СюжетыКультура

Искусство на госзаказ

Как лояльность стала главным музейным экспонатом. О кадровых перестановках в Пушкинском

Искусство на госзаказ

Елизавета Лихачева во время пресс-показа выставки «Салоны» Дидро. Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

16 января стало известно, что директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева покинула свой пост. На ее место назначили Ольгу Галактионову, ранее занимавшую должность управляющей музейно-выставочного центра РОСИЗО (двусмысленное название в наших реалиях).

Елизавета Лихачева проработала на посту директора Пушкинского музея меньше двух лет, и, как написал Forbes, ссылаясь на источники в Минкультуры, причинами ее увольнения стали якобы недостаточное внимание к управлению музеем, частые командировки и «провокационные» высказывания. Последнее больше всего похоже на правду: Лихачева действительно не боялась высказывать свое мнение, даже если оно не совпадало с мнением большинства или с мнением властей.

Первое, что сделала на посту директора Лихачева, — вернула постоянную экспозицию, существовавшую при прежнем директоре Ирине Антоновой. Дело в том, что при Марине Лошак (в 2021 году) музей стремился к модернизации и актуализации экспозиций, включая сотрудничество с современными художниками и кураторами выставок.

В 2021 году была проведена реэкспозиция, разработанная сценографом Патриком Уркадом, которая изменила представление коллекции: она включала перекраску стен в светло-серый цвет, изменение планировки и высоты перегородок, а также новую развеску.

Проблема была в том, что новые узкие проходы были не только неудобны для зрителя, но и небезопасны для картин: работу Рембрандта, например, посетительница однажды случайно задела сумкой. Лихачева критически оценила эти нововведения, назвав реэкспозицию неудачной и отметив, что из-за нее значительная часть коллекции оказалась в фондах, лишив посетителей возможности видеть многие шедевры. В отличие от этого подхода, Лихачева решила вернуть прежнюю экспозицию, подчеркивая важность демонстрации полной коллекции музея и сохранения его классического облика. Традиционная экспозиция подразумевала и более консервативную, тематическую и хронологическую структуру.

Конечно, при таком традиционалистском курсе ни о каком современном искусстве, в том числе и его внедрении в постоянную экспозицию, речи быть не могло — видео-арт и медиаискусство были исключены из программы музея.

Были у Лихачевой и планы относительно музейного городка ГМИИ: она отказалась от строительства так называемых «цистерн» для подземного музейного хранилища и решила не начинать реконструкцию главного здания, пока не закончится стройка вокруг музея. При этом работа над созданием музейного квартала ГМИИ началась еще в конце 2000-х. С тех пор он подвергался критике по самым разным поводам — прежде всего, из-за значительного превышения бюджета и неэффективного расходования средств. Запланированные расходы сильно выросли по ходу стройки, сроки реализации проекта затянулись. И к тому же, как всегда, возникли опасения, что масштабные строительные работы плохо повлияют на историческую архитектуру и культурное наследие.

Пушкинский музей. Фото: соцсети

Пушкинский музей. Фото: соцсети

Елизавета Лихачева как глава одного из главных музеев в стране и как общественный деятель запомнится несколькими актами директорского несогласия — и в первую очередь тем, что она высказалась против передачи РПЦ Рублевской «Троицы». Именно она предупредила, что икона может быть повреждена или даже утрачена, если ее надолго убрать из музея. «Троица», как сказала Лихачева, давно не воспринимается как чудотворная икона, и значение ее — не религиозное, а культурное.

В то же время при Елизавете Лихачевой Пушкинский музей активно развернулся и в «новых» присоединенных регионах: с 2023 года он открыл семь детских центров на территории ДНР, ЛНР и Запорожской области.

Из стенограммы заседания Министерства культуры известно, что там уже проведено 123 культурных мероприятия. ГМИИ также сотрудничал с художественными музеями в Донецке и Мариуполе.

Но присоединенными территориями он не ограничился: еще Лихачева заявляла о необходимости восстановить сотрудничество с музеями и искусством Индии, являющейся сегодня одной из немногих дружественных стран для России. Она вспоминала последние музейные связи с Индией в период СССР в конце 1980-х годов, когда проходил фестиваль индийско-советской дружбы, — и, видимо, хотела повторить советский опыт.

Но повторять она собиралась, скорее всего, только лучшее — с учетом тех высказываний о Сталине, которыми Лихачева известна и которые вызвали повышенное внимание как «народа», так и депутатов Госдумы. В интервью она заявила:

«Сталин сдох. Проехали. Он для нас предмет поп-культуры, как Микки Маус».

Формулировка оказалась взрывоопасной: бывший директор ГМИИ явно недооценила, как болезненно реагирует до сих пор общество на «кремлевского горца». Эту фразу восприняли как призыв закончить разговор о Сталине и больше к нему не возвращаться — и понравилось это, конечно, не всем.

Читайте также

Из музея — в военкомат

Из музея — в военкомат

Анна Трапкова — директор Музея ГУЛАГа: как ее опыт управления Музеем Москвы может сказаться на экспозиции и отношении к исторической памяти

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

И все-таки о Сталине она вспомнила и сама — когда стала единственным музейщиком, публично заступившимся за Музей ГУЛАГа в ноябре 2024 года: закрытие музея, сказала она, «…это глупость. Говоря словами товарища Сталина: «Глупость, граничащая с преступлением». Люди, которые принимали решение о закрытии музея под таким, мягко говоря, странным предлогом (нарушение правил пожарной безопасности из-за вентиляционной шахты метрополитена, которая была там всегда Ред.), не понимают, что они делают».

Эта реплика тоже стала резонансной: по соцсетям прошел слух, что именно это высказывание Лихачевой в защиту Музея ГУЛАГа стало причиной для ее увольнения из Пушкинского. Если это действительно так, то ее отставка — очередной пример реабилитации советских репрессий.

Сбитые с фасада стальные таблички «Последнего адреса» и из бумажные копии, установленные волонтерами. Фото: телеграм-канал Ксении Басилашвили

Сбитые с фасада стальные таблички «Последнего адреса» и из бумажные копии, установленные волонтерами. Фото: телеграм-канал Ксении Басилашвили

По загадочному стечению обстоятельств в день объявления об увольнении Лихачевой со стен Пушкинского музея были сбиты и уничтожены таблички «Последнего адреса» с именами репрессированных в 1930-е годы. Это уже не первый случай не только для российских городов вообще или Москвы в частности, но и для самого Пушкинского: летом 2024 года неизвестные тоже сбили таблички, после чего музей восстановил их за свой счет — но это не помогло. Лихачева тогда прокомментировала:

«Это часть истории моей страны, и я не вижу ничего страшного в их присутствии. Проблема репрессий в том, что они были незаконными, что было признано даже советской властью».

…А вот деятельность РОСИЗО, где работала Ольга Галактионова, всегда соответствовала политическим и культурным целям государства. Еще в 2016 году Министерство культуры России под руководством Владимира Мединского решило ликвидировать независимость Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) и присоединило его к РОСИЗО. ГЦСИ, который был основан в 1992 году Леонидом Бажановым и на протяжении своего существования считался важной институцией для развития современного искусства в России, был в какой-то мере «инкорпорирован» в более широкую систему государственного контроля через РОСИЗО.

Это решение вызвало тогда протесты и скептические высказывания, потому что ГЦСИ воспринимался как независимая культурная институция, а его включение в структуру РОСИЗО фактически ограничивало его автономию. В это время директором РОСИЗО был военный Сергей Перов, который впоследствии получил еще более высокие должности в государственных структурах: сначала как заместитель главы департамента культуры правительства Москвы, а затем, в 2024 году, — как глава совета директоров фонда «Сколково».

Ольга Галактионова. Фото: соцсети

Ольга Галактионова. Фото: соцсети

Потом РОСИЗО также забрало региональные филиалы ГЦСИ, которые позднее были переданы в ведение Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — и это обозначило новый этап централизации управления культурными учреждениями в России.

Под руководством Ольги Галактионовой РОСИЗО, как и Пушкинский, тоже с энтузиазмом осваивал «новые регионы» — в частности, в период ее директорства были открыты детские центры и Музей кино в городе Шахтерске, находящемся на территории ДНР. Музей кино в Шахтерске стал платформой для демонстрации фильмов, образовательных программ и выставок, связанных с историей и развитием российского киноискусства.

Одной из крупных выставок, организованных во время директорства Галактионовой, были «Кукрыниксы» — выставка в московском Манеже продолжалась до декабря и была приурочена к 100-летию образования творческого союза Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Экспозиция включала работы, отражающие различные периоды их творчества: довоенные годы, Великая Отечественная война, участие в Нюрнбергском процессе, холодная война. Притом что выставка, надо признать, была по-настоящему масштабной и качественной, основной ее посыл был понятен: это была очередная попытка кивнуть в сторону того, как работали профессионалы советской пропаганды, и намекнуть, что сегодняшним неплохо бы у них поучиться.

В общем и целом —

кадровая чехарда в московских музеях пока приводит к единственному выводу: что Министерство культуры теперь более тщательно подходит к выбору кандидатов на пост директоров государственных музеев, заменяя непокладистых более лояльными.

Несмотря на то, что Елизавета Лихачева в чем-то соответствовала этому образу, некоторые ее публичные высказывания, расходящиеся с официальной государственной линией, заставили в ней усомниться. Судя по всему, теперь директор музея должен не только соответствовать официальным идеологическим установкам, но и быть частью этой системы, — и Ольга Галактионова этому критерию вполне соответствует.

Джульетта Саркисян

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow