Столичный Депкульт, в ведении которого находится «Ленком Марка Захарова», решил изменить управленческую структуру театра. Для Марка Варшавера, бессменного директора «Ленкома» на протяжении без малого 40 лет, ввели должность президента. На его место назначили руководителя Театра на Юго-Западе Дмитрия Берестова. И впервые за долгие пять лет с момента смерти Марка Захарова в «Ленкоме» появилась должность художественного руководителя. Ее занял Владимир Панков, основатель студии SounDrama и худрук Центра драматургии и режиссуры.
Информацию о смене руководства в «Ленкоме» опубликовали «Ведомости» 22 января около 21.00 — со ссылкой на неназванный источник в Департаменте культуры Москвы. Тогда еще сами назначенцы ждали подписанных приказов. Впрочем, не впервые новости о театральных назначениях появляются в столь поздний час (так уже было в 2022 году, когда меняли руководство в «Гоголь-центре», «Школе современной пьесы» и «Современнике»).
Почему в разгар сезона?
Культурные власти вспомнили о «Ленкоме», едва войдя в рабочий ритм после новогодних праздников, и поменяли руководство театра в разгар 98-го сезона. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл скандал с Дмитрием Певцовым, разгоревшийся 15 января и подхваченный Александрой Захаровой. Некогда ведущий артист «Ленкома», ныне активно строящий политическую карьеру, громко прощался с театром, где служил 33 года, а дочь легендарного режиссера заявила, что ее лишили последней роли на родной сцене. Учредитель в лице Депкульта мог сменой руководства просто разрешить эти долгоиграющие склоки.
Хотя Марк Варшавер говорит, что о готовящемся решении знал заранее, он, похоже, оказался не готов к переменам. И остался ими не вполне доволен. Марк Варшавер — человек, который бо́льшую часть жизни посвятил «Ленкому». Он строил театр вместе с Марком Захаровым, который в 1973-м пришел сюда главным режиссером, вскоре стал художественным руководителем и был им до самой смерти в 2019-м.
Стремясь сохранить театр таким, каким он был при Захарове, в том же году Варшавер превратился из просто директора в директора с расширенными полномочиями, фактически совместив должности директора и худрука.
Марк Варшавер. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Три года в «Ленкоме» не было человека, который бы профессионально отвечал за художественное развитие театра. В сентябре 2022-го ввели должность главрежа — им стал Алексей Франдетти. Он поставил два музыкальных спектакля — «Маяковский» и «Кабаре Пушкин». На пресс-показе последнего Франдетти объявил журналистам, что покидает «Ленком», не доработав до завершения контракта год. Свою дальнейшую деятельность он собирался связать с Театром эстрады и совместно работать с Геннадием Хазановым, но, как показало время, его дальнейшая жизнь оказалась связана с Большим театром оперы и балета Узбекистана им. Навои. Франдетти назначили худруком коллектива в декабре 2024 года.
Неожиданный ход
Назначение Берестова и Панкова — первое и самое неожиданное решение московского Депкульта в 2025 году. Это вторая кадровая перестановка, осуществленная с приходом в ведомство нового руководителя — Алексея Фурсина, который прежде работал в Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы и Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства. В общем, это назначение человека, с культурой в работе прежде не соприкасавшегося. И этого не скрывающего —
на сборе труппы в одном из театров Фурсин так и заявил: почитал в интернете отзывы, чтобы понять, как к театру относятся зрители.
Владимир Панков. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Спектакли Владимира Панкова на фоне нынешнего репертуара «Ленкома» кажутся чем-то инородным. Он — создатель жанра SounDrama, которым названа и независимая студия музыкантов, хореографов, актеров, звукорежиссеров и композиторов, экспериментирующих в музыке и театре. Такую махину, как «Ленком», нельзя причислить ни к студийному, ни к экспериментальному театру. В последние годы без полноправного художественного лидера он держался в основном на неизменно аншлаговых спектаклях Марка Захарова и немного ожил с постановками Франдетти. В остальном же — сохранялось ощущение музейной замшелости. Как ни печально, но в директорских театрах это сплошь и рядом, особенно там, где главной задачей выбирают оберегать, как экспонат, наследие покойного руководителя.
Возможно, небезосновательно опытный и состоявшийся режиссер Владимир Панков в прошлые годы не шел работать в «Ленком» — ссылался на занятость, опасаясь работать в театре, где у директора полномочия расширены вплоть до художественных вопросов? Говорят, что Алексею Франдетти из-за этого тоже приходилось непросто. Но что бы там ни было, узнать, как «Ленком Марка Захарова» будет развивать Владимир Панков — интересно. Тем более что направление уже выбрано. Судя по его комментариям на свое назначение, которые растиражировали СМИ, он собирается возродить в «Ленкоме» традицию авторского музыкального театра.
Он подчеркивает, что Марк Захаров развивал именно авторский музыкальный театр, а не оперетту и мюзикл — и что этим же мы занимаемся в студии SounDrama.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Что касается Дмитрия Берестова, то опыт директорской работы у него есть только в Театре на Юго-Западе — и то менее двух лет: с апреля 2023 года. Снова возникает вопрос: небольшой Театр на Юго-Западе совсем не то же самое, что огромный «Ленком» — как тогда справится новый директор? Впрочем, под управлением Дмитрия Театр на Юго-Западе пережил ремонт, а это для директора бесценный опыт вне зависимости от масштабов театра.
Дмитрий Берестов. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Подстраховать нового директора может первый и пока единственный президент «Ленкома» Марк Варшавер. Как сообщает Депкульт, он «продолжит курировать развитие» театра. «Такая практика ранее уже использовалась в кураторстве: в Театре сатиры долгое время был президент, которым являлся Александр Ширвиндт», — говорят в ведомстве. Примеров, когда церемониальная должность президента выходила за рамки номинальных обязанностей, почти нет. Но, может, это именно тот случай? Если позволит уязвленное эго.
Снова «дайте два!»
Несмотря на новые должности в «Ленкоме», и Берестов, и Панков продолжат руководить прежними учреждениями — Театром на Юго-Западе и Центром драматургии и режиссуры соответственно. То есть в новом году столичный Департамент культуры продолжает старую песню: дает руководителям сразу по два театра в одни руки. Так уже было летом с «Современником», экс-Театром Виктюка и Театром сатиры. Спасибо, что не сливают друг с другом, как при Александре Кибовском (экс-глава Департамента культуры Москвы).
Руководителям из департамента, вошедшим в раж с акцией «два вместо одного», не стоит забывать,
что ресурсы человека ограничены. Одновременно развивать два независимых театра одному директору и/или худруку крайне сложно — видимо, поэтому на деле происходит если не слияние, то очень плотное сближение.
Самостоятельность Театра-сцены «Мельников» (в прошлом — Театр Виктюка) осталась лишь в громких словах Константина Богомолова — дирекция общая и труппа смешана с Театром на Бронной; на сцену Театра сатиры переезжают премьеры Театра на Ордынке, в которых занят худрук Евгений Герасимов; а «Современник» и Театр Табакова, объединенные фигурой Владимира Машкова, выпускают совместные спектакли и живут в рамках проекта «ТОТ «Современник», деля на двоих здание на Чистых прудах.
При этом, конечно, одна из наболевших тем — пустая «скамейка запасных». Ни директоров, ни худруков просто нет — частично поэтому по два театра вручают уже действующим. Департамент культуры даже запустил конкурс под названием «Подмастерье»: «Победители войдут в кадровый резерв руководителей столичных театров», — сообщается на официальном сайте. Хочется быть оптимистами и верить, что со временем этим подмастерьям хватит таланта дорасти до мастеров культуры.
Софья Елецкая
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68