Совет директоров Банка России решил сохранить ключевую ставку на уровне 21%. Объясняя свое решение, ЦБ заявил, что произошло «более существенное ужесточение денежно-кредитных условий», чем предполагало решение по ставке в октябре. Причем произошло это из-за факторов, «автономных от денежно-кредитной политики», отметил регулятор.
По мнению ЦБ, рост кредитования замедлился во всех сегментах, в том числе корпоративное — впервые с начала года. При этом инфляция в России продолжает расти: в ноябре она достигла 8,88% годовых, что уже выше прогноза ЦБ по итогам года — 8-8,5%.
Даже при сохранении ставки на уровне 21% российской экономике потребуется длительный период жесткой денежно-кредитной политики, отметила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она допустила, что в феврале ЦБ может повысить ставку, если масштаб перегрева спроса не снизится.
- Большинство экспертов ожидали, что ЦБ повысит ставку до 23%, и для российского рынка ее сохранение стало сюрпризом.
- 19 декабря, накануне заседания ЦБ, Bloomberg со ссылкой на источники писал, что на Набиуллину из-за рекордно высокой ставки жаловались политические элиты. В том числе, по данным агентства, премьер Михаил Мишустину жаловался Путину на то, что меры ЦБ мешают правительству поддерживать экономику, которая находится под давлением санкций.
- Путин в ходе прямой линии, отвечая на вопрос о ключевой ставке, говорил, что Набиуллина «сама, наверное, пока не знает», каким будет решение. «Надеюсь, оно [решение] будет взвешенным и будет отвечать требованиям сегодняшнего дня», — сказал Путин.