В ноябре прошлого года в центре «Зотов» открылась выставка «Русское невероятное» — масштабный и амбициозный проект, приуроченный ко второму дню рождения культурного центра. Почти каждый год в Москве в рамках очередных этапов бесконечной «реновации» сносятся уникальные памятники архитектуры конструктивизма — вот и в начале этого года буквально за несколько дней было уничтожено здание дирекции Парка Горького, возведенное еще в конце XIX века и перестроенное по проекту Эль Лисицкого и Любови Залесской в разгар конструктивистской эпохи. Но в столице есть как минимум одно место, где наследие этого времени не разрушают, а, наоборот, тщательно сохраняют и исследуют — и это «Зотов».
Центр «Зотов» за два года с момента открытия в 2022 году успел стать одной из самых интересных новых культурных площадок Москвы. Разместившись в здании бывшего хлебозавода имени Зотова, культурный центр представляет довольно редкий для современной Москвы и России случай не просто переосмысления исторического пространства (в рамках общемирового урбанистического тренда, известного под названием редевелопмент), а соблюдения настоящей преемственности в сохранении архитектурного наследия: в здании, являющемся признанным образцом конструктивизма, был открыт культурный центр по изучению все того же конструктивизма. В отличие от многих других бывших столичных промзон, где теперь функционируют бизнес- и арт-центры, торговые и выставочные пространства, концертные площадки и ночные клубы, здесь старая форма и новое содержание не противоречат, а дополняют друг друга. В результате происходит не просто реактуализация пространства, как в случае с большинством известных подобных московских площадок вроде Центра дизайна Artplay, дизайн-завода «Флакон» или «Винзавода», а именно сохранение культурной памяти.
Впрочем, есть нюанс: в отличие от большинства других бывших заводов, подвергшихся «редевелопменту», от хлебозавода имени Зотова остался только основной производственный корпус — все остальные объекты завода были снесены еще в середине нулевых, сейчас же на их месте возвышается жилой квартал «Пресня-сити». На его фоне реконструированное здание хлебозавода 1931 года кажется аккуратной миниатюрой. Как бы то ни было, для выхода из той ситуации, которая уже сложилась к концу 2010-х годов с этим местом, было найдено, возможно, лучшее решение, и теперь центр «Зотов», несмотря на довольно узкую «специализацию» (изучение наследия конструктивизма), превратился в весьма успешный культурный проект, способный привлекать по-настоящему широкую аудиторию.

Фото: Агентство Москва
За два года существования центр «Зотов» уже отметился несколькими заметными выставками, посвященными истории конструктивизма: «1922. Конструктивизм. Начало», «Логос: голос конструктивизма», «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937». Однако к двухлетию пространства прошлой осенью руководство и кураторы «Зотова» решили подготовить свой пока что наиболее амбициозный проект — выставку, исследующую не столько сам конструктивизм как метод и стиль, сколько те феномены русской культуры, из которых сформировалось это направление в искусстве 20–30-х годов ХХ века. Один из главных вопросов выставки, ставших основой ее концепции: почему конструктивизм возник именно в России? И вся экспозиция становится попыткой дать развернутый ответ на этот вопрос.
Уже в самом названии выставки обозначен отход от восприятия конструктивизма как просто определенного направления в истории русского искусства. «Русское невероятное» — название вне исторического контекста, предельно обобщенное и не лишенное своего рода провокационности. И действительно, по ходу прохождения экспозиции у посетителей могут возникнуть вполне резонные вопросы: при чем здесь конструктивизм и что во всем этом невероятного? Как будто предвосхищая эти вопросы, кураторы выставки подготовили довольно подробные экспликации к каждому разделу, а также бесплатный аудиогид. Кроме того, несколько раз в день по экспозиции проводятся 80-минутные экскурсии, также призванные раскрыть концепцию выставки во всех деталях. Конечно, нельзя не отметить всех этих усилий коллектива центра «Зотов», направленных на то, чтобы сделать экспозицию понятнее и доступнее широкой аудитории, и все же во время осмотра меня не раз посещала мысль: не слишком ли широка центральная кураторская идея и не подавляет ли она сам материал?
Когда речь идет о выставке, чья задача, прежде всего, просветительская, а не художественная, такой навязчивый акцент на концептуальном обрамлении кажется не самым однозначным решением.
Впрочем, поскольку абсолютное главенство идеи было характерной чертой самого конструктивизма, можно сказать, что кураторы выставки при подготовке экспозиции пошли по пути сближения с основным объектом своего проекта и решили сделать выставку о феномене конструктивизма конструктивистскими методами.

Фото: Агентство Москва
Экспозиция состоит из девяти разделов, каждый из которых назван наречием, подчеркивающим одну из черт русского самосознания и, как следствие, один из принципов конструктивизма. «Безмерно», «Вот-вот», «Посреди», «Живо», «Ввысь», «Лихо», «Неудержимо», «Запредельно», «Вопреки» — кому-то этот ряд напомнит заглавие популярного американского романа Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко», однако, по замыслу кураторов, в этом контексте все эти наречия должны передавать особенности исключительно русской ментальности. Один из главных концептуальных тезисов выставки в центре «Зотов» состоит в следующем: «Конструктивизм — естественное продолжение русского сознания».
Но, даже если принять этот тезис, а главное — согласиться, что упомянутые выше разделы действительно фиксируют уникальные черты русской идентичности, сама экспозиция оказывается по своему содержанию гораздо шире любых концептуальных рамок.
Парадоксально, но собственно конструктивистских работ на выставке не так много: фигурам Ивана Леонидова, Якова Чернихова и Владимира Татлина было отдано значительное, но не центральное место в экспозиции. Наиболее звездные имена художников, представленных на выставке, — Петров-Водкин, Филонов, Гончарова, Лабас, — если и связаны с конструктивизмом, то лишь опосредованно. Объясняется это тем, что задача кураторов состояла в том, чтобы переосмыслить и максимально расширить наше понимание конструктивизма, сблизив его в результате с очень неоднородным набором явлений в истории русского искусства. Так что не стоит удивляться присутствию в экспозиции как некоторых произведений древнерусской живописи, так и многочисленных работ современных художников, не говоря о работах русского авангарда, московского концептуализма и разных направлений советской живописи.

Фото: Агентство Москва
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Как следствие, монтаж экспонатов на выставке выстроен по ассоциативному, отчасти даже поэтическому принципу: уже в самом первом зале, в преддверии основной экспозиции, соседствуют работы одного из главных теоретиков конструктивизма Алексея Гана и современной художницы Александры Митлянской, а своеобразной связующей рифмой к этому сочетанию прошлого и настоящего становятся знаменитые кадры из «Зеркала» Тарковского с видом на опушку леса и Маргаритой Тереховой, сидящей на изгороди. Тот же поэтический принцип соединения весьма различных предметов и форм искусства продолжается и во всех основных залах экспозиции: так, пейзаж мастера советского сурового стиля Георгия Нисского сближается с инсталляцией современного скульптора Романа Сакина «Лес» и документацией известной акции группы «Коллективные действия» под названием «Лозунг-1977».
Сам знаменитый лозунг «Я ни на что не жалуюсь, и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и ничего не знаю об этих местах» мог бы послужить удачным словесным отражением внутреннего состояния посетителей выставки «Русское невероятное». Действительно, несмотря на твердое ощущение непонимания всех принципов организации экспозиции и затрудненности ориентации в пространстве (заданного перечисленными выше наречиями),
выставке все же скорее удается завлечь большинство зрителей и заставить их принять непростые правила игры, как иногда сложному модернистскому роману удается увлечь читателя.
В пользу сравнения осмотра экспозиции с чтением сложного романа говорит также обилие сопроводительных текстов, которые в случае этой выставки явно не кажутся вторичными (достоинство это или недостаток — другой вопрос), а также короткие эффектные цитаты, по-своему комментирующие каждый раздел. Иногда это афористичные высказывания значительных представителей конструктивизма и авангарда, как, например, Ольги Розановой и Варвары Степановой, а иногда — подобранные по ассоциации цитаты из русской классики: так, фрагмент монолога Катерины из «Грозы» Островского сопровождает ту часть выставки, где размещены работы, связанные с темой полета, — дерзкие проекты летательных аппаратов 20-х годов («Летатлин» Владимира Татлина, «Летун» Петра Митурича и другие). Так, цитатность, связывающая между собой различные эпохи и формы русского искусства, становится одним из важнейших структурных принципов выставки.

Фото: Агентство Москва
Среди особо удачных и способных удивить разделов экспозиции — «Лихо», единственное из названий, которое можно прочитать не только как наречие, но и как существительное. В нем, возможно, раскрывается одна из самых актуальных сегодня черт «русского невероятного», а именно русский абсурд.
Былинный богатырь, сражающийся с черной супрематической фигурой (серия «Русские чудовища» арт-группы «Синие носы»), башня Татлина, произрастающая из шляпки мухомора (серия «Грибы русского авангарда» Елены Елагиной и Игоря Макаревича), черный костяной мавзолей Юрия Аввакумова, сделанный из костей домино, покрытых стразами «Сваровски», и наконец, одна из главных русских мистификаций — телесюжет Сергея Курехина и Сергея Шолохова, всем известный как «Ленин — гриб». Таким образом, зал «Лихо», с его смысловыми доминантами в виде Ленина, грибов и постоянной бессмысленной борьбы, разворачивающейся между разными версиями прошлого русской культуры и истории,
весьма удачно демонстрирует ту оборотную сторону «русского невероятного», которая обычно скрывается за утопическими стремлениями русского человека к безудержному полету мысли и преодолению границ.
Однако концептуальным завершением выставки стал гораздо более оптимистичный раздел «Вопреки» и его центральный объект — работа Эрика Булатова «Свобода есть свобода», основанная на знаменитом стихотворении Всеволода Некрасова. Семь раз повторенное «свобода есть» с последним ударным «свобода», кажется, за последние несколько десятков лет могло бы приесться и утратить свое изначальное почти революционное звучание, но реалии нашей жизни таковы, что эта простая и твердая формула, где бы она ни использовалась, приобретает значение своего рода тайного кода — для тех, кто понимает. И вопреки всему эти слова, в особенности на фоне чистого и ясного неба на картине Эрика Булатова, способны дать надежду на то, что «русское невероятное», какое бы «лихо» оно иногда ни будило, все еще может быть способно на действительно прекрасные мечты и творческие порывы.
Можно сказать, что выставка в центре «Зотов», которая продлится до 23 марта, вольно или невольно уже внесла и еще может внести свой вклад в те многочисленные дискуссии, которые в последние три года разворачиваются вокруг русской культуры и искусства во всем мире. Сделав акцент на переосмыслении понятия конструктивизма — одного из редчайших феноменов мировой культуры, зародившегося именно в России, кураторы выставки не просто предприняли амбициозную попытку обнаружить истоки этого направления и проследить его дальнейшее развитие, но и постарались выявить и сформулировать определенные законы русской ментальности, нашедшие и продолжающие находить выражение в самых разных формах искусства на протяжении нескольких веков. И хотя концепция выставки может показаться спорной и неоднозначной, а сама экспозиция — не самой простой для восприятия, проект «Русское невероятное» центра «Зотов» способен захватить внимание зрителей и пригласить их к размышлению о русском искусстве и его особой связи с русским самосознанием. А уж к какому наречию из названий разделов выставки это самосознание наиболее склонно в наше время — «лихо», «безмерно», «ввысь», «вот-вот» — тема отдельного и, пожалуй, уже не искусствоведческого разговора.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68