, рваный монтаж, местами клиповое мышление. Он автор ярких роликов Adidas, Reebok, Chanel. В своем духе уже экспериментировал с живописными шедеврами в ролике «Классика навсегда» для Reebok: c представителями хип-хопа разыграл сюжеты от «Бурлаков на Волге» до «Девушки с жемчужной сережкой» и «Свободы на баррикадах».

Кадр из фильма «Пророк». Источник: Кинопоиск

Кадр из фильма «Пророк». Источник: Кинопоиск

Фильм вообще снимала молодая команда. Авторы сценария Василий Зоркий и Андрей Курганов, оператор Михаил Хасая, открытый в свое время Романом Волобуевым («Холодный фронт», «Блокбастер»).

С первых сцен угадывается почерк хореографа проекта Олега Глушкова («Стиляги», «Оттепель», «Актрисы»). С Умаровым они «заодно»: игровые сцены бесшовно перетекают в хореографию. Из лучших — ловко придуманная сцена тенниса: красавец Николай играет с Пушкиным и Бенкендорфом, власть играет с поэтом, цензура — с уязвимым светилом души волшебной. Мячик скачет, одной дырявой лишь ракеткой защищая поэта от надвигающегося «сумрака сознания».

Мороз и солнце — кнут и пряник.

Вердикт. «Пророк» — неровный буйный карнавал «La Pushkin» (так называли молодежь, которая копировала манеры и поведение А.П.), разыгранный без пиетета, придыханья. Со всем своеволием и наглостью молодости, которая в той же мере, сколь и предшественников поколенья, присваивает право говорить «мой Пушкин». Не претендующее на всеобщую любовь, личное, небесспорное по вкусу (во всяком случае, для многих) высказывание про «безумных лет угасшее веселье» и про свою любовь к «солнцу русской поэзии».

На большой экран «Пророк» выходит в День влюбленных — 14 февраля.

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow